Рефераты. Тестирование как вид контроля грамматических навыков

p align="left">Для того чтобы глубоко усваивать программный материал по английскому языку, необходим достаточно высокий уровень развития обобщающего, понятийного мышления.

Развитие познавательных процессов, рост сознательного отношения к учению стимулируют дальнейшее развитие произвольности познавательных процессов, умения управлять ими, сознательно регулировать их. На старшем этапе обучения учащиеся овладевают своими познавательными процессами(восприятием, памятью, вниманием), подчиняя их организацию определенным задачам жизни и деятельности.

Под влиянием учебной деятельности существенно изменяется мыслительная деятельность старших школьников, характер их умственной работы. Мышление характеризуется довольно высоким уровнем обобщения и абстрагирования, нарастающей тенденцией к причинному объяснению явлений, умением аргументировать суждения, доказывать истинность или ложность отдельных положений, делать выводы и обобщения, связывать изучаемое в систему. Развивается критичность мышления. Таким образом, психологические особенности данного возраста дают основание для использования тестов на старшем этапе обучения английскому языку, т.к. тесты способствуют экономичному расходу времени на уроке, помогая осуществить проверку и взаимопроверку грамматических навыков самими учащимися, а также стимулирует их познавательную деятельность.

1.3 Тестирование как метод педагогического контроля. Понятие теста. Виды тестов

Тестирование является одним из важнейших методов контроля знаний умений навыков в обучении, особенно возросло его значение в последнее время, с развитием новейших технологий нашего времени. Однако тестирование и тесты скорее понятие психологическое, чем педагогическое. Итак, что же такое тест и чем он отличается от традиционной контрольной работы? В переводе с английского `test' - проверка, контроль, упражнение. В зарубежной литературе по тестированию под педагогическим или психологическим тестом часто понимают процедуру, направленную на выявление конкретного образца поведения, из которого можно сделать выводы об определенных характеристиках личности, в нашем случае это уровень овладения грамматическими навыками, т. е. проще говоря тесты - это достаточно краткие, стандартизированные или не стандартизированные пробы, позволяющие за сравнительно короткие промежутки времени оценить преподавателями и учащимися результативность познавательной деятельности, т. е. оценить степень и качество достижения каждым учащимся целей обучения.

Наиболее полно и систематизировано тесты описаны в труде А.Анастази «Психологическое тестирование». Различные типы тестов сгруппированы Р.Б. Кэттеллом, В.Ф. Варбуртоном в 12 групп, среди которых тесты способностей, тесты умений и навыков, тесты на восприятие и т.д., однако мы не будем перечислять все типы тестов, т.к. речь идет о психодиагностических тестах. Что касается тестов, направленных на контроль грамматических навыков, с психологической точки зрения их можно отнести к тестам достижений, которым в своей работе А.Анастази уделяет большое внимание. Имея явное численное преимущество над всеми другими типами тестов, тесты достижений предназначены для измерения воздействия теоретического и практического курсов обучения, представляя собой «конечную оценку состояния индивидуума по завершении обучения». Главное значение в этих тестах придается тому, что конкретный человек может делать в настоящий момент.

Содержание этих тестов может быть соотнесено с образовательными стандартами. Их рассматривают как средство объективной оценки и инструмент корригирования учебных программ. Как правило, тесты достижений представляют собой тестовые «батареи», охватывают все учебные программы для целостных образовательных систем.

Тесты достижений предназначены для того, чтобы оценить успешность овладения конкретными знаниями, умениями, навыками и являются более объективным показателем обученности, чем оценка. Тесты достижений применяются для диагностики прошлого опыта, т.е. усвоения тех или иных разделов и в то же время они могут в определенной степени предсказывать темпы продвижения учащегося в изучении английского языка, т.к. имеющийся на момент тестирования высокий или невысокий уровень овладения знаниями не может не отразиться на дальнейшем процессе обучения.

Однако, говоря о тестах, нельзя не сказать и о традиционной контрольной работе, ведь контрольная работа также предполагает проверку уровня сформированности знаний, умений и навыков и до недавнего времени использовалась гораздо чаще, чем тесты. Но между ними есть одно существенное отличие - тест всегда предполагает измерение. Поэтому оценка, выставляемая по итогам тестирования, отличается большей объективностью и независимостью от возможного субъективизма учителя, чем оценка за выполнение традиционной контрольной работы, которая всегда субъективна, поскольку основана на впечатлении учителя, не всегда свободного от его личных симпатий или антипатий по отношению к тому или иному ученику. Таким образом, главная отличительная особенность теста - объективность, гарантируемая измерением, функция которого состоит в том, чтобы поставлять количественную информацию.

Согласно форме проведения тесты могут быть индивидуальными и групповыми, устными и письменными, бланковыми, предметными, аппаратурными и компьютерными, вербальными и невербальными. Каждый тип тестов имеет свои достоинства и недостатки. Так преимуществом групповых тестов является возможность охвата больших групп учащихся, более единообразные условия проведения, возможность обработки данных на ЭВМ и т.д. Основным недостатком групповых тестов мы считаем «усреднение» учащегося, т.е. можно говорить об отсутствии дифференциального подхода в обучении иностранному языку.

