Динамика показателей технико - тактической подготовленности
№
Контрольные нормативы
2004 - 2005
2005 - 2006
Всего за период
изменение
%
1.
Передача мяча сверху двумя руками над собой стоя в кругу d - 3м,высота передачи h- 5м; кол - во раз
+ 5,6
15,2
19,7
29,4
35,6
53,2
2.
Передача мяча сверху двумя руками стоя у стены l - 3м, h - 1,5 м; кол - во раз
+12,5
43,4
27,4
34,8
62,4
79,3
3.
Передача мяча снизу двумя руками стоя у стены l - 3 м, h - 1,5 м; кол - во раз
+8,7
24,8
28,8
34,6
+56,7
68,2
4.
Серии передач мяча сверху - снизу (1 серия) в кругу d - 3м, h - 1,5 м; кол - во серий
+5,9
25,8
11,7
29,9
+ 22,1
56,5
5.
Подача верхняя прямая в левую, правую половину площадки; 10 попыток (по 5 в каждую); кол - во раз
1,6
27,1
+0,3
4,7
+ 2,1
32,8
6.
2-я передача мяча сверху двумя руками из 3-й зоны в 4 (2); 10 попыток (по 5 в каждую зону); кол - во раз
1,1
18,6
+ 4,7
55,9
7.
Прием подач в 1(5) зоне с доводкой в 3-ю зону;10 попыток (по 5 в каждой зоне); кол -во раз
0,4
9,7
+ 1,7
25,7
+ 2,9
43,9
Примечание: все различия показателей достоверны при р<0,05
Эффективность У.Т.П. с оптимизацией состава средств и методов обучения в сторону увеличения времени на упражнения скоростно -силовой направленности (80%) от общего времени физической подготовки положительно сказались на развитие технико -тактических действий юных волейболистов на этапе начальной подготовки (таблица 2,3).
Глава 3. Контроль за уровнем развития быстроты и скоростно-силовых качеств у волейболистов различной квалификации
Для решения задач оптимального управления подготовкой спортивных резервов необходимо систематически оценивать изменения функционального состояния, уровня подготовки, соответствие тренировочных нагрузок адаптационным возможностям спортсменов в течение всего периода подготовки. Информацию об этих изменениях можно получить, применяя научно обоснованную систему контрольных испытаний и нормативов, показателей функционального состояния, являющихся, по сути, системой комплексного контроля в управлении подготовкой спортсменов. Как отмечает В.М.Зациорский, такая система, кроме сбора необходимой информации, должна включать в себя сопоставление с имеющимися данными и последующий анализ.
Известно, что волейболисты должны обладать большим запасом двигательных умений и навыков, быть всесторонне подготовленными к различным видам мышечной деятельности. Согласно концепции профессора Набатниковой М.Я. (1982) успех в многолетней подготовке спортсмена может быть обеспечен лишь при условии реализации принципа соразмерности развития основных физических качеств.
Учитывая, что эффективность технико-тактических действий волейболистов лимитируется уровнем развития быстроты и скоростно-силовых качеств, была поставлена задача: выявить параметры развития быстроты и скоростно-силовых качеств, необходимые для выполнения нормативов в волейболе от III разряда до мастера спорта. С целью решения данной задачи были проведены исследования 96 спортсменов. Для определения уровня развития быстроты применялось такое контрольное упражнение: игрок перемещается от середины лицевой линии волейбольной площадки последовательно к каждой из семи отметок (обозначенных набивными мячами), касаясь ее рукой и возвращаясь в исходное положение-время фиксируется секундомером. Это контрольное испытание в специальной литературе получило название-бег "елочка" (Ю.Д.Железняк, 1970). Об уровне скоростно-силовой подготовленности волейболистов судили по результатам в метании набивного мяча (весом 1 кг) двумя руками из-за головы в положении сидя на полу и в прыжке, а также по прыжку в высоту с места, определяемому с помощью методики В.М.Абалакова (1966). Регистрировался лучший результат из трех попыток (табл. 1).
Таблица 1
Уровни развития быстроты и скоростно-силовых качеств у волейболистов различной квалификации
Виды контрольных
испытаний (тестов)
Мастер спорта
I разряд
II разряд
III разряд
X± m(М)
Бег "елочка", с.
Метание набивного мяча весом 1кг:
сидя
в прыжке
Прыжок в высоту с места, см
26.03± 0.16
8.25± 0.18
12.96± 0.21
49.37± 0.64
25.18± 0.12
7.98± 0.16
12.53± 0.24
47.66± 1.07
28.5± 0.15
7.51± 0.08
12.43± 0.17
48.9± 0.44
29.7± 0.12
6.09± 0.09
9.03± 0.17
44.18± 0.47
Рис. 1. Метание набивного мяча сидя.
Рис. 2. Метание набивного мяча в прыжке.
Рис. 3. Прыжок в высоту с места.
Рис. 4. Динамика развития быстроты перемещений.
Рассматривая результаты исследований, приведенные в таблице 1, видно, что с ростом квалификации у волейболистов улучшается быстрота перемещений в беге "елочка" с 29,7 с. у спортсменов III разряда до 25,18 с. у спортсменов I разряда и снижается до 26,03 у мастеров спорта. При этом отмечается стабилизация данного показателя на уровне III и II разрядов и наибольший прирост у перворазрядниц (Рис. 4).
