Рефераты. Технические средства в обучении технологии

Экспериментальная наглядность является разновидностью естественной наглядности. Она предполагает ознакомление учеников в ходе проведения экспериментов и опытов с процессами и явлениями, происходящими в реальной действительности. Например, химические реакции, явление электрического разряда и т.п.

3. Картинная и картинно-динамическая наглядность имеют целью дать отображение реального мира (фотографии, рисунки, картины, диафильмы, диапозитивы, немые кинофильмы).

4. Объемная наглядность в системе учебных пособий представлена макетами, моделями, муляжами, панорамами, геометрическими телами и фигурами и т.п.

5. Звуковая наглядность предполагает использование звуковых средств для воспроизведения звуковых образов, и прежде всего звукозаписи с грампластинок или записи на магнитной ленте художественного чтения отрывков литературных произведений, записи иностранной речи и звуковых изображений.

6. Символическая и графическая наглядность способствует развитию абстрактного мышления, т.к. пособия этого типа отображают реальную действительность в условно-обобщенном символическом виде. Например, карты, схемы, планы, чертежи, диаграммы и т.п. В связи с бурным развитием абстрактно-теоретических знаний и отражением их в школьных курсах этот вид наглядности приобретает все большее значение.

7.  Внутренняя, или опосредованная, наглядность представляет оперирование уже имеющимися представлениями для формирования новых представлений. Например, получение представления о новом через сравнение с тем, что уже известно.[14]

§8. Использование ИТ в обучении технологии

Специфика новых информационных технологий заключается в том, что они представляют пользователям - учителям и учащимся - громадные возможности. Использование компьютеров усиливает интерес к предмету. Позволяет учителю сэкономить массу времени, которое он раньше затрачивал на меловые записи и рисунки на доске. Для работы заранее подготавливаются файлы на дискете, содержащие план изучаемой темы, необходимые даты, термины, схемы, вопросы. Изображение проецируется на экраны мониторов.[8, с.164]

На уроках технологии часто используется разнообразный текстовый и графический материал. Нет необходимости листать учебник, книгу, документ. На файл учитель может занести любой материал и в нужный момент использовать на уроке. Ребятам остается только включить монитор и прочитать увиденное.

Уникальные возможности компьютеров можно использовать при составлении сводных текстовых таблиц, схем, конспектов. По ходу урока учитель, находясь рядом с головным компьютером, заполняет таблицу, схему, а учащиеся вместе с ним выполняют эту работу в своей тетради. Для закрепления материала школьникам можно предложить короткие тестовые задания.

Персональный компьютер можно использовать как универсальное техническое средство обучения. Такое ТСО позволяет упорядоченно хранить огромное количество материала и готовых разработок уроков.

Возникает вопрос, какая программа отвечает потребностям учителя? Ведь эта программа должна быть понятна с первого знакомства, как преподавателям, так и ученикам. Управление программой должно быть максимально простым. Учитель должен иметь возможность компоновать материал по своему усмотрению и при подготовке к уроку заниматься творчеством, а не запоминанием того, в каком порядке будет выводиться информация. Программа должна позволять использовать информацию в любой форме представления (текст, таблицы, диаграммы, слайды и т.д.).[11, с.21]

Наиболее подходящим для этих целей средством оказалась программа создания электронных презентаций Microsoft Power Point, входящая в состав пакета Microsoft Office. Сначала на основе данного приложения создаются отдельные компоненты, используемые на уроке, например:

- информационно-иллюстративные презентации;

- презентации-тесы и презентации-викторины, построенные по принципу выбора правильного ответа на поставленный вопрос из нескольких представленных вариантов, где варианты ответов являются гиперссылками на файлы (звуковые, анимационные), являющиеся индикаторами правильности выбранного варианта ответа;

- комбинированные презентации, представляющие учащимся учебный информационно-иллюстративный материал и контрольные упражнения (тесты) по нему.[11, с.37]

Следующий этап использования приложения Power Point - представить весь учебный курс как единую презентацию.

Среди несомненных достоинств данного метода его разработчики называют:

- исключительную простоту и самые широкие возможности редактирования, что позволяет легко изменять дизайн, структуру и содержание презентации вплоть до полной замены всего содержания, -- это позволяет использовать готовую презентацию одного курса как основу для быстрого создания презентаций по любому предмету;

- большие возможности в области интернет-технологий, позволяющие, сохранив презентацию учебного курса как веб-страницу или веб-архив, опубликовать ее в интернете, сделав доступной для других заинтересованных пользователей как для индивидуальной, так и для совместной работы;

- стимулирование активной деятельности учащихся не только на уроке, но и на этапе подготовки учебного материала. [4, с.258, 259]

При подготовке к урокам для создания презентаций я использую программу Power Point. Готовая продукция позволяет отказаться от всех остальных видов наглядности и максимально сосредоточить внимание учителя на ходе урока, так как управление программой сводится к простому нажатию на левую клавишу мыши.

