Разработка комплексного учебно-методического обеспечения состоит из нескольких этапов. Заведующий учебно-методическим центром Уссурийского техникума Саломай Е.А. предложила следующие этапы создания УМК дисциплины. Состоит из 5 этапов.
I. Работа с нормативной и учебно-методической документацией.
На этом этапе рассматриваются федеральный компонент и региональный компонент. Федеральный компонент носит рекомендательный характер и состоит из:
· Государственного образовательного стандарта СПО;
· примерного учебного плана;
· примерной учебной программы;
· перечня кабинетов и лабораторий.
Региональный компонент разрабатывается в учебном заведении и включает в себя следующую документацию:
· рабочий учебный план;
· рабочая учебная программа;
· тематический план;
· планы учебных занятий (технологические карты).
II. Выбор средств обучения, в зависимости от поставленной дидактической цели и способа ее реализации на занятии.
Средства обучения классифицируются на 4 основных вида: вербальные (словесные), учебно-наглядные пособия, технические средства обучения и специальные оборудования для практической деятельности.
К вербальным средствам обучения относятся учебная и учебно-методическая литература, инструкционные карты, словари, дидактические материалы.
Учебно-наглядные пособия используются без помощи ТСО (технических средств обучения) и бывают натурального, изобразительного и знакового типа. для практической и лабораторной деятельности требуются специальные оборудования. Ими являются:
· тренажеры и лингафонные кабинеты;
· средства для проведения лабораторных и практических работ;
· орудия и средства труда, применяемые в профессиональной деятельности специалиста и используемые в учебных целях.
III. На третьем этапе происходит выбор типа и вида занятия, а также использование традиционных и инновационных технологий проведения занятий в форме:
· лекции, семинара, коллоквиума, деловой игры;
· бинарного или интегрированного урока;
· урок-тренинг, урок-соревнование, урок-конференция и т.п.
IV. На этом этапе осуществляется выбор вида контроля для образовательного контроля усвоения знаний, умений и навыков студентов.
Выбор происходит из 4 существующих видов: входного, текущего, рубежного или итогового. Во всех видах контроля применяются одинаковые формы контроля: блочно-модульный рейтинговый контроль, срезы знаний, тестирование, коллоквиумы, семинары, контрольные и самостоятельные работы, защиты рефератов и курсовых работ и т.д.
V. Самоанализ и коррекция деятельности преподавателя.
На основе полученных данных необходимо своевременно вносить коррективы в организацию занятий.[14]
В учебном процессе основной формой обучения было и остается классно-урочная система. С появлением компьютеров и компьютерных информационных технологий эту систему можно сделать более эффективной, интересной и практичной.
Создав УМК по теме «Основы логики» для студентов I курса, облегчается труд учителя. Разработанный УМК поможет учителю в изложении материала по теме, а студенты могут воспользоваться данным учебно-методическим комплексом для самостоятельного изучения, т.к. в нем подробно, систематически и последовательно изложен материал именно по основам логики. Также УМК содержит упражнения, практические задания для проверки знания, полученного в ходе обучения.
Данный учебно-методический комплекс содержит тематическое планирование, компьютерные презентации, схемы, планы-конспекты, которые входят в обязательный минимум содержания образования в среднем профессиональном учебном заведении, и состоит из следующих тем:
q Введение. Логика как наука о мышлении.
q Законы формальной логики.
q Основные понятия логики.
q Алгебра высказываний. Логические функции и операции.
q Закрепление изученного материала.
q Проверочная работа по теме: «Основные понятия логики, логические функции и операции».
q Аргументация и доказательство.
q Контрольная работа по курсу «Основы логики».
Разработанное учебно-методическое пособие «Основы логики» призвано помочь студентам научиться применять в мышлении различные логические операции, научиться мыслить логически правильно и избегать запутанности аргументов. Студенту важно уметь применять знание основ логики в нестандартных ситуациях реальной жизни и выборе правильных решений.
В разработанном кратком учебном методическом комплексе сделана попытка ввести студентов в мир логики, что позволит получить начальные знания о культуре мышления и использовать их в практической деятельности.
Учебно-методическое пособие поможет учителю информатики правильно построить свою педагогическую деятельность и эффективно организовать процесс обучения
1. Аргунова Т.Г. Комплексное учебно-методическое обеспечение предмета. М., 1999.
2. Берков В.Ф. Логика: задачи и упражнения, практикум. - Минск,1998.
3. Бочаров В.А., Маркин В.И. Основы логики.- М.,1999.
4. Виноградова З.И. Логика научного управления. - М.,1998.
5. Гетманова А.Д. Логика. - М.,1995.
6. Гетманова А.Д. Логика: словарь и задачи. - М.,1998.
7. Горский Д.П., Ивин А.А., Никифоров А.Л. Краткий словарь по логике. М., 1991.
8. Григорьев Б.В. Классическая логика. - М.,1996.
9. Гусева Р.П. Методическая готовность преподавателей к созданию комплексного учебно-методического обеспечения образовательного процесса.// Среднее профессиональное образование, 2003, №3.
10. Ивин А.А. Логика. - М.,1999.
11. Ивин А.А., Никифоров А.Л. Словарь по логике. - ,М.,1998.
12. Ивлев Ю.В. Логика. - М.,1997.
13. Кириллов В.И. Упражнения по логике. - М.,1999.
14. Кочетов С.И. Комплексное методическое обеспечение учебного процесса средствами обучения. - М.: Высшая школа, 1986.
15. Курбатов В.И. Логика. Ростов-на-Дону,1997.
16. Мендельсон Э.К. Введение в математическую логику. М.: Наука, 1984.
17. Перельман Я.И. Занимательная алгебра. - М: Наука, 1976.
18. Программа развития среднего профессионального образования России на 2000-2005 гг.//СПО, 2000, №4.
19. Рузавин Г.И. Логика и аргументация. - М.,1997
20. Садовников В.А. Комплексное учебно-методическое обеспечение и содержание дисциплины регионального компонента.// Среднее профессиональное образование, 2003, №11.
21. Светлов В.А. Практическая логика. - СПб.,1997.
22. Щепотин А.Ф., Чекулаев М.А., Сосонко В.Е., Шеховцев А.П. Комплексное учебно-методическое обеспечение образовательного процесса в средних профессиональных учебных заведениях. М.: ИПР СПО, 2002.
Страницы: 1, 2