Рефераты. Теория детского коллектива в трудах А.С. Макаренко

p align="left">Большое значение придает А.С. Макаренко морально-политическому облику воспитателя. Не только мастерство, но качества личности, характер педагога является "инструментом" воспитательной работы. Только характер сможет сделать характер, говорил еще К.Д.Ушинский, а Макаренко подчеркивал, что никакие рецепты не помогут, если в самой личности воспитателя есть большие недостатки.

Создание целеустремленного, дружного, творческого коллектива педагогов, их систематическое самообразование и самосовершенствование - таковы необходимые условия успешной работы педагогов.

Итак, организация деятельности воспитательного коллектива идет по разным линиям; она заключается в делении общего коллектива на первичные коллективы. Такой коллектив может быть организован и как обычный класс, и как бригада и как отряд, важно, что бы все члены этого коллектива находились в постоянном деловом, дружеском, бытовом и идеологическом объединении. В оформлении жизни и деятельности детского коллектива особое значение придается стилю и тону коллектива. Отношения детей в коллективе, их общее настроение, общая культура поведения и, наконец, отношение детей к своим обязанностям - все это создает определенную физиономию коллектива, определенный стиль и тон его жизни.

Важнейшим признаком организованного педагогического коллектива является его единство. Особое внимание А.С. Макаренко уделял вопросу о стаже педагогического коллектива. Он должен накопить опыт коллективной работы в конкретных условиях, определенный минимальный "срок жизни". Большое значение Антон Семенович придавал морально-политическому облику воспитателя. Не только мастерство, но и качество личности, характер педагога является "инструментом" воспитательной работы.

5. Шестнадцать пламенных лет

Период работы Макаренко в колонии имени А.М. Горького и коммуны имени Ф.Э. Дзержинского является основным и важнейшим этапом его творческой деятельности. За эти годы у Антона Семеновича окончательно сложилось целостная педагогическая концепция, являющаяся образом творческого соединения практики и теории, проверенная и насыщенная как его собственным опытом, так и опытом всей советской школы в целом.

Если представить себе развитее колонии имени Горького схематически, то оно есть не что иное, как осуществление колонистами под руководством Макаренко одной за другой простых жизненных задач, естественно, с необходимостью вытекающих из нужд колонии: если в колонии мало продуктов колонисты распахивают землю и заводят свинарню; если в колонии начинается воровство - колонисты организуются на борьбу с воровством; в колонии появляется пьяный - это используется как повод для борьбы с самогоноварением в соседней деревне и т.д.

Жизнь постепенно развивается, усложняется, выходит за рамки колонии: если рядом с колонией пустует и расхищается бывшее имение, а в колонии мало земли, плохие спальни, нет классов - начинается "завоевание" этого имения для того, чтобы иметь лучший дом, большие пашни - одним словом богаче и культурней жить.

Более зажиточная и культурная жизнь рождает новые запросы, новые желания и радости: появляется потребность в цветах, в музыке, в театре, красивой одежде.

Появляется новая перспектива "завоевание" Куряжа, а затем рост в новых условиях и новые перспективы. Молниеносным ударом Куряж был завоеван. С непередаваемой словами быстротой и силой горьковцам удалось подчинить своему влиянию куряжан. Победа в Куряже была ярким свидетельством могущества коллектива - новой воспитывающей силы, рожденной в социалистической стране.

Макаренко поставил своих воспитанников в положение хозяев жизни в колонии. Это с необходимостью рождало в воспитанниках чувство ответственности, ставило их в положение активных борцов за организацию и рост колонии, рождало инициативу и творчество. Организованная деятельность и творчество приносили победу в достижении целей в виде ощутимых жизненных результатов, а это увеличивало интерес к новой жизни, познавалось удовлетворение своей деятельностью. В свою очередь успехи колонии вселяли в воспитанников уверенность в их силах и возможностях, возбуждали новый порыв деятельности, для которого Антон Семенович подставлял все более интересные объекты и перспективы.