В качестве примера воспользуемся презентацией "Творческая работа". По ходу урока учитель поэтапно выводит необходимый материал на экран и рассматривает основные вопросы данной темы. В случае использования слайда-задания он организует обсуждение поставленного вопроса и подводит его итоги.

В случае необходимости учитель может заменить текст, рисунок, диаграмму, или просто скрыть не нужные слайды. Эти возможности программы позволяют максимально настраивать любую имеющуюся презентацию под конкретный урок в конкретном классе.[14]

Систематическое использование персонального компьютера на уроках приводит к целому ряду любопытных последствий:

1. Повышение уровня использования наглядности на уроке.

2. Повышение производительности труда.

3. Установление межпредметных связей с информатикой.

4. Появляется возможность организации проектной деятельности учащихся по созданию учебных программ под руководством учителей информатики и технологии.

5. Учитель, создающий, или использующий информационные технологии, вынужден обращать огромное внимание подачи учебного материала. Что положительным образом сказывается на уровне знаний учащихся.

6. Изменяется к лучшему взаимоотношения с учениками далекими от технологии, особенно с увлеченными компьютерами. Они начинают видеть в учителе «родственную душу».

7. Изменяется, особенно у 5-7-классников, отношение к компьютеру, как к дорогой, увлекательной игрушке. Ребята начинают воспринимать его в качестве универсального инструмента для работы в любой области человеческой деятельности.

Использование новых информационных технологий способно существенно углубить содержание материала, а применение нетрадиционных методик обучения может оказать заметное влияние на формирование практических умений и навыков учащихся в освоении технологического материала.

Глава II. Практическая часть

Уникальные возможности компьютеров можно использовать при составлении сводных текстовых таблиц, схем, конспектов. По ходу урока учитель, находясь рядом с головным компьютером, заполняет таблицу, схему, а учащиеся вместе с ним выполняют эту работу в своей тетради. Для закрепления материала школьникам можно предложить короткие тестовые задания. Задания в полном объеме передаются на экраны мониторов, и учащимся остается выбрать правильные ответы и указать их. Пример текстового задания приведен в Приложении 1.

Персональный компьютер можно использовать как универсальное техническое средство обучения. Такое ТСО позволяет упорядоченно хранить огромное количество материала и готовых разработок уроков.

Возникает вопрос, какая программа отвечает потребностям учителя? Ведь эта программа должна быть понятна с первого знакомства, как преподавателям, так и ученикам. Управление программой должно быть максимально простым. Учитель должен иметь возможность компоновать материал по своему усмотрению и при подготовке к уроку заниматься творчеством, а не запоминанием того, в каком порядке будет выводиться информация. Программа должна позволять использовать информацию в любой форме представления (текст, таблицы, диаграммы, слайды и т.д.). Этими требованиями обладает любая программа создания презентаций.

При подготовке к урокам для создания презентаций я использовала программу Power Point. Готовая продукция позволяет отказаться от всех остальных видов наглядности и максимально сосредоточить внимание учителя на ходе урока, так как управление программой сводится к простому нажатию на левую клавишу мыши.

По ходу урока учитель поэтапно выводит необходимый материал на экран и рассматривает основные вопросы данной темы. В случае использования слайда-задания он организует обсуждение поставленного вопроса и подводит его итоги.

В случае необходимости учитель может заменить текст, рисунок, диаграмму, или просто скрыть не нужные слайды. Эти возможности программы позволяют максимально настраивать любую имеющуюся презентацию под конкретный урок в конкретном классе.

Систематическое использование персонального компьютера на уроках приводит к целому ряду любопытных последствий:

1. Повышение уровня использования наглядности на уроке.

2. Повышение производительности труда.

3. Установление межпредметных связей с информатикой.

4. Появляется возможность организации проектной деятельности учащихся по созданию учебных программ под руководством учителей информатики и технологии.

5. Учитель, создающий, или использующий информационные технологии, вынужден обращать огромное внимание подачи учебного материала. Что положительным образом сказывается на уровне знаний учащихся.

6. Изменяется к лучшему взаимоотношения с учениками, не любящих урок технологии, особенно с увлеченными компьютерами. Они начинают видеть в учителе «родственную душу».

