Рефераты. Творческая деятельность как средство развития воображения у детей с ОНР младшего школьного возраста

p align="left">Преднамеренное пассивное воображение создает образы, не связанные с волей. Эти образы получили название грез. В грезах наиболее ярко обнаруживается связь воображения с потребностями личности. Легко предугадать, о чем будет грезить человек, с волнением ожидающий значимого для него события. Людям свойственно грезить о приятном, заманчивом. Но если грезы начинают подменять деятельность и преобладать в психической жизни личности, то это уже свидетельствует об определенных нарушениях психического развития. Преобладание грез в психической жизни человека может привести его к отрыву от реальной действительности, уходу в выдуманный мир, что, в свою очередь, начинает тормозить психическое и социальное развитие этого человека. Грезы, в отличие от галлюцинаций,- это вполне нормальное психическое состояние, представляющее собой фантазию, связанную с желанием.

Непреднамеренное пассивное воображение наблюдается при ослаблении деятельности сознания, его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне и т. д. Наиболее показательным проявлением пассивного воображения являются галлюцинации, при которых человек воспринимают несуществующие объекты. Как правило, галлюцинации наблюдаются при некоторых психических расстройствах. Галлюцинациями называют фантастические видения, не имеющие, по- видимому, почти никакой связи с окружающей человека действительностью. Обычно они, являясь результатом тех или иных нарушений психики или работы организма, сопровождают многие болезненные состояния.

Примером непроизвольного воображения является сон. Сновидения можно отнести к разряду пассивных и непроизвольных форм воображения.

Таким образом, при классификации видов воображения исходят из двух основных характеристик. Это степень проявления волевых усилий и степень активности, или осознанности.

Как любым сложным процессом, воображением можно овладеть, научившись отдельным приемам. Приемы развития воображения разнообразны. Так, еще Леонардо да Винчи советовал для этой цели разглядывать облака, трещины стен, пятна и находить в них сходство с предметами окружающего мира. В психологии выделены следующие приемы создания новых образов: агглютинация, схематизация, типизация. Эти приемы работают благодаря мыслительным операциям анализа и синтеза. [7, стр 202]

Агглютинация представляет собой комбинацию, слияние отдельных компонентов или частей нескольких предметов в один образ (русалочка, кентавр, избушка на курьих ножках). Агглютинация используется и в техническом творчестве (троллейбус, аэросани, гидросамолет, аккордеон).

В том случае, если представления, из которых создается фантастический образ, сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают на первый план, то говорят о схематизации. Схематизация является как бы подготовительным этапом к наиболее сложному приему творческого воображения - типизация, процесс разложения и соединения, в результате чего выкритасталлизовывается определенный образ (человека, его дела, взаимоотношения).

Онтогенез воображения

У младшего дошкольника только начинает развиваться воображение, причем его пассивная форма. Он с большим интересом слушает сказки и представляет их образы как реально существующие явления. Другими словами, воображение некритически компенсирует недостаток жизненного опыта и практического мышления имплантирование, описанных сказочных образов в реальную жизнь.

Старший дошкольник и младший школьник характеризуется активизацией воображения. Вначале воссоздающего (позволяющего в более раннем возрасте представлять сказочные образы), а затем и творческого (благодаря которому создается принципиально новый образ). Этот период сензитивный для формирования фантазий.

Этапы развития воображения дошкольника

Первый этап - 2,5 - 3 года. Происходит разделение воображения на познавательное и аффективное, связанное с двумя важнейшими новообразованиями возраста. С одной стороны, это отделение ребенком себя от предмета, от действия с предметом, и отсюда - направленность его на овладение новыми действиями и предметами, а в случае невозможности прямого овладения общение к предметам-заместителям. [71] С другой стороны - влияние своего личного «Я», переживание своей отдельности от окружающего мира. Четко выделяются два типа воображения: познавательное, когда ребенок с помощью кукол разыгрывает знакомые ему действия и их возможные варианты; аффективное, проявляемое при проигрывании ребенком своего переживания. [69, стр462]

Второй этап - 4-5 лет. В этом возрасте ребенок нацелен на усвоение норм, прежде всего социальных, а также правил и образов деятельности. В этом возрасте ребенок нацелен ан усвоение норм, прежде всего социальных, а также правил и образцов поведения. Взрослые, чувствуя новые возможности ребенка, ведут его обучение и воспитание в основном через образцы, которым ребенок должен следовать. Частично с общей направленностью детей этого возраста, частично с особенность педагогических воздействий связанно то, что уровень творческого воображения в этом возрасте снижается.

Познавательно воображение ребенка в этом возрасте связанно с бурным развитием ролевой игры, рисования, конструирования. Но оно носит при этом без специального руководства в основном воспроизводящий характер, так как ребенок 4-5 лет нацелен на следование образцам. Отклонения от образцов в процессе овладения ими возможны, но они носят обыгрывающий, частично случайный, ненаправленный характер. Особенности использования образа состоят в том, что он, как и у более младших детей, строится путем использования действий опредмечивания, а затем дополняется разнообразными деталями. В процесс воображения включается специфическое планирование, которого можно назвать ступенчатым. Ребенок планирует один шаг свих действий, делает его, видит результат и планирует следующий. Ступенчатое планирование приводит детей к направленному словесному творчеству, когда они сочиняют сказки, называя события одно за другим. Но чаще всего ребенок берет за основу план-схему знакомой сказки, модифицируя сами содержательные моменты.

