Рефераты. Три врага человечества: табакокурение, алкоголизм, наркомания

p align="left">Согласно статистике, в России курят 65 процентов взрослых мужчин и больше 40 процентов женщин. И это не может не настораживать. До девяностых годов наша страна практически не знала такого явления, как массовое курение среди женщин.

Однако радует тот факт: по результатам исследований, которые регулярно проводятся в областном центре среди учащихся, количество курящих школьников ежегодно снижается. Если в 1996 году курил каждый второй школьник (48 процентов по данным Липецкого областного наркологического диспансера), то в 2007-м в сети этой вредной привычки угодили только 28 процентов. Столь значительное снижение стало возможным благодаря продуманным и комплексным мерам по пропаганде здорового образа жизни в системе образования Липецкой области.

Отличный пример в пропаганде здорового образа жизни подаёт и руководство региона. Как известно, и глава администрации области Олег Королёв, и председатель областного Совета депутатов Павел Путилин -- люди не курящие. А сама областная администрация давно стала местом "свободным от курения".

Стараются не отставать от государственных учреждений и частные фирмы. И здесь начинают пробиваться первые ростки Рамочной конвенции по борьбе с табакокурением. Например, владелец офисного здания на Коммунальной площади запретили курить в помещениях и если всего полтора года назад здесь курили на этажах, в коридорах и даже в кабинетах, то теперь тем, кто еще не бросил эту вредную привычку, приходится и в зной, и в стужу бежать на улицу.

Алкоголизм

Алкоголь делает больше опустошений,

чем три исторических бича вместе взятые:

голод, чума, войны.

У. Гладстон

Немного истории

История изготовления хмельных напитков уходит в глубь тысячелетий. Алкогольные напитки получали из пальмового сока, ячменя, пшеницы, риса, проса, маиса. В Древней Индии приготовляли напиток "сома", игравший большую роль в религии ариев. Описывался и способ его получения: выжатый из растений сок процеживали, затем смешивали с водой, молоком, ячменем, после чего полученная смесь бродила, приобретая особый вкус и оказывая опьяняющее действие. Особый вариант сомы получали выжимкой из грибов (мухоморов и др.). Сому пили жрецы во время ритуальных церемоний, жертвоприношений, она считалась напитком бессмертия. Люди верили, что именно сома давала богам все их могущество. Простому смертному сома дарила будто бы продление жизни, исцеление от болезней. "Мы выпили сомы, мы стали бессмертными, мы достигли света, мы нашли богов",-- поется в одном из гимнов "Ригведы", написанном не позднее X века до н. э.

Но особо широкое распространение в древности нашло виноградное вино. В Греции виноград начали возделывать за 4000 лет до н. э. Вино также считалось даром богов. Покровителем виноградарства и виноделия в Греции являлся Дионис, сын Зевса. Другое его имя -- Вакх, в латинской форме -- Бахус. В честь Диониса проводились специальные праздники -- дионисии, или вакханалии. На них устраивались торжественные процессии, игры, состязания поэтов, хоров, приглашались гости из других стран. Постепенно эти празднества приобрели печально известный характер оголтелых пьянок. Недаром слово "вакханалия" воспринимается сейчас как синоним пьяного разгула. Уже тогда было замечено, что неумеренное употребление любых опьяняющих напитков опасно. Поэтому греки, как правило, пили виноградное вино, разбавленное водой, так оно лучше утоляло жажду и человек не пьянел.

Чистый спирт начали получать в VI--VII веках арабы и назвали его "аль коголь", что означает "одурманивающий". Первую бутылку водки изготовил араб Рабез в 860 году. Перегонка вина для получения спирта резко усугубила пьянство. Не исключено, что именно это и послужило поводом запрета употребления спиртных напитков основоположником ислама (мусульманской религии) Мухаммедом (Магомет, 570--632). Этот запрет вошел впоследствии и в свод мусульманских законов --- коран (VII в.). С тех пор на протяжении 12 столетий в мусульманских странах алкоголь не употребляли, а отступники этого закона (пьяницы) жестоко карались.