Глава 2. Методическое использование тестов при формировании грамматических навыков

2.1 Функции тестов. Основные требования к их проведению

Являясь средством контроля, тест выполняет ряд функций в обучении. Мы считаем необходимым говорить об этом именно в данной главе, т.к. вопрос о роли, которую выполняют тесты в обучении английскому языку - это скорее вопрос практический. Прежде чем приступить к методической разработке тестов, нужно сформулировать цели использования и функции тестов.

Итак, С.Ф. Шатилов выделяет следующие функции тестов

Контрольно-корригирующая,

контрольно-предупредительная, контрольно-стимулирующая,

Контрольно-обучающая,

Контрольно-диагностическая,

Контрольно-воспитательная и развивающая,

Контрольно-обобщающая.

Рассмотрим некоторые из этих функций подробнее. Контрольно-корригирующая функция состоит в выявлении степени овладения отдельными группами учащихся новым материалом, знаниями, навыками и умениями с целью улучшения этого владения, т.е. внесение изменений в методику корригирования в соответствии с особенностями данного класса, уровнем обученности в конкретных видах речевой деятельности в соответствии с новыми данными методической теории и передового опыта.

Контрольно-предупредительная функция дает возможность обратить внимание учащихся на то, какой материал, умения и навыки подлежат проверке, какие требования предъявляются учителем, определить степень готовности учащихся к проверке. Она позволяет выявить пробелы в усвоении материала, отдельных умений, навыков и своевременно ликвидировать их.

Контрольно-обобщающая функция состоит в выявлении степени владения навыками и умениями по части курса обучения (в конце темы, четверти, полугодия, года).

Проведение контроля навыков и умений подчиняется определенным общедидактическим требованиям, которые также относятся и к тестированию как основному виду контроля.

Итак, согласно С.Ф.Шатилову существуют следующие требования к проверке грамматических навыков учащихся:

Регулярность контроля уровня сформированности умений и навыков каждого учащегося и наблюдение за его успеваемостью в течение всего года. Регулярность проверки имеет важное значение для воспитания у учащихся необходимости систематической работы над языком, что, в свою очередь, непременным условием формирования устойчивых навыков и практических умений.

Всесторонность проверки, предполагающая контроль уровня владения каждым учащимся всеми видами речевой деятельности. Всесторонний контроль возможен только при регулярной проверке всех учащихся класса.

Дифференциальный подход в проведении контроля, проявляющийся в учете трудностей усвоения грамматического материала или овладения грамматическими умениями и навыками для данной категории учащихся или отдельного ученика.

Объективность контроля, что в полной мере обеспечивается использованием метода тестирования, и о чем уже неоднократно говорилось в данной работе.

2.2 Структура теста

Любой тест имеет в своем составе несколько частей. Это руководство по работе с тестом, тестовую тетрадь с заданиями и, если необходимо, стимульный материал или аппаратуру, лист ответов, шаблоны для обработки данных.

В руководстве приводятся данные о целях тестирования, результатов проверки на надежность, способах обработки и оценки результатов. Задания теста, сгруппированные в субтесты, т.е. группы заданий, объединенных одной инструкцией, помещены в специальной тестовой тетради, которые могут быть использованы многократно, т.к. правильные ответы отмечаются на отдельных бланках.

Однако это что касается психологических экспериментальных тестов, тесты, направленные на выявление уровня сформированности грамматических, как впрочем, и других навыков, имеют более простую структуру: перечень заданий и ключи; в конце некоторых тестов дается шкала правильных ответов, предполагающая самопроверку учащимися. Ярким примером таких тестов являются тесты, разработанные А.Д.Климентенко.

2.3 Трудности, возникающие при разработке и применении тестов и пути их преодоления

Трудности, связанные с выделением объектов тестирования, объясняются тем, что приходится условно разграничивать коммуникативные умения (т.е. виды речевой деятельности), хотя в реальном общении они чаще всего взаимодействуют.

Сложностью организационного характера часто представляется умение создать благоприятную психологическую обстановку. Многие методисты приводят аргументы в пользу того, что слагаемые успешного проведения теста - это доброжелательность учителя и понимание учеником задания, которое отвечало бы его возрастным особенностям и интересам. Кроме того, интерпретация результатов тестирования не должна выходить за границы, установленные его целью.

Преодолеть указанные трудности, а также максимально повысить надежность измерения можно, если следовать трем основным этапам его создания:

дать ясные и недвусмысленные теоретические, т.е. научно обоснованные определения навыков, которые нужно измерить;

точно установить условия и операции, которых следует придерживаться при проведении теста и наблюдении за его выполнением;

количественно определить результаты наблюдений, чтобы убедиться, что используемые измерительные шкалы обладают всеми необходимыми качествами.

Еще одной важной проблемой тестирования является поиск наиболее экономичного теста. Иногда решение этой проблемы видят в использовании прагматического клоуз-теста, принцип которого основан на теории о подсознательном заполнении пробелов в деформированном тексте. Однако останавливаться на этом тесте мы считаем излишним, т.к., анализируя методическую литературу, мы не нашли ни одного клоуз-теста, направленного на контроль грамматических навыков.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.