Рефераты. Темперамент у детей дошкольного возраста 3-5 лет

b>3) Флегматики. Пожалуй, такого ребёнка назовут одним из самых дисциплинированных в классе. Ведь ему совсем нетрудно выдержать 30 - 35 минут урока, сидеть тихо и спокойно. Однако могут возникнуть проблемы, связанные с замедленными реакциями ребенка. Особенно сложно бывает ученику флегматику успеть за темпом урока учителя-холерика. Конечно, было бы идеально, если бы темпераменты преподавателя и учащихся совпадали, но так бывает далеко не всегда. Родителям обязательно нужно поговорить с учителем, рассказать, что ребёнок может иногда не сразу ответить на его вопрос не потому, что он не выучил урок или чего-то не знает. Просто такой ученик медленнее реагирует на вопросы, заторможен, не может быстро включится в работу. Нельзя ругать ребёнка за медлительность, ему необходимо давать время на то, чтобы подготовиться к ответу, переключится с одного вида деятельности на другой.

Родители значительно облегчат адаптацию ребенка-флегматика к темпу уроков, если почаще будут проводить с ним игры с элементами соревнования (“Кто быстрее ответит”, “Кто быстрее найдет” и т.п.) Если имеется возможность поиграть с группой детей, предложите им веселую и увлекательную игру “Быстрые ответы". В быстром темпе детям, стоящим на одной линии, задаются вопросы, на которые нужно ответить сразу же, без долгого раздумывания. Вопросы самые простые, и на них можно отвечать не только буквально, но и шутливо. Например, на вопрос: “Почему мороженое холодное? ” - можно ответить: “Потому что оно в холодильнике". Ответивший на вопрос делает шаг вперед. Тот, кто первым достигает финишной черты, выигрывает. Он становится ведущим в следующей игре. Очень полезными будут также игры с мячом: футбол, волейбол, внезапное бросание мяча друг другу, сопровождающееся словами “на”, “держи”, “лови", “бросай", “поймай”.

3) Меланхолики. Проблем со школьной дисциплиной у такого ребёнка, скорее всего, не возникнет. Однако учиться, возможно, будет трудно, ведь из всех типов темпераментов меланхолический - единственный слабый. А это значит, что малыш не может выдерживать длительных умственных нагрузок. Он быстро устает на уроках, нуждается в частых перерывах, более длительном отдыхе.

Дети-меланхолики очень чувствительны, болезненно реагируют на любые замечания учителя, не выносят резких и грубых замечаний в свой адрес. То, что другие воспримут как пустяк, для них - трагедия. Нелегко складываются у ранимых детей отношения с одноклассниками. Любой незначительный конфликт может надолго вывести их из состояния равновесия. Как следствие - слезы, нежелание идти в школу, жалобы на грубость детей и недоброжелательность учителя.

Не нужно пытаться родителям "переделать" своего ребенка, ни в коем случае не ругать за плаксивость, обидчивость и т.д. А вот помочь адаптироваться к школьной жизни, поддержать его в трудную минуту им под силу. Нужно рассказывать ему, что не следует отчаиваться в самой, казалось бы, неприятной ситуации (не все так плохо, как кажется). У всех людей бывает неважное настроение или самочувствие, в этот момент они не так любезны, как хотелось бы, могут невежливо ответить, резко оборвать собеседника. Не следует воспринимать это как личную трагедию, а просто постараться не обращать на такие вещи внимания, не переживать по любому поводу.

Что касается быстрой утомляемости ребенка, то помочь смогут частые перерывы, физкультминутки, проводимые как во время домашних занятий, так и на уроках в школе. Здесь так же нужно поговорить с учителем, выяснить, как он работает с детьми. Менее всего такому школьнику подойдет преподаватель авторитарного типа, проводящий занятия в жесткой манере. Идеальный вариант - учитель, ведущий уроки в игровой форме, с использованием интервалов для эмоционально-психической разгрузки. В любом случае можно убедить учителя учитывать темперамент ребенка меланхолика, который при всем желании не может быть таким работоспособным, как, скажем, сангвиник.

Заключение

Таким образом, проведя анализ литературы как наших, так и зарубежных ученых, занимающихся изучением темперамента человека и его свойств, мы сравнили предполагаемые ими результаты с получившимися в итоге нашей экспериментальной деятельности проведённой в МДОУЦРР № 60 "Крепышок" и пришли к выводу, что они очень близки.