Но даже в странах Азии, где потребление вина запрещалось религией (кораном), культ вина все же процветал и воспевался в стихах.

В средневековье в Западной Европе также научились получать крепкие спиртные напитки путем возгонки вина и других бродящих сахаристых жидкостей. Согласно легенде, впервые эту операцию совершил итальянский монах алхимик Валентиус. Испробовав вновь полученный продукт и придя в состояние сильного опьянения алхимик заявил, что он открыл чудодейственный эликсир, делающий старца молодым, утомленного бодрым, тоскующего веселым.

С тех пор крепкие алкогольные напитки быстро распространились по странам мира, прежде всего за счет постоянно растущего промышленного производства алкоголя из дешевого сырья (картофеля, отходов сахарного производства и т. п.). Алкоголь настолько быстро вошел в быт, что практически ни один художник, писатель или поэт не обходил эту тему. Таковы картины пьянства на полотнах старых голландских, итальянских, испанских и немецких художников.

Злую силу алкоголизма понимали многие передовые люди своего времени. Известный религиозный реформатор Мартин Лютер писал: "Каждая страна должна иметь своего дьявола: наш немецкий дьявол -- добрая бочка вина".

Распространение пьянства на Руси связано с политикой господствующих классов. Было даже создано мнение, что пьянство является якобы старинной традицией русского народа. При этом ссылались на слова летописи: "Веселие на Руси -- есть пити". Но это клевета на русскую нацию. Русский историк и этнограф, знаток обычаев и нравов народа, профессор Н. И. Костомаров (1817-- 1885) полностью опроверг это мнение. Он доказал, что в Древней Руси пили очень мало. Лишь на избранные праздники варили медовуху, брагу или пиво, крепость которых не превышала 5--10°. Чара пускалась по кругу, и из нее каждый отпивал несколько глотков. В будни никаких спиртных напитков не полагалось, и пьянство считалось величайшим позором и грехом.

Обычай пить из одной чаши означал полное доверие друг к другу и единомыслие, поэтому отказа не могло быть. Из одного так называемого кругового ковша каждый сидящий обязан был отпить свою долю. При этом все пили за каждого, а каждый пил за всех.

Простым людям разрешалось варить пиво и мед только по большим праздникам, на свадьбы, крестины. Пьянство в будние дни считалось грехом и позором. Каждая деревня или село имели свой питейный дом или корчму, в городах их было несколько. В корчме подавали различного рода напитки, содержавшие небольшой процент алкоголя: пиво, брагу, меды, квасы (кстати, хмельной квас -- исконно русский напиток, названный, вероятно, в честь "вещего Квасира" -- божества скандинавских народов, с которыми наши предки вели торговлю). У корчмы было несколько назначений, например, предоставление ночлега путникам, но главным ее назначением было общение людей. Корчмы служили народу своеобразными клубами, где объявлялись законы. В корчму приходили не пить, не напиваться, хотя и это имело место, а поговорить, узнать последние новости и т. д. Пиво, мед продавали в корчме вместе с пищей. Бывали здесь представители всех сословий. Существовала пословица: "В корчме и бане-- равные дворяне".

Водка стала проникать в страну вначале из-за границы, а потом появилось и собственное винокурение. Правительство, начиная с Ивана III, стремилось сохранять за собой право изготовления и продажи водки в учреждаемых кабаках (слово "кабак" в переводе с татарского означает "постоялый двор"). Широко насаждались царевы кабаки при Иване Грозном. Корчмы уничтожались. Входили в практику откупа; откупщики за право торговать водкой в той или иной местности вносили значительные по тем временам суммы -- 10--20 тыс. рублей. Население было вынуждено тайно варить мед и пиво. Кабацкие головы выслеживали нарушителей и доносили властям. Провинившихся подвергали штрафу и "правежу": их били тонкими палками -- батогами, нередко забивали до смерти.

