Учебник для вузов
Е.А. ПЕВЦОВА
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ
Допущено
Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов
высших учебных заведений, обучающихся по специальности 032700 «Юриспруденция»
Москва
2003
ББК 74.266.7я73
П23
Певцова Е.А.
П23 Теория и методика обучения праву: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. -- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,
2003. 400 с.
ISBN 5-691-01011-5.
Учебник посвящен теоретическим и прикладным аспектам методики обучения праву. В нем систематизирован опыт правового образования, накопленный педагогами-практиками различных регионов России. Авторы раскрывают методы, знакомят с приемами и средствами обучения праву. Особое внимание уделено роли преподавателя в повышении правовой культуры учащихся и педагогов, знакомству с традиционными и инновационными технологиями при изучении предмета.
Учебник адресован студентам педагогических вузов, будет полезен учителям школ и преподавателям средних специальных учебных заведений.
© Певцова Е.А., 2003
© «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2003
© Серийное оформление обложки.
«Гуманитарный издательский
ISBN 5-691-01011-5 центр ВЛАДОС», 2003
Содержание
Введение
Раздел 1. Методика обучения праву как педагогическая наука
1.1. Предмет, задачи, основные функции методики обучения праву
1.2. Роль методики обучения праву в системе школьного образования страны
1.3. Из истории становления права как учебной дисциплины
1.4. Развитие современной системы обучения праву
1.5 Основные концепции правового образования
1.6. Учебная литература по праву и планирование правового обучения в школе
Раздел 2. Методы, приемы и средства обучения праву
2.1. Основные методы обучения праву
2.2. О методических приемах правового обучения
2.3. Наглядность в обучении праву
2.4. Методика работы с юридическими документами
Раздел 3. Современный урок по праву
3.1. Учебное занятие по праву и основные требования к нему
3.2. Основные типы, виды и формы учебных занятий по праву
3.3. Межпредметные и внутрикурсовые связи в правовом обучении
3.4. Самостоятельная работа обучаемых по праву
3.5. Диагностика результативного компонента правовой обученности
Раздел 4. Роль учителя в правовом обучении
4.1. Учитель права современной школы
4.2. Методические основы подготовки учителя к уроку права
4.3. Научная организация труда учителя права
Раздел 5. Традиционные и инновационные технологии правового обучения
5.1. Инновации в обучении праву. О сочетании традиционных и инновационных технологий в правовом обучении
5.2. Игры в обучении праву
5.3. Методики правового обучения в практике работы школ
Раздел 6. Методика преподавания отдельных правовых тем
6.1. Особенности учебных занятий по теории права и конституционному праву
6.2. Проблемы методики преподавания отдельных отраслей частного права
6.3. Методика преподавания тем по вопросам правового регулирования экологии и образования
6.4. Преподавание уголовного права в школе
Приложения
Литература:
«Право есть искусство добра и справедливости, оно создано для пользы человечества», -- заметили наши предки, подчеркнув тем самым глубокую функциональную значимость изучения юридических правил поведения, призванных обеспечить стабильное и счастливое общество. Не случайно потребность в более глубоком изучении его таинств не ослабевала в различные эпохи, приобретая то одни, то другие особенности. Общеизвестно, что именно в праве аккумулированы многие достижения человеческой культуры, которые каждое поколение людей путем трансляционной функции передает своим потомкам, пытаясь защитить их, предотвратить бедствия и несчастья.
Социологические прогнозы о лидерстве правовых знаний и юридических наук на рубеже столетий оказались пророческими. Их восхождение на олимп началось в нашей стране в 90-е годы XX в., и теперь формирование конкурентоспособной личности, адекватно ориентирующейся в современном мире, невозможно без изучения комплекса правовых знаний.
Рейтинговые исследования последних лет показывают популярность юридической профессии в мире, которая, однако, не всегда соответствует прямым интересам и желаниям личности, стремящейся проверить свои способности в различных сферах деятельности, где непременно пригодятся правовые знания.
Обучение и воспитание относятся к древнейшему виду культурной деятельности людей. Приобретая определенный комплекс знаний и умений, человек всегда стремился передать их другим. А вот то, каким способом это осуществлялось и как это лучше сделать в современном мире, всегда вызывало пристальное внимание ученых, пытавшихся разобраться в существующих методах и подходах в области правового обучения.
Данная книга посвящена теоретическим и методическим особенностям обучения праву и адресована студентам, преподавателям, призванным обеспечить трансляцию сложных юридических конструкций и научных концепций обучаемым.