При изучении типа темперамента были использованы: метод беседы и методика "Наконечник" В.А. Горбачёва и экспериментальная методика разработанная Ю.А. Самариным "Перенос кубиков". Для изучения экспертных оценок была использована методика, представленная в виде коммуникативно-личностного опросника для родителей, воспитателей и родственников ребёнка "Каков ребёнок во взаимоотношениях с окружающими людьми?" и методика "Выбор в действии".

Было выявлено, что свойства темперамента зависят от одного и того же общего типа нервной системы, не представляют собой психологически не связанного бесструктурного конгломерата между ними имеется вполне закономерная взаимосвязь и взаимозависимость.

По результатам исследования видно, что количество холериков и сангвиников в старшем дошкольном возрасте преобладающее, намного меньше флегматиков и очень мало меланхоликов (в обследуемой нами группе детей таковых вообще не оказалось). С повзрослением детей картина будет меняться.

Благодаря проведённой работе, нам удалось достигнуть определённых результатов. А именно, выяснили, что свойства темперамента влияют и на статус старшего дошкольника в коллективе сверстников. Такой статус более высок у дошкольников холериков, у сангвиников наблюдается средний статус в коллективе и самым низким статусом обладают флегматики и меланхолики. Согласно проведённым исследованиям, нами были выработаны методические рекомендации для педагогов и родителей старших дошкольников.

Список литературы

1. Айзенк Г., Сарджет К. Проверьте свои экстрасенсорные способности: тесты, игры. М., 1997.

2. Аверьянов М.Д. Детская психология. М., 1998.

3. Белоус В.В. Темперамент и деятельность, учебное пособие. Пятигорск, 1990.

4. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1996.

5. Диагностика и коррекция психологического развития дошкольников. Под редакцией Я.П. Коломенского, Е.А. Панько. Минск, 1997.

6. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Краткий психологический словарь. М., 1998.

7. Ересь Е.П. Темперамент и его воспитание у школьников. Минск, 1960.

8. Жутикова Н.В. Учителю о практике психологической помощи М., 1988.

9. Запорожец А.В., Эльконин Д.Б. Психология детей дошкольного возраста. М., 1964.

10. Изард К.Э. Психология эмоций. С-Пб., 1999.

11. Леонтьев А.Н. Умственное развитие ребёнка. М., 1970.

12. Кречмер Э. Теория темпераментов. // Психология индивидуальных различий.

13. Хрестоматия. М., 2000.

14. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей дошкольного возраста - М., 1988.

15. Крутиков В.А., Немов Р.С. Психология. М., 1994.

16. Красина Е.В. Педагогика. М., 1976.

17. Левшина Н.В. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя. М., 1984.

18. Логвинова М.А. Возрастная психология. Учебник. М., 1996.

19. Лукинов А.Г. Что такое темперамент? Буклет. Львов, 1989.

20. Маклаков А.Г. Общая психология. С-Пб., 2000.

21. Мерлин В.С. Очерк теории темперамента - М., 1964.

22. Мирсон Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика. М., 1981.

23. Морин Р.Я. Как правильно воспитывать ребёнка. Донецк, 1992.

24. Небылицын В.Д. Актуальные проблемы дифференциальной психофизиологии. // Психология индивидуальных различий. Хрестоматия. М., 2000.

25. Немов Р.С. Психология. Учебник. Т.1. М., 1995.

26. Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка 6-7 лет - М., 1992.

27. Павлов И.П. Полное собрание сочинений. Изд.2-е. Т.2-3. М., 1966.

28. Петровский А.В. Введение в психологию. М., 1995.

29. Петровский В.А., Виноградова А.М., Кларина Л.М. и др. Учимся общаться с ребенком. М., 1993.

30. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., 1998.

31. Ромашёв Н.С., Ватутина Н.К. Педагогический практикум. Воронеж, 1999.

32. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Т. II М., 1989.

33. Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. М., 1979.

34. Русалов В.М. О природе темперамента и его места в структуре индивидуальных свойств человека. // Вопросы психологии. 1985 № 1.

35. Русалов В.М. Опросник структуры темперамента. Метод. пособие. М., 1990.