7. Изменяется, особенно у 5-7-классников, отношение к компьютеру, как к дорогой, увлекательной игрушке. Ребята начинают воспринимать его в качестве универсального инструмента для работы в любой области человеческой деятельности.

Использование новых информационных технологий способно существенно углубить содержание материала, а применение нетрадиционных методик обучения может оказать заметное влияние на формирование практических умений и навыков учащихся на уроках технологии.

Опираясь на все эти возможности данной программы, я решила попробовать свои силы в создании презентации для урока технологии в 6 классе по теме «Творческий проект «Юбка».

Для создания данной презентации я использовала методическое пособие «Технология. 6 класс (девочки). Поурочные планы по учебнику «Технология. 6 класс» В. Д. Симоненко. В 2 ч. Часть I».

Для проведения урока по этой теме мне потребовалось достаточно много времени, чтобы подобрать непосредственно материал, затем скомпоновать его и только потом начать разрабатывать презентацию.

Разработка и создание самой презентации не заняло у меня много времени и, как результат, получилась довольно-таки удобная в обращении и понятная программа, которая помогла детям на уроке достаточно быстро понять материал и применить знания на практическом занятии.

В качестве дополнительных материалов к презентации можно создать раздаточные материалы для детей -- уменьшенные копии слайдов, распечатанные различными способами. Кроме того, для аудитории можно распечатать заметки докладчика. В процессе работы над презентацией можно распечатать ее структуру, включающую заголовки слайдов и основные моменты презентации.

Заключение

Таким образом, использование технических средств в обучении технологии, а частности, пакет Microsoft Office Power Point позволяет решить следующие задачи:

1. Применение инновационно-информационных технологий и соответствие Microsoft Office Power Point условиям современной технологии обучения.

2. Увеличение наглядности методических материалов в обучении.

3. Улучшение организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

4. Использование глобальных и региональных систем, таких как INTERNET и др.

5. Применение интерактивных методов обучения, таких как использование электронных учебников и показ слайдов в системе Power Point.

Приложения.

Приложение 1.

Диск с презентацией Power Point Тестовых заданий для 5 класса учителя технологии Павловской средней школы Очерского района Вшивкова Ивана Николаевича.

Приложение 2.

Диск с презентацией Power Point Урока технологии в 6 классе. Тема «Творческий проект «Юбка».

Приложение 3.

Распечатки слайдов в качестве раздаточного материала.

Литература

1. Зайнутдинова Л.Х. Создание и применение электронных учебников: Монография. - Астрахань: Изд-во ЦНТЭП, 1999. - 364 с.

2. Занков Л.В. Наглядность обучения // Педагогическая энциклопедия в 4-х томах. Т. 3 / Глав. ред. И.А. Каиров. - М.: Советская энциклопедия, 1966. В сокращении.

3. Карпов Г. В., Романин В. А., Технические средства обучения и контроля, 2 изд., М., 1972. - 168 с. 

4. Коджаспирова Г.М., Петров К.В. Технические средства обучения и методика их использования. - М.: Академия, 2001. - 256 с.

5. Кочетов С.И., Романин В.А. Технические средства обучения в профессиональной школе. - М.: Высшая школа, 1988. - 231 с.

6. Мархель И.И., Овакимян Ю.О. Комплексный подход к использованию технических средств обучения. - М.: Высшая школа, 1987. - 175 с.

7. Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. - М.: Педагогика, 1988. - 192 с.

8. Молибог А. Г., Вопросы научной организации педагогического труда в высшей школе, М., 1971. - 215 с.

9. Молибог А.Г., Тарнапольский А.И. Технические средства обучения и их применение. - Минск: Университетское изд-во, 1985. - 208 с.

10. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования // Под ред. Е.С. Полат. - М.: Академия, 1999. - 224 с.

11. Оснащение школы техническими  средствами в современных  условиях // Под. ред. Л.С. Зазнгобиной. - М.: УЦ «Перспектива», 2000. - 80 с.

12. Стайнов Г.Н. Дидактические возможности компьютерных обучающих программ и их реализация в технологии обучения. Методические рекомендации для студентов и слушателей инженерно-педагогических факультетов по специальности 030500 “Профессиональное обучение”. - М.: МГАУ им. В.П. Горячкина, 1994. - 41 с.

13. Технология. 6 класс (девочки). Поурочные планы по учебнику «Технология. 6 класс» В. Д. Симоненко. В 2 ч. Часть I. /Сост. О. И. Макридина - Волгоград: Учитель-АСТ, 2003. - 112 с.

14. http://referat.ru

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.