Профессиональные намерения определяются, как устойчивое стремления личности овладеть конкретной профессией и получить соответствующие образование.
Другой подструктурой личности являются способности. Способности определяют как индивидуально - психологические особенности личности, являющиеся условием наиболее продуктивной деятельности. О наличии способностей судят по успешной и оригинальности деятельности, по скорости усвоения новых знаний и навыков. Способности формируются в руде.
Совокупность устойчивых психических особенностей человека, индивидуальный тип психических реакций на окружающую действительность определяется как характер. Он проявляется в том, как человек относиться к себе, другим людям, порученному делу, к вещам. Характер не являться врожденным качеством личности, он формируется в условиях деятельности людей в зависимости от воспитания.
Темперамент означает динамику протекания психических процессов человека. Физиологическая основа его - тип высшей нервной деятельности, характеризующиеся силой или слабостью, уравновешенностью, подвижностью или инертностью процессов возбуждения и торможения. Следует отметить, что темперамент обусловлен прирожденными свойствами, но не остается неизменным в течение всей жизни. Любой темперамент не препятствует развитию всех общественно значимых свойств личности, однако каждый темперамент требует особых путей и способов его формирования.
На основе преобладающих интересов учащихся, его склонностей, способностей, стойких характерологических качеств учитель делает предварительной заключение о направленности учащегося при выборе профессии.
Для повышения эффективности профориентации учащихся необходимо сочетать учебную работу со специально организованными целенаправленными внеклассными мероприятиями, проводимыми в тесном контакте с представителями профтехучилищ. Хорошо зарекомендовали себя циклы лекций на базе училищ. Широкое распространение получили месячники по профориентации, целью которых являться ознакомление с ведущими рабочими профессиями транспорта, сферы обслуживания., торговли. Следует использовать передвижные выставки, оформление в кабинете стендов, конференции, фильмы, альбомы, использование наглядности являться важным условием профессионального просвещения. Так как оно управляет всеми сторонами чувственного познания учащихся, способствует формированию понятий об окружающем мире, развивает эмоциональную сферу учащихся. Что, в свою очередь активизирует процесс личностного отношения их к миру профессии.
4. Заключение
Цель профориентационной работы - подготовить учащихся к сознательному выбору профессии. Для этого необходимо сформировать социально значимые внутренние регуляторы поведения в деятельности в связи с выбором профессии; создать внешние и внутренние условия социально ценной активной деятельности в профессиональном самоопределении. Профориентационная работа должна осуществляться на основе долгосрочных целевых комплексных программ. Не ограничиваться ориентацией на отдельные профессии, а ориентировать учащихся на конкретную область промышленности, сельского хозяйства с учетом перспективных потребностей в кадрах различной квалификации конкретного района.
Приложение № 1
Анкета интересов
Вам необходимо ответить на все вопросы анкеты, не пропуская не одного. Если то занятие, о котором говориться в вопросе, соответствует Вашим интересам (нравиться, хотели бы заниматься), то в клеточке на листе ответов, обозначенной тем же номером, что и вопрос анкеты, нужно поставить знак ( + ), если не соответствует то знак ( _ ), если не знаете или сомневаетесь то знак (0)
1. Решать математические задачи и делать сложные математические расчеты.
2. Готовить растворы, смешивать реактивы.
3. Изучать особенности физиологических процессов в различных организмах.
4. Собирать коллекции минералов
5. Делать (склеивать) модели самолетов, планеров, кораблей.
6. Выполнять работу, используя измерительные и испытательные приборы.
7. Читать произведения классической мировой литературы.
8. Читать книги о работе милиции,
9. Знакомиться с историей искусства.
10. Читать книги о воспитании детей
11. Читать книги о работе врачей. Медицинские журналы.
12. Заботиться об уюте в помещении.
13. Читать военную литературу.
14. Слушать оперную или классическую музыку.
15. Читать книги о художниках.
16. Уроки математики.
17. Решать задачи по химии.
18. Изучать анатомическую структуру растений и животных.
19. Читать о различных странах
20. Читать технические журналы.
21. Читать статье о достижениях радиотехники.
22. Анализировать сравнивать оценивать литературные произведения.
23. Знакомиться с различными законами. Уставами, инструкциями.
24. Изучать историю
25. Помогать товарищам, отстающим в учебе.
26. Уроки анатомии и физиологии человека.
27. Составить и вести картотеки.
28. Знакомиться с военной техникой.
29. Слушать современную популярную музыку.
30. Посещать музеи, выставки.
31. Заниматься в математическом кружке.
32. Уроки химии.
33. Читать книги о растениях и животных.
34. Ездить в экспедиции с геологами.
35. Знакомиться с современными достижениями техники.