36. Стадник Э.К., Ниц К.О. Основы общей психологии и педагогики.М., 2001.

37. Теплов Б.М., Небылицын В.Д. Изучение основ свойств высшей нервной системы и их значение для психологии индивидуальных различий. // Вопросы психологии. 1963, № 5.

38. Теплов Б.М. Современное состояние вопроса о типах высшей нервной деятельности человека и методика их определения. // Психология индивидуальных различий. Хрестоматия. М., 2000.

39. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М., 1982.

40. Сухачёв А.Н. Диагностическая психология. М., 1996.

41. Тополев И.Д. Проблемы детской педагогики. // Психология индивидуальных различий. Хрестоматия. М., 1999.

42. Уфимцева Е.А. Исследование психологических особенностей человека. // Психолог. Ежемесячник. СПб., 1997.

43. Эльконин Д.Б. Детская психология. М., 1980.

44. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1986.

45. Якушева Т.Г. О педагогическом такте учителя. М., 1970.

46. Янкуль П.В. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2000.

Приложение

Таблица 1

Группа дошкольников

№ П/П

Фамилия, имя

1

Алифиренко Женя

2

Алексеева Наталья

3

Анфёров Максим

4

Вильданцева Катя

5

Воронин Максим

6

Гуревич Николай

7

Дудченко Владимир

8

Ершова Настя

9

Житков Кирилл

10

Журавлёва Ольга

11

Заиченко Алексей

12

Ильясов Руслан

13

Ишимов Михаил

14

Карпова Елена

15

Кириченко Денис

16

Кириченко Артём

17

Котова Ирина

18

Лаврова Наталья

19

Лалеян Алла

20

Левченко Кирилл

21

Лунькин Константин

22

Маркина Елена

23

Муратова Бая

24

Травкин Антон

25

Тумасова Мадина

26

Урсова Лиза

Таблица 2

Показатели темперамента

п/п

Ф.И.

Тип темперамента

1

Алифиренко Женя

Холерик

2

Алексеева Наталья

Сангвиник

3

Анфёров Максим

Сангвиник

4

Вильданцева Катя

Холерик

5

Воронин Максим

Холерик

6

Гуревич Николай

Сангвиник

7

Дудченко Владимир

Флегматик

8

Ершова Настя

Холерик

9

Житков Кирилл

Сангвиник

10

Журавлёва Ольга

Холерик

11

Заиченко Алексей

Холерик

12

Ильясов Руслан

Холерик

13

Ишимов Михаил

Холерик

14

Карпова Елена

Флегматик

15

Кириченко Денис

Холерик

16

Кириченко Артём

Сангвиник

17

Котова Ирина

Холерик

18

Лаврова Наталья

Холерик

19

Лалеян Алла

Сангвиник

20

Левченко Кирилл

Холерик

21

Лунькин Константин

Флегматик

22

Маркина Елена

Холерик

23

Муратова Бая

Сангвиник

24

Травкин Антон

Холерик

25

Тумасова Мадина

Сангвиник

26

Урсова Лиза

Флегматик

Таблица 3.

Показатели темперамента дошкольников в процентном отношении

№ п/п

Типы темперамента

Абсолютный показатель, чел.

Относительный показатель,%

1

Сангвиник

8

30,7%

2

Холерик

14

53,6%

3

Флегматик

4

15,7%

4

Меланхолик

-----

-----

Таблица 4

Оценки методики "Выбор в действии"

п/п

Ф.И.

Статус дошкольника

1

Алифиренко Женя

12

2

Алексеева Наталья

8

3

Анфёров Максим

4

4

Вильданцева Катя

12

5

Воронин Максим

12

6

Гуревич Николай

12

7

Дудченко Владимир

4

8

Ершова Настя

8

9

Житков Кирилл

12

10

Журавлёва Ольга

8

11

Заиченко Алексей

12

12

Ильясов Руслан

12

13

Ишимов Михаил

8

14

Карпова Елена

4

15

Кириченко Денис

4

16

Кириченко Артём

12

17

Котова Ирина

12

18

Лаврова Наталья

8

19

Лалеян Алла

12

20

Левченко Кирилл

12

21

Лунькин Константин

0

22

Маркина Елена

8

23

Муратова Бая

4

24

Травкин Антон

12

25

Тумасова Мадина

8

26

Урсова Лиза

0

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.