Исследования уровня развития скоростно-силовых качеств дали такие результаты: метание набивного мяча сидя показало статистически значимое улучшение от III разряда до мастера спорта, наибольший прирост в этом контрольном испытании заметен на уровне от III до II разряда и равномерно изменяется от II разряда до мастера спорта. (Рис. 1.).
В тесте "метание набивного мяча в прыжке" наблюдается такая же закономерность. (Рис. 2.).
Характеризуя контрольное испытание "прыжок в высоту с места" нужно отметить такие особенности: от III до II спортивного разряда происходит закономерный рост с 44,18 см до 48,9 см, но к уровню I разряда этот показатель падает до 47,66 см, а у мастеров спорта снова растет, достигая 49,37 см.
Итоги исследования позволяют отметить:
1. В ходе тестирования подтверждена тесная взаимосвязь уровня развития быстроты и скоростно-силовых качеств со спортивным результатом волейболистов на этапах от III разряда до мастера спорта.
2. Представленные в таблице данные могут служить ориентирами развития быстроты и скоростно-силовых качеств при подготовке волейболистов различной квалификации.
Заключение
Учитывая, что выполнение всех технических и тактических элементов волейбола требует точности и целенаправленности движений, большинство технических приемов в волейболе (подача, атака, блок) требует проявления взрывной силы. Поэтому физическая подготовка волейболиста должна быть направлена на развитие скоростно-силовых способностей спортсмена.
Все игровые действия в волейболе специфичны для исследуемого направления скоростно-силовых способностей волейболистов.
Дальнейшие исследования в данном направлении могут:
· уточнить возрастные границы наиболее интенсивного прироста отдельных компонентов скоростно-силовых способностей юных волейболистов 10-14 лет;
· установить силовую эффективность различных упражнений скоростно-силового характера и их влияние на формирование технико-тактической подготовленности;
· экспериментально определить рациональные показатели количества повторений и длительности интервалов отдыха при выполнении упражнений скоростно-силового характера для волейболистов 10-14 лет;
· разработать педагогическую технологию физической подготовки с преимущественным развитием скоростно-силовых способностей юных волейболистов.
Результаты исследования могут быть использованы при отборе средств и методов тренировки, а также при нормировании нагрузки с учетом морфо-функциональных особенностей волейболистов, что позволит повысить уровень их специальной, физической, технико-тактической подготовленности и эффективности всего У.Т.П. Предлагаемый методический подход, основывающийся на первоочередном развитии скоростно-силовых способностей юных волейболистов, представляет возможность рационализировать состав и распределение средств тренировки и повысить эффективность начальной подготовки в целом.
Список литературы
1. Айрапетьянц Л.Р., Годик М.А. Спортивные игры (техника, тактика, тренировка). - Т: Изд-во им. Ибн Сины, 2004. - 165 с.
2. Верхошанский Ю.В. Экспериментальное обоснование средств скоростно-силовой подготовки в связи с биологическими особенностями скоростных упражнений: Автореф. дисс. канд.пед.наук - М., 2003. - 25 с.
3. Верхошанский Ю.В. "Ударный" метод развития "взрывной" силы // Теория и практика физкультуры. - 2004. - №8. - С. 59.
4. Губа В.П. Морфобиомеханические исследования в спорте. - М.; Спорт. Академ. Пресс 2005. - 120 с. (наука - спорту)
5. Железняк Ю.Д., Кунянский В.А. Волейбол: У истоков мастерства / Под ред. Ю.В. Питериева - М. Издательство // (ФЛИР - бресс), 2006. - 336с.
6. Зациорский В.М. Теоретические и метрологические основы отбора в спорте. Учебное пособие для слушателей УСО и ВНП/ГЦОЛИФК - М. 2005. - 41с.
7. Зациорский В.М., Смирнов Ю.И. Влияние градиента силы на результат скоростно-силового движения // Теория и практика физ.культуры. - 2005. - №7. - С.63 - 68.
8. Игнатьева В.Я. Скоростно-силовая подготовленность юных гандболистов // Теория и практика физкультуры, - 2005. - №8. - С. 24-26.
9. Кудрявцев В.Д. Обоснование выбора тестов скоростно-силового характера для отбора студентов в секции баскетбола и волейбола // Теория и практика физической культуры. - 2006. - №10. - С.14-15.
10. Клещев Ю.Н. Волейбол. Подготовка команды к соревнованиям. Учебное пособие - М.; Спорт. Академия. Пресс 2002. - 192 с.
11. Кхелифа Риад Бен Яссин. Совершенствование технического мастерства баскетболистов с учетом биомеханических особенностей их моторики. Дисс. канд. наук по физ. Воспитанию и спорту. /УГУФВС. - Киев, 2006. - 182 с.
12. Марков К.К. Содержание соревновательной деятельности в волейболе и методика совершенствования функциональной подготовки спортсменов. Методические указания. Иркутск. 2004 - 47 с.
13. Озолин Н.Г. Настольная книга тренера. Наука побеждать - М.;ООО "Издательство Астрель"; 2003. - 863 с. (профессия - тренер)
14. Селуянов В.Н., Шестаков М.П. Определение одаренностей и поиск талантов в спорте. - М.; Спорт. Академ. Пресс 2004. - 112 с. (наука - спорту).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6