Борьба за достижение общих целей требовала организации, организация и интерес родили дисциплину, создавали новые чувства и отношения - чувства товарищества, взаимопомощи, коллективности. На этой основе возникала настоящая принципиальная дружба, закладывались основы коллектива.

С каждым днем росли и расширялись жизненные сферы, в которые включал своих воспитанников Макаренко; он прививал им через это все новые знания, навыки, моральные качества. Все воспитанники обучались в школе и трудились на производстве, был организован культурный быт колонии, все более четкие формы принимало строение коллектива и самоуправление в нем.

В 1925 году в колонии была создана комсомольская организация. Это было крупнейшим событием в жизни колонистов, окончательно переломившим их представления о том, что они все же не полноценные люди, а "дефективные". Комсомольцы становятся активом коллектива горьковцев, направляют общественное мнение, возглавляют все полезные начинания хозяйственной и культурной жизни.

Установились и расширились связи колонии с рабочими полтавских предприятий, с крестьянской беднотой соседских деревень, с комсомольцами заводских и деревенских организаций. И на всем этом рос, организовывался креп коллектив колонистов, и вместе с ним росли колонисты и оформлялись в настоящих советских людей, граждан советского общества. Макаренко день за днем неотступно вел свои воспитанников по путям советской жизни, организуя их на борьбу с плохим в жизни, упражняя в хорошем и этим реализуя спроектированное, вызывал к жизни и закреплял в привычки, взгляды и поведение воспитанников, в быт и традиции воспитательного коллектива культурные, моральные и политические человеческие ценности.

Имея перед собой яркую программу новой человеческой личности, Макаренко выбирал из всего разнообразия жизни те явления, которые соответствовали целям воспитания, и включал своих воспитанников в них, как в задачи и дела, выдвигаемые обстоятельствами их жизни, так организуя поведение и отношение воспитанников в процессе из решения, что попутно с выполнением этих задач достигались и воспитательные цели, возникали параллельные педагогические результаты: закреплялись и совершенствовались ранее приобретенные качества и приобретались новые.

Постепенно в колонии наладилась такая жизнь, что в ней не было ничего случайного и стихийного. Коллектив колонистов - горьковцев учился, работал, жил полнокровной жизнью. Это означало, что Макаренко уже удалось осуществить основной принцип единства воспитания и жизни: "воспитание" - это нудное, скучное натаскивание, зубрежка, нотации, распекания и все что связано с этим словом в старой буржуазной школе и педагогике, - превратилось в яркую, трудовую, радостную и счастливую жизнь, в жизнь детского воспитательного коллектива.

Опыт колонии имени Горького свидетельствует о том, что Макаренко не только установил основные положения теории воспитательного коллектива, но и разработал принципы организации такого коллектива и методику руководства им. В колонии эта воспитательная система в общих чертах выглядела так:

1. Обучаясь в школе, колонисты овладевали основами науки и приобретали навыки умственной деятельности.

2. Ведя своими силами, сельское хозяйство и работая в производственных мастерских, они приобретали трудовые навыки, познавали ценность труда, воспитывались трудолюбивыми и трудоспособными людьми.

3. В четко организованной системе самоуправления и большой общественной работе колонисты приобретали опыт общественных взаимоотношений.

4. Строгая ответственность, четкость и определенность своего распорядка жизни в колонии воспитывали колонистов организованными, исполнительными, ответственными, дисциплинированными.

5. "Военизация" и разнообразные виды спорта воспитывали колонистов крепкими и духом и телом, организованными, собранными.

6. Целая система "детских радостей" (игры, атрибутика, праздники и т.д.) украшала жизнь колонистов, делала ее веселой, бодрой, радостной.

7. Контроль общественного мнения коллектива воспитывал правильное отношение к коллективу, к обществу, воспитывал волю, выдержку, чувство коллективного долга и чести.