Третий этап - 6 - 7 лет. В этом возрасте ребенок усваивает уже основные образцы поведения и деятельности и получает свободу в оперировании ими. В принципе он уже способен отходить от усвоенных стандартов и комбинировать их, используя при построении продуктов воображения. Аффективное воображение ребенка направленно, с одной стороны, как и в более раннем возрасте, на изживание полученных психотравмирующих воздействий путем их многократного варьирования в игре, рисования и других творческих видов деятельности. Познавательное воображение претерпевает качественные изменения.

Аффективное воображение без достаточно, обычно стихийно возникающего изживания травм способно привести к патологическим, застойным переживаниям (навязчивые страхи и тревоги) или же ведет ребенка к полной аутизации, созданию замещающей воображаемой жизни, а не реальных творческих продуктов. Познавательное воображение имеет тенденцию к постепенному угасанию. [37, стр 115] Претерпевает качественные изменения, дети 6 лет в свих произведениях не просто передают переработанные впечатления, но и начинают направленно искать приемы для этой передачи. Возможности выбора таких приемов прямо связанны с особенностями обучения ребенка, прежде всего с овладением им на протяжении дошкольного детства культурной игры и элементами художественного творчества. Возможность выбора проявляется не только в подборе адекватных приемов реализации продуктов воображения, передачи идеи, но и в реализации самой идеи, замысла. [69, стр 468]

Младший школьник большую часть своей активной деятельности осуществляют с помощью воображения. Их игры - плод бурной фантазии. Дети с увлечением занимаются творческой деятельностью, причем психологической основой последней также является воображение. И в учебе, когда возникает необходимость осознать абстрактный материал, когда требуются аналогии, опоры при общем недостатке жизненного опыта, на помощь ребенку тоже приходит воображение. Сама учебная деятельность побуждает, прежде всего, развитие репродуктивного воображения в этом возрасте - школьники должны воссоздавать образ действительности в изучаемом предмете. В первом классе образы воображения приблизительны и бедны деталями, однако под влиянием обучения уже к 3-му классу увеличивается количество признаков и свойств в образах. Они приобретают достаточную полноту и конкретность, что происходит в основном за счет воссоздания в них элементов действий и взаимосвязей самих объектов (в этом тоже проявляется влияние развивающегося мышления). Воссоздающее (репродуктивное) воображение в младшем школьном возрасте развивается на всех школьных занятиях путем формирования у детей, во-первых, умения определять и изображать подразумеваемые состояния объектов, прямо не указанные в их описании, во-вторых, умения понимать условность некоторых объектов, их свойств и состояний. [20, стр194]

Уже воссоздающее воображение перерабатывает образы действительности. Дети изменяют сюжетную линию рассказов, представляют события во времени, изображают ряд объектов в обобщенном, сжатом виде (этому во многом способствует формирование приемов смыслового запоминания). Нередко такие изменения и комбинации образов носят случайный и неоправданный характер с точки зрения цели учебного процесса, хотя и удовлетворяют потребности ребенка в фантазировании, проявлении эмоционального отношения к вещам. В этих случаях дети отчетливо сознают чистую условность свих выдумок. По мере усвоения сведений об объектах и условиях их происхождения многие новые комбинации образов приобретают обоснования и логическую аргументацию. При этом формируется умение либо в развернутой словесной форме, либо в свернутых интуитивных соображениях строить обоснования такого типа: «Это обязательно произойдет, если сделать то-то и то-то». Стремление младших школьников указать условия происхождения и построения каких-либо предметов - важнейшая психологическая предпосылка развития у них творческого (продуктивного) воображения. Формирование этой предпосылки помогают занятия по труду, на которых дети осуществляют свои замыслы по изготовлению каких-либо предметов. Этому во многом способствуют и уроки рисования, требующие от детей создать замысел изображения, а затем искать наиболее выразительные средства его воплощения. [10]

В условиях учебной деятельности к воображению ребенка предъявляют специальные требования, которые побуждают его к произвольным действиям воображения. Учитель на уроке предлагает детям представить себе ситуацию, в которой происходят некие преобразования предметов, образов, знаков. Эти учебные требования побуждают развитие воображения, но они нуждаются в подкреплении специальными орудиями - иначе ребенок затрудняется продвинуться в произвольных действиях воображения. Это могут быть реальные предметы, схемы, макеты, знаки, графические образы и др.

Итак, благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею.

Таким образом, при классификации видов воображения исходят из двух основных характеристик. Это степень проявления волевых усилий и степень активности, или осознанности.

Воображение человека всегда выступает как отражение свойств его личности, его психологического состояния. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. Воображение выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Обладая богатым воображением, человек может “жить” в разном времени, что не может себе позволить никакое другое существо в мире. Прошлое фиксируется в образах памяти, произвольно воскрешаемых усилием воли, будущее представлено в мечтах и фантазиях.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.