36. Заниматься в радиотехническом кружке.
37. Читать литературно - критические статьи.
38. Изучать политический строй и социальные изменения в других странах.
39. Читать книги на исторические темы.
40. Выполнять общественную работу.
41. Знакомиться с достижениями в области медицины.
42. Организовывать питание в походах.
43. Уроки физкультуры.
44. Заниматься в музыкальной школе.
45. Заниматься в изостудии.
46. Решать задачи по алгебре.
47. Делать опыты по химии.
48. Уроки биологии. Анатомии.
49. Узнавать об открытии новых месторождений ископаемых.
50. Разбираться в технических чертежах.
51. Ремонтировать бытовые приборы.
52. Писать стихи, рассказы.
53. Проводить политинформации
54. Смотреть фильмы об исторических событиях разных стран.
55. Готовить доклады, сообщения и выступать сними.
56. Заботиться о больных, оказывать им помощь.
57. Помогать друзьям выбирать одежду.
58. Участвовать в военных играх, походах.
59. Оформлять стенгазеты, стенды, выставки.
60. Решать задачи по геометрии.
61. Самостоятельно выводить формулы химических реакций.
62. Изучать с помощью микроскопа живые ткани, наблюдать поведение мельчайших организмов.
63. Уроки географии.
64. Собирать и ремонтировать различные механизмы (велосипеды, швейную машинку) ит.д.
65. Собирать и ремонтировать радиоаппаратуру.
66. Изучать происхождение слов и выражений.
67. Выступать с докладами перед большим количеством людей.
68. Знакомиться с древней культурой.
69. Работать с детьми младшего возраста.
70. Делать перевязки, оказывать первую помощь при травмах.
71. Оказывать людям различные бытовые услуги.
72. Заниматься в спортивных секциях.
73. Играть на музыкальных инструментах.
74. Рисовать.
75. Читать научно-популярную литературу о математических открытиях и известных математиках.
76. Заниматься в химических кружках. Олимпиаде.
77. Ухаживать ха растениями или животными
78. Совершать трудные и длительные походы.
79. Уроки труда
80. Разбираться в сложных радиосхемах.
81. Работать со словарем, в библиотеке.
82. Читать политические новости.
83. Знакомиться с законами исторического развития.
84. Проводить время с маленькими детьми.
85. Проявлять чуткость по отношению к людям.
86. Проявлять такт, выдержку в общении.
87. Изучать историю исторических сражений.
88. Смотреть театральные представления.
89. Знакомиться с картинами, скульптурами.
90. Заниматься в математических кружках.
91. Узнавать о достижениях в области химии
92. Участвовать в работе биологического кружка.
93. Составлять географические карты.
94. Уроки физики.
95. Научиться водить машину и уметь самому ее ремонтировать.
96. Писать сочинение.
97. Ввести дискуссии.
98. Анализировать свои поступки, поведение в обществе.
99. Работать над улучшением условиями труда.
100. Заниматься каким-либо видом спорта.
101. Участвовать в школьной самодеятельности.
102. Выпиливать, выжигать, строгать по дереву.
103. Выполнять работу, требующую знаний математических правил.
104. Выполнять работу на открытом воздухе.
105. Работать в полевых условиях.
106. Выполнять работу в закрытом помещении, требующую физической нагрузки.
107. Работу, требующую большого такта, выдержки, самообладания.
108. Работу, требующую большой любви к людям, внимательного к ним отношения.
109. Постоянно работать с людьми.
110. Видеть в обыденном прекрасное и стремиться передать это людям.
Лист ответов.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
После того, как вы заполните лист ответов, подсчитайте количество плюсов в каждой вертикальной колонке. Наибольшее количество плюсов в одной из колонок свидетельствует о наличии интереса к определенной области деятельности или знаний.
Первая вертикальная колонка (1) свидетельствует интересу к математике;
(2)- химии;
(3)-биологии;
(4)-геологии; географии.
(5)-технике ;
(6)-электротехнике; Радиотехнике.
(7)- истории
910)-педагогике;
(11)-медицине;
(12)-сфере обслуживания;
(13)-спорту и военному делу;
(14)- искусству
(15)- искусству изобразительному ;
Из предлагаемого списка профессий нужно выбрать ту или те (но не более трёх); по которым вы хотели бы работать или продолжать образование.
Список использованной литературы:
1. Л.В.Ботякова Учебно-методический кабинет профессиональной ориентации 2006г.
2. С.С. Гриншпун . Индивидуальная работа с учащимися по подготовке к обоснованному выбору профессии. 2000г.
3. А.В. Голомшток. Формы совместной деятельности школы, училища и базового предприятия. 1995г.
Страницы: 1, 2