Все это позволяет снизить затраты при планировании учебного процесса, упростить технологию планирования, повысить управляемость учебного процесса и соответственно повысить качество планирования учебного процесса в вузе.
Для оценки эффективности проводимого комплекса мероприятий по улучшению планирования учебного процесса в вузе определяется мультипликативный критерий оптимального планирования учебного процесса.
Коп = Ктр х Кэс·х Кур
где Ктр - критерий степени выполнения заданных образовательно-профессиональной программой требований;
Кэс - критерий загруженности студентов учебным временем;
Кур - критерий оптимального качества семестрового расписания учебных занятий.
Заключение
Вхождение России в мировое образовательное пространство, подготовка конкурентно способных кадров в любой области человеческой деятельности ставит педагогов перед необходимостью по-новому взглянуть на проблемы высшего профессионального образования. Основной задачей системы высшего профессионального образования является удовлетворение потребностей общества в специалистах нужного профиля. При этом очевидно, выпускаемые специалисты, по многим причинам, могут иметь различное качество подготовки. Одним из многочисленных факторов, влияющих на то, насколько полно выпускник вуза сможет соответствовать предъявляемым к нему требованиям, является разумное планирование учебного процесса [4].
Планирование учебного процесса должно обеспечить полное и точное выполнение планов и программ, правильную методическую последовательность изучения материалов по соответствующему курсу, наиболее целесообразное и рациональное использование учебно-методической базы. Улучшение планирования учебного процесса решается посредством введения автоматизации составления учебных планов вузов.
Начиная с середины 70-х годов у нас в стране выполнено большое количество работ, направленных на автоматизацию планирования учебного процесса. Однако на сегодняшний день ни одна из работ не закончилась значимым практическим результатом. Основная причина такого положения заключается в том, что до сих пор не сформулирована концепция автоматизации управления учебным процессом.
Автоматизация любой системы только тогда целесообразна и даст практический результат, когда будут автоматизированы наиболее сложные и трудоемкие процессы (функции) этой системы.
В управлении учебным процессом такой функцией является планирование обучения - составление учебных планов, программ обучения. В которой, в свою очередь, наиболее сложным является определение содержания обучения (образования).
При определении концепции следует учитывать также и требования разработки сложных систем, а такой несомненно является система управления учебным процессом. Разработка сложной системы должна осуществляться по методу "сверху-вниз".
Таким образом, концепцию автоматизации управления учебным процессом можно сформулировать следующим образом: "В первую очередь необходимо автоматизировать процесс определения содержания обучения и только после этого выполнять автоматизацию других функций управления учебным процессом".
Список использованных источников
Нормативные правовые акты
Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 г. № 3266-1[Текст]: Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ, 1992, № 30, ст.1797. СЗ РФ, 2000,№30, ст.3120.
Закон РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании от 22.08.1996 г. [Текст]: СЗ РФ, 2001, № 16, ст.1595.
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. [Электронный ресурс] / Администрация Президента РФ. - Москва, 2010. - Режим доступа: www.president.kremlin.ru
Научная литература
Ерунов, В.П. Некоторые вопросы формирования автоматизированной системы управления учебным процессом [Текст]: доклад межвузовской научно-методической конференции г. Оренбург/ В.П. Ерунов. - Оренбург: ИНК ОГУ, 1997. - 111 с. ISBN 3-89123-987-2.
Ерунов, В.П. К вопросу автоматизации и оптимизации планирования учебного процесса в вузе [Текст]: Социокультурная динамика региона. Наука. Культура. Образование. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Часть 2 / В.П. Ерунов, И.И. Морковин. - Оренбург: ИНК ОГУ, 2000. - 39 - 42 с. ISBN 4-79223-982-0.
Лихачев, Б. Т. Педагогика [Текст]: курс лекций / Б.Т. Лихачев - М.: Педагогика, 1993. -- 516 с.
Лернер, И.Я. Избранные педагогические сочинения [Текст] / И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин. - М.: Педагогика, 1991. - 368 с. ISBN 5-7155-0325-6.
Образцов, П.И. Дидактика высшей военной школы [Текст]: учебное пособие / П.И. Образцов, В.М. Косухин. -- Орел: Академия Специальной связи России, 2004. -- 317 с. ISBN 5-988555-02-21.
Пидкасистый, П.И. Педагогика [Текст]: учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / П.И. Пидкасистого. - М.: Российское педагогическое агентство, 1995. -- 637 с.
Посталюк, Н.Ю. Проектирование инновационных образовательных систем: региональный аспект. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// psychology.narod.ru / 121.html.
Прудинский, А. М. Закон Российской Федерации "Об образовании" [Текст]: научно-практический комментарий /А. М. Прудинский. //Правоведение. -1996. - № 3 (214). - C. 184 - 194
Образование: исследовано в мире [Электронный ресурс] : Международный научный педагогический Интернет-журнал с библиотекой-депозитарием / Под патронажем Российской академии образования, ГНПБ им К.Д. Ушинского. -М.: OIM.RU, 2010. - Режим доступа: World Wide Web. URL http // www.oim.ru. - 10.02.2010.
10. Уман, А.И. Педагогика [Текст] : методическое пособие для студентов университета очного и заочного отделений / А.И. Уман. -- Орел: ОГУ, 2001. -- 78 с. - ISBN 5-93332-72-0.