8. Все это, вместе взятое, постоянно закрепляясь в правилах и традициях жизни коллектива, создало в колонии бодрый, радостный, трудовой, культурный стиль и тон жизни коллектива и через всю разнообразную деятельность колонистов воспитывало у них нормы и навыки поведения.

Макаренко показал на опыте колонии имени Горького, что сущность воспитания отдельной личности заключается вовсе не в "возне" с нею, а в руководстве жизнью коллектива, в организации правильных требований коллектива к личности.

Все это свидетельствует о том, что в колонии имени Горького Макаренко поставил и разрешил целый ряд коренных вопросов педагогики. Показатели его работы в колонии имени горького показательны. Толпу из сотни анархических, распущенных подростков он превратил в прекрасный советский коллектив.

Новый этап жизни и деятельности Макаренко начался в ноябре 1927 г., когда украинские чекисты открыли в пригороде Харькова в специально построенном доме-дворце детскую коммуну, которая должна была увековечить память большого друга детей Ф.Э. Дзержинского. Было выделено 60 человек воспитанников и 5 воспитателей из горьковской колонии. Горьковская колония, щедро раздавшая свои силы, оказалась в тяжелом положении. В ней было много новеньких, которые принесли с собой чесотку, разгильдяйство. "В результате, - писал Макаренко Горькому, - мне приходится с горьковцами начинать чуть ли не новую жизнь. Правда, в колонии осталось ядро стариков, около 100 человек и кадры воспитателей. Но отсутствие средств, ветхость монастырских построек, их неприспособленность, и, наконец, страшно суровая зима - все это страшно усложняло ребячью жизнь, сделало ее настоящим подвигом". В этом письме Макаренко впервые пишет и о своей борьбе с противниками. Неожиданно открываются перец Алексеем Максимовичем нападки, почти гонения на "горьковскую" систему, а так же глубокие переживания Антона Семеновича. Горький отвечает вдохновенно: "...не верю я, что Ваше прекрасное дело может погибнуть, не верю!".

Коммуна им. Дзержинского уже не была учреждением для правонарушителей. В первое время в нее присылали обычных беспризорных детей, а в последние четыре года почти исключительно детей из семьи. Это и дало А.С. Макаренко, возможность утверждать, что коммуна мало отличалась по характеру детского общежития от обычной школы. Главной воспитательной силой, на которую он опирался в коммуне и благодаря которой достиг изумительных успехов в воспитании коммунаров, был детский коллектив. В колонии Макаренко, как он сам считал, во многом был диктатором, в коммуне же он с огромным мастерством направляет работу детского коллектива, так что сам коллектив становится "замечательной, творящей, строгой, точной и знающей силой".

Коллективную роль в воспитании коммунаров и материальном расцвете коммуны Макаренко, сыграл производительный труд. Коммунары первые три года испытывали очень большую нужду. "Представьте себе, это нужда, - говорил Макаренко, - несмотря на это, что мы пережили ее тяжело и с обидой, - она-то и была прекрасным стимулом для развития труда. Коммерческий успех деревообделочного производства был настолько велик, что вскоре коммунары смогли поблагодарить чекистов и попросить их прекратить отчисления средств в пользу коммуны. Заик выдал коммуне ссуду на строительство, и в 1931 г. был построен металлообрабатывающий завод, производивший очень сложную для того времени продукцию, например, фотоаппарат "ФЭД".

Общеобразовательная полная средняя школа, которая была в центре воспитательной системы коммуны, работала так же нормально, как и лучшие советские школы, выполняя полностью установленные программы и даже выходя за их рамки.

Качество обучения в школе коммуны может характеризоваться тем, что коммуна не знала случаев, чтобы окончившие ее коммунары не смогли выдержать вступительных экзаменов в ВУЗы.