Если население не выпивало на планируемую государством сумму, недоимка раскладывалась на всех. Ограничение продажи водки состояло в том, что кабаки открывались и закрывались в определенные часы, не торговали в великий пост, воскресные дни, праздники.

Учитывая непопулярность такого типа заведений, в 1651 году слово "кабак" заменили "кружечным двором", хотя сущность их осталась прежней. В 1746 году "кружечные дворы" стали называть "питейными заведениями". Откупщики продолжали бесчинствовать, подкупая начальство от пристава до губернатора. Подкидывали водку в избы, в гумна зажиточных крестьян, обвиняя потом их в тайной ее продаже. Только в 1863 году откупа были отменены.

В 1895 году царское правительство ввело казенную монополию на продажу водки, мотивируя эту меру заботой о народном здравии. Но и казенная монополия не устранила пьянства, шинкарства, когда водка отпускалась по повышенной цене в любое время дня и ночи кому угодно.

Таким образом на протяжении столетий в народе насаждалось пьянство, правящие круги заботились только о том, чтобы больше получать дохода от продажи водки. Практически никаких мер, направленных на защиту здоровья народа, его нравственности, не предпринималось.

В России до Великой Октябрьской социалистической революции культ вина приобрел особые черты. Во-первых, это был культ не вина, а водки. Во-вторых, пропагандировалось пьянство в любых жизненных ситуациях, начиная от религиозных праздников и кончая самыми малыми бытовыми событиями, например покупкой личных вещей, которые требовалось "обмыть". В-третьих, поощрялось употребление алкоголя в больших количествах, что связывалось с "широтой" русской души. Естественно, что ни о каком организованном и эффективном противодействии алкоголизму и пьянству в дореволюционной России не могло быть и речи.

Правительство понимало, что водка дает баснословные прибыли и отвлекает, народные массы от борьбы.

Великая Октябрьская социалистическая революция уничтожила социальные предпосылки пьянства в нашей стране, но тем не менее алкоголизм у нас еще не изжит. Почему?

Марксизм-ленинизм учит, что любое общество не возникает из ничего, не появляется на чистом месте. Оно вырастает на обломках старого общества и хранит в себе его следы.

Одним из таких родимых пятен прошлого, следы которого еще сохранились у нас, являются пьянство и алкоголизм. Может быть, государству следует прекратить продажу вино-водочных изделий вообще и установить так называемый сухой закон?

Но традиции, привычки имеют огромную силу. Это -- одна из причин, почему мы пока не можем отказаться от продажи водки. Другой причиной является то, что запрет может привести к распространению самогоноварения, а в связи с этим к расходованию большого количества зерна, сахара, фруктов и других ценных продуктов, к спекуляции, к незаконной продаже спиртных напитков, к росту заболеваний и отравлений в результате потребления алкогольных напитков, приготовленных кустарным способом.

Поэтому борьба с алкоголизмом потребует еще много времени и усилий. Об этом свидетельствует пока еще значительное потребление спиртных напитков.

Алкоголизм - это коварная болезнь. Сначала спиртные напитки употребляются редко, от случая к случаю. Небольшие дозы алкоголя не вызывают опьянения, но улучшают настроение. Постепенно количество выпитого увеличивается, становится больше поводов для пьянки, появляется желание принимать алкоголь регулярно. Человек не может без него жить, становится его рабом.

После попадания алкоголя в организм он через 5-10 минут всасывается в кровь и разносится по всему организму, нарушая работу всех функциональных систем. В первую очередь он попадает в головной мозг, отсюда выражение "алкоголь ударил в голову", и нарушает деятельность центральной нервной системы: ухудшаются умственные способности, ослабевает память, утрачивается возможность приобретать новые знания, отсутствует профессиональный рост, снижаются эмоциональные реакции, нарушается координация движений, прогрессирующим темпом идет распад личности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.