Приложение 1
Построение учебного плана
Учебный план
1) перечень учебных дисциплин, изучаемых по данной программе;
2) распределение по семестрам и последовательность их изучения;
3) трудоемкость их изучения;
4) формы учебных занятий (лекции, семинары, практические занятия, самостоятельная работа);
5) виды промежуточной и итоговой аттестации (экзамен, зачет, реферат, курсовая или дипломная работа).
способы построения
Линейный
Концентрический
Спиралевидный
Учебная программа
Содержание
1) наименование учебной дисциплины;
2)пояснительная записка;
3)краткое описание содержания изучаемых тем;
4)список литературы, на которую опирается преподаватель при раскрытии содержания курса.
Тематический план
распределение тем учебной программы по видам занятий, необходимое методическое обеспечение, формы контроля и аттестации знаний и умений студентов.
Приложение 2
АВРО-БУС: Автоматическое составление расписания. В программе предоставлены возможности:
1. Настройка программы пользователем под свои условия. Пользователь может указать:
o на какое максимальное время будут устанавливаться лекционные и базовые потоки;
o с какого времени будут начинаться занятия студентов ВЗО;
o границы запаса вместимости аудиторий при составлении расписания;
2. Ведение "Расписания звонков". Программа содержит расписание занятий (время начала и окончания) на каждый день недели.
3. Ведение списка видов занятий (лекции, семинарские занятия, зачеты) и их коэффициентов трудоемкости (коэффициенты, которые будут учитываться при расчете нагрузки преподавателей).
4. Ведение учета по организационной структуре ВУЗа.
o Ведение списка факультетов.
o Ведение списка групп студентов по каждому факультету.
o Ведение списка кафедр по каждому факультету.
o Ведется список дисциплин, которые могут преподавать на кафедре.
5. Ведение кадрового учета по преподавателям: ученая степень/звание, "зарезервированные часы", когда преподаватель не может вести занятия, на каких кафедрах работает, и ставка по которой он работает на каждой кафедре. Ведение учета по учебно-методической нагрузке. С последующим составлением отчетности.
6. Ведение учета по аудиторному фонду.
o Вместимость аудитории;
o Кафедра, за которой закреплена эта аудитория;
o Список дисциплин, которые могут преподаваться в этой аудитории.
7. Составление учебного плана. Программа позволяет в полуавтоматическом режиме вводить в учебные планы. В каждом семестре на каждый курс факультета составляется отдельный учебный план и только один. Программа контролирует уникальность учебных планов, а также рабочих планов кафедр. Максимально автоматизировано заполнение табличной части документа.
8. Автоматическое составление рабочих планов кафедр на основании учебных планов для передачи их на кафедры факультетов.
9. Автоматическое составление потоков с указанием его характеристик (дисциплина, вид занятий, количество часов на четной и нечетной неделях, базовый / не базовый, численность, группы потока, практика по предмету и др). При желании, большие потоки (по времени или численности) можно разбить на более маленькие.
10. Поэтапное составление расписания по ВУЗу по следующим принципам:
o соблюдение требований зарезервированного времени у преподавателей, когда он не может вести занятия;
o учет ситуаций, когда какой-нибудь преподаватель просит поставить ему определенный поток на определенное время;
o базовые потоки распределяются в первую очередь;
o лекционные занятия ставятся на первые три пары (данное время устанавливается пользователем);
o при назначении аудитории группе приоритет отдается аудиториям, закрепленным за кафедрой, на которой ведется рассматриваемая дисциплина;
o Поэтапное составление расписания позволяет составлять расписание с внесением корректировок на любом этапе его составления.
11. Проверка корректности распределения потоков и "ручное" редактирование расписания после составления.
12. Получение отчетности. В программе можно получить следующие отчеты:
o Расписания занятий студентов, занятости преподавателей и аудиторий;
o Расчет нагрузки преподавателей;
o Распределение учебной нагрузки по кафедрам, факультетам и в целом по ВУЗу;
o Информация о факультете: какие специальности выпускает, какие группы студентов обучаются, какие кафедры принадлежат факультету;
o Информация по кафедре: какие дисциплины преподаются, какие преподаватели работают на кафедре, какие аудитории закреплены за кафедрой.
Приложение 3
Комплексная информационная система управления учебным заведением
Общее описание
Основой системы КИС УЗ является организация обучения в учебном заведении: по семестрам, по сессиям, по индивидуальным планам, с использованием кредитно-модульной системы. Поэтому первичной является подсистема Учебные планы.
Подсистема Учебные планы позволяет не только создавать учебные планы (учебный отдел) с частичной проверкой, но и помогает в работе кафедр при формировании нагрузки преподавателя на следующий учебный год, а также в работе деканатов при составлении расписания.
Система поддерживает работу с учебными планами 4-х видов: семестровых, сессионных, индивидуальных, с использованием кредитно-модульной системы.
Построение учебных планов можно осуществлять при помощи структурно-логической схемы прохождения предметов, которая представляет собой наглядное дерево.
Учебные планы учитывают работу со специальными блоками: специализации, дисциплины по выбору, контроли по выбору. Отрабатывает приказ на изменение учебных планов и аттестационных планов студентов.
Страницы: 1, 2, 3