Все управление жизнью коммуны осуществлялось самими коммунарами, высшим органом в коммуне было общее собрание коммунаров, а главным органом управления был совет командиров, составляемый из командиров отрядов. Советом командиров руководил секретарь совета командиров, или сокращенно ССК.

Коммуна была разбита на отряды по десять - пятнадцать воспитанников разного возраста. Во главе отряда стоял командир, избираемый отрядом и утверждаемый общим собранием. Командир отряда после утверждения его общим собранием имел все права начальника: ему обязаны были беспрекословно подчиняться все члены отряда. В свою очередь, он целиком нес ответственность за состояние всего отряда и каждого его члена перед советом командиров, общим собранием и заведующим коммуной.

Постановление партии и правительства о полной ликвидации беспризорничества застало коммуну в состоянии 500 коммунаров. В течение нескольких месяцев к ним пришли новые 500, пришли с улицы, из зала суда, из деморализованных семей, только очень опытный глаз способен был отличить, где старые испытанные дзержинцы, а где новые, только что налаженные воспитанники. В коммуне давно не существует института воспитателей, и, принимая новых пятисот, ни один коммунар не предложил в панике: давайте все-таки пригласим воспитателей.

Коммуну им. Дзержинского посетили тысячи людей. Часто приезжали и иностранные делегации из разных стран мира.

Но все же находились люди, которые с недоверием, встречали успехи Макаренко в воспитании молодежи, считали его достижения преувеличенными и порочили его имя на страницах печати.

С законной гордостью писал Макаренко о своих воспитанниках: "Мы смело глядим в будущее. Образованный, знающий, умеющий мастер - коммунар, сознательный "хозяин" Советской страны, комсомолец и большевик, организатор и командир, умеющий подчиняться и приказывать, умеющий бороться и строить, умеющий любить жизнь, - вот наше будущее, наш вклад в грядущие кадры, какой дает коммуна им. Дзержинского".

Успех в воспитании новых "настоящих" людей из людей "последнего сорта" Макаренко не считал своей заслугой или заслугой кучки педагогов.

Это говорил он, "заслуга всей нашей советской жизни - тех целей, которые между нами стоят, тех путей, которые мы вместе с вами прошли, той энергии, которую мы находим в каждом часе нашей жизни".

Делая вывод из всего, что было сказано выше, мы выявляем, что период работы Макаренко в колонии имени А.М. Горького и коммуны имени Ф.Э. Дзержинского является основным и важнейшим этапом его творческой деятельности. За эти годы у Антона Семеновича окончательно сложилось целостная педагогическая концепция, являющаяся образом творческого соединения практики и теории, проверенная и насыщенная как его собственным опытом, так и опытом всей советской школы в целом. Во время работы в колонии им. Горького А.С. Макаренко установил основные положения теории воспитательного коллектива и разработал принципы организации такого коллектива и методику руководства им. Опыт работы в коммуне им. Дзержинского показал, что большую роль в воспитательном коллективе играет производительный труд.

Заключение

Столетие - срок, вполне достаточный для того, чтобы творчество исторической личности испытало всестороннюю проверку временем. И сейчас до очевидности ясно, что успехи А.С. Макаренко в области теории и практики огромны, бесспорны и фундаментальны. Он заглянул на многие десятилетия вперед. Его животворные мысли, чувства и воля по-прежнему служат маяком для творческого поиска нынешнего поколения педагогов. На ощупь искал он пути воспитания нового человека - человека социалистического общества. Не было ни теоретических, ни практических разработок, которые могли бы ему существенно помочь. Его опыт был специфичен вовсе не потому, что А.С. Макаренко имел дело с группой подростков, изолировавших себя своим поведением от общества. Его опыт был специфичен тем, что позволял в наиболее чистом виде условия формирования нового, советского человека. Эти условия в самом полном их объеме А.С. Макаренко был вынужден поставить под контроль, сознательно регулировать и управлять ими. Что же помогло А.С. Макаренко найти нужные пути воспитания? Его безусловная вера в человека, безусловное уважение к личности. Эти качества были присущи всем великим педагогам-гуманистам. Вера в человека - вот главный урок А.С. Макаренко, сегодня, как никогда актуальный для нас. И еще об одном его уроке. Истоки теории - в гуще жизни, на самых передовых рубежах общественного прогресса. Это всей жизнью и творчеством доказал А.С. Макаренко. И потому еще предстоит учиться и учиться у него нам, живущим в XXI веке.