В учебнике систематизирован опыт правового образования, накопленный на протяжении многих лет учителями--практиками в различных регионах России. Знакомство с разнообразными авторскими методиками, которые порой очень не похожи друг на друга, позволило, однако, выявить общие научные закономерности правового обучения, которые следует учитывать в своей работе педагогу, особенно начинающему.
В книге представлены некоторые поурочные разработки, которые помогут разобраться в механизме применения тех или иных методик на практике.
Учебник состоит из нескольких разделов, структурированных в отдельные параграфы. В них отражены основные дидактические единицы Государственного стандарта знаний, адресованного студентам высших учебных заведений РФ, обучающихся по специальности 03.27.00-Юриспруденция, получающих квалификацию «Учитель права».
В Приложении представлен дополнительный материал, который может быть использован как студентами, молодыми специалистами, так и опытными профессионалами-практиками при работе с детьми в системе общего образования. Книга содержит различные рисунки, таблицы, схемы и другой наглядный материал, который позволит активизировать процесс правового обучения и воспитания граждан нашей страны.
У наших предков был замечательный афоризм: «Обучая, мы учимся сами». Действительно, сколько бы рекомендаций не давали нам специалисты-ученые, практика создает неисчислимое количество новых, интересных вариантов преподавания, изучения того или иного материала. Мы многому учимся у наших детей, творчески и наивно воспринимающих сложные и, казалось бы, неразрешимые для взрослых проблемы. В этой книге автор не пыталась сделать «открытия», оспорить отдельные понятия -- хотелось всего лишь обобщить маленькую крупицу того опыта, который накопили за многолетнюю практику наши педагоги и юристы. И пусть такая книга послужит ориентиром для новых открытий на пути правового образования в Российской Федерации.
Раздел 1. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАУКА
Среди множества наук, существующих в нашем обществе, особую роль играют науки педагогические, определяющие гуманную миссию человечества -- передать своим потомкам весь тот багаж знаний, который позволит им творить, изменять окружающий мир, жить в мире и согласии. Воспитывая и обучая тех, кому принадлежит будущее, наши предки пыталась отыскать многочисленные закономерности того, как это сделать лучше.
Увы, не сразу удалось понять: чему нужно учить своих детей? Зачем следует учить вообще? и Как учить их? Ответы на все сложности поставленных вопросов и пыталась дать Методика, главной задачей которой, по мнению специалистов, и было найти, описать и оценить способы обучения, которые бы оказались очень успешными и достигли хороших результатов. Предметом любой методики всегда выступал педагогический процесс обучения, который, как мы знаем, включает в себя и деятельность учителя, и работу учеников по освоению новых знаний.
Слово «методика» имеет глубокие исторические корни и в буквальном понимании означает «способ познания», отвечая на вопрос: «Как я буду познавать ту или иную область жизни, общества, отношений людей между собой?»
Нас интересует методика обучения праву -- одной из самых таинственных и загадочных сфер человеческой жизни. Право как результат мыслительной деятельности людей, будучи связанным с их сознанием, тем не менее до сих пор остается весьма сложной для познания субстанцией. В науке даже нет единого определения этому понятию.
Формирование на протяжении многих лет определенных концепций в области правового обучения и воспитания подрастающего поколения, а также системы методических приемов, с помощью которых достигались те или иные цели правового образования, позволили констатировать факт рождения на свет относительно молодой области знаний -- Методики обучения праву. Так назвали педагогическую науку о задачах, соде методах обучения праву. Общеизвестно, что система
наук может быть условно разделена на естественные, общественные и технические науки. Поскольку юриспруденция относится именно к категории общественных наук, то и знания о том, как лучше изучить правовую действительность и передать своим потомкам навыки правового регулирования общественных отношений с целью достижения счастливого и организованного общества, могут быть отнесены к таким наукам.
Методика обучения праву имеет своим предметом совокупность методических приемов, средств обучения праву, формирования умений и навыков поведения в правовой сфере. Это научная дисциплина, осуществляющая отбор юридического материала в школьный учебный предмет «Право» и разрабатывающая на основе общедидактической теории методические средства для формирования правовой культуры в обществе. Методика обучения праву позволяет совершенствовать образовательный процесс. Используя ее достижения, профессиональный педагог может избежать ошибок, подготовить действительно грамотных, воспитанных людей, которые займут достойное место в общественной жизни. Не секрет, что сегодня именно правовые знания позволяют успешно вести бизнес, активно участвовать в политической жизни страны или просто иметь хороший доход. Основными задачами указанной выше науки являются:
-- отбор учебного правового материала и формирование специальных правовых курсов для системы обучения,
Страницы: 1, 2, 3, 4