Учитель жизни - вот самая сущность, самая главная проникновенная черта личности А.С. Макаренко. Эта черта сливает воедино его теорию и практику, соединяет его самыми крепкими, самыми живыми узами с педагогами-новаторами, со всей массой учителей, поражающих самоотверженным служением своему делу.

Таким образом, основной закон жизни коллектива по А.С. Макаренко: движение - форма жизни коллектива, остановка - форма его смерти; основными положениями его теории являются принцип гласности, ответственной зависимости, система перспективных линий и методика параллельного действия.

Результаты исследования показали, что основными этапами становления А.С. Макаренко как педагога являются его работа в качестве преподавателя в Крюковском и Доменском начальных училищах. Затем обучение Антона Семеновича в учительском институте в Полтаве и последующая работа в Крюковском и Доменском начальных училищах в качестве инспектора (директора). Следующий этап это организация колонии им. Горького, коммуны им. Дзержинского и кропотливая работа в них. Завершающим этапом педагогической деятельности А.С. Макаренко является его литературная деятельность, в которой он подробно излагает все свои педагогические идеи.

Основные положения теории воспитания детей в коллективе. "Педагогика параллельного действия" заключается в том, что только в процессе деятельности детей, в результате упражнения вовлеченных в деятельность естественных сил, происходит развитее этих сил. В результате этого образуются знания, умения, навыки, привычки, взгляды и формируется личность в целом. И идея единства воспитания и жизни, которая раскрывает природу процесса воспитания и его содержание.

Особенности воспитательной практики в детских коллективах, руководимых А.С. Макаренко, заключаются в следующем. Период работы Макаренко в колонии имени А.М. Горького и коммуны имени Ф.Э. Дзержинского является основным и важнейшим этапом его творческой деятельности. За эти годы у Антона Семеновича окончательно сложилось целостная педагогическая концепция, являющаяся образом творческого соединения практики и теории, проверенная и насыщенная как его собственным опытом, так и опытом всей советской школы в целом. Во время работы в колонии им. Горького А.С. Макаренко установил основные положения теории воспитательного коллектива и разработал принципы организации такого коллектива и методику руководства им.

Литература

1. Козлов, И.Ф. Педагогический опыт А.С. Макаренко / И.Ф. Козлов. - М., 1987.

2. Макаренко А.С. О воспитании / А.С. Макаренко. - М., 1990.

3. Макаренко А.С. Марш 30-го года / А.С. Макаренко. - М., 1988.

4. Макаренко А.С. Флаги на башнях / А.С. Макаренко. - М., 1971.

5. Макаренко А.С. Педагогическая поэма / А.С. Макаренко. - М., 1985.

6. Макаренко А.С. Книга для родителей: лекции о воспитании детей / А.С. Макаренко. - М., 1986.

7. Макаренко А.С. Собр. Соч.: в 4т / А.С. Макаренко. - М., 1987. - Т.2.

8. Павлова М.П., Карманов В.Ф. Педагогическая система А.С. Макаренко и коммунистическое воспитание учащихся / М.П. Павлова, В.Ф. Карманов. - М., 1988.

9. Моносзон Э.И. Становление и развитее советвкой педагогики 1917-1987 / Э.И. Моносзон. - М., 1987.

10. Павлова М.П. Педагогическая система А.С.Макаренко / М.П. Павлова. - М., 1966.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.