Рефераты. Учет индивидуальных особенностей, склонностей и направленности, учащихся в преподавании предметов эстетического цикла

p align="left">Р. Кеттелл различает общие склонности, кото-рые свойственны всем людям, подвергавшимся социальным воздействиям, и уни-кальные склонности, характеризующие определенную индивидуаль-ность. В последних, в свою очередь, он выделяет относительно уникальные, которых нет ни у кого другого.

Р. Кеттелл различает склонности и по признаку модальности. Если они направ-ляют человека на достижение определенной цели, то их он называет «динамически-ми склонностями», если они касаются эффективности, то -- «склонностями-способ-ностями», если они связаны с энергичностью, эмоциональностью, то -- «темпераментными склонностями».

Следует отметить, что не всякое положительное отношение к деятельности, к ее содержанию следует считать склонностью. Характерной особенностью склонности является то, что человек, как правило, не осознает ее истинных глубинных причин. Он не может в большинстве случаев объяснить, почему ему нравится именно эта деятельность, и называет чисто внешние признаки, базирующиеся на содержатель-ной характеристике выбираемого вида активности (например, называет вид спорта, которым xoчет заниматься, не объясняя почему («просто нравится»). Положи-тельное же отношение к деятельности может быть обусловлено и другими фактора-ми: заработной платой, режимом труда, близостью места-работы к месту проживания, ее содержанием и т. д.

Важность распознавания склонности связана с тем, что спутником истинной и ярко выраженной склонности к какой-то деятельности часто является способность к этой же деятельности. А отсюда не так далеко и до определения призвания чело-века.

Таким образом, педагог изобразительного искусства может учитывать в своей работе склонности ребенка, как базовую особенность в художественно-эстетическом развитии учащегося. Наблюдая за ребенком, за его пока еще неосознанным интересом к изобразительной деятельности, к культурной и эстетической информации, учитель может формировать стойкий интерес к данной области знаний. Тем самым, он будет способствовать личностному росту, самовыражению, самореализации ребенка в учебной и других сферах. Неоспоримо важно, чтобы каждый человек нашел себя в этой жизни, и чем раньше это произойдет, тем лучше.

1.2. Направленность личности

Направленность личности Богоявленская Д.Б. [2, С.279] определяет как системообразующее свойство личности, определяющее ее психологический склад. По мнению большинства психологов, направленность личности является сложным мотивационным образованием.

Говоря о направленности личности, хочется обратиться к трудам Е.П. Ильина, который обобщил большой спектр работ ученых в данном направлении, и дал исчерпывающий ответ на интересующий нас вопрос: «Что такое направленность?»

Понятие «направленность личности» ввел в научный обиход С. Л. Рубинштейн как характеристику основных интересов, потребностей, склонностей, устремлений человека [8, С.174]. Практически все психологи под направленностью личности понимают совокупность или систему каких-либо мотивационных образований, явлений. У Б. И. Додонова -- это система потребностей; у К. К. Платонова -- совокупность влечений, желаний, интересов, склонностей, идеалов, мировоззрения, убеждений; у Л. И. Божович и Р. С. Немова -- система или совокупность мотивов и т. д. Однако понимание направленности личности как совокупности или системы мотивационных образова-ний -- это лишь одна сторона ее сущности. Другая сторона заключается в том, что эта система определяет направление поведения и деятельности человека, ориен-тирует его, определяет тенденции поведения и действий и, в конечном итоге, опреде-ляет облик человека в социальном плане. Последнее связано с тем, что направленность личности представляет собой устойчиво доминирующую сис-тему мотивов, или мотивационных образований (Л. И. Божович), т. е. отражает до-минанту, становящуюся вектором поведения (А. А. Ухтомский).

Направленность личности, как отмечает В. С. Мерлин, может проявляться в отношении: к другим людям, к обществу, к самому себе. М. С. Неймарк (1968), например, выделены личная, коллективистская и деловая направленности личности.

Д. И. Фельдштейн и И. Д. Егорычева выделяют следующие типы личностной направленности: гуманистическую, эгоистическую, депрессивную и суицидальную. Гуманистическая направленность характеризуется положитель-ным отношением личности к себе и к обществу. Внутри этого типа авторы выделяют два подтипа: с альтруистической акцентуацией, при которой центральным мотивом поведения являются интересы других людей или социальной общности, и с индиви-дуалистической акцентуацией, при которой для человека наиболее важным являет-ся он сам, окружающие люди при этом не игнорируются, но их ценность, по сравне-нию с собственной, несколько ниже. Эгоистическая направленность характери-зуется положительным отношением к себе и отрицательным -- к обществу. Внутри этого типа также выделены два подтипа: а) с индивидуалистической акцентуаци-ей -- ценность для человека собственной личности так же высока, как и при гума-нистической направленности, с индивидуалистической акцентуацией, но при этом ценность окружающих еще более низкая (отрицательное отношение к окружаю-щим), хотя об абсолютном отвержении и игнорировании их речи нет; б) с эгоцент-рической акцентуацией -- ценность собственной личности для человека не очень высока, концентрируется он только на себе самом; общество для него не представ-ляет почти никакой ценности, отношение к обществу резко отрицательное. Депрес-сивная направленность личности характеризуется тем, что для человека он сам не представляет никакой ценности, а его отношение к обществу можно охарактеризо-вать как терпимое. Суицидальная направленность наблюдается в тех случаях, ког-да ни общество, ни личность для самой себя не представляют никакой ценности.

Такое выделение типов направленности показывает, что она может определять-ся не комплексом каких-то факторов, а только одним из них, например личностной или коллективистской установкой и т. п. Точно так же направленность личности может определяться каким-то одним чрезмерно, развитым интересом: к футболу, балету и т. п., в связи, с чем и появляются футбольные фанаты, балетоманы, мелома-ны, коллекционеры, профессиональные картежники. Таким образом, структура на-правленности личности может быть простой и сложной, но главное в ней -- это устойчивые доминирование какой-то потребности, интереса, вследствие чего человек «настойчиво ищет средства возбуждать в себе нужные ему переживания как можно чаще и сильнее» (Б.И. Додонов).

В связи с этим сведение направленности личности просто к потребностям, интересам, мировоззрению, убеждению или идеалам, как это делается в некоторых учеб-никах по психологии, неправомерно. Только устойчивое доминирование потребно-сти или интереса, выступающих в роли долговременных мотивационных устано-вок, может формировать стержневую линию жизни. В связи с этим подчеркну, что присущих оперативной мотивационной установке свойств, определяющих готов-ность и конкретные способы поведения и действий человека в данной ситуации, не-достаточно, чтобы считать ее одним из видов направленности личности. Направля-ет действия и деятельность, и любая цель. Установка должна стать устойчиво до-минирующей, а таковыми чаще всего бывают социальные установки, связанные с межличностными и личностно-общественными отношениями, отношением к труду и т.п.

Из сказанного выше следует вывод, что направленность личности в мотивационном процессе притягивает к себе и направляет активность человека, т. е. в какой-то степени облегчает принятие решения о действиях в данной ситуации;

П. М. Якобсон говорит о том, что направленность личности может быть временной, и ссылается на влюбленность, которая на какое-то время подчиняет себе распоря-док жизни, определяет доминирующий мотив поведения. То же можно сказать и про другие увлечения человека, которые, как известно, меняются на протяжении жизни. П. М. Якобсон делает вывод, что следует говорить о различных видах направленности, иногда перекрывающих друг друга, иногда же находящихся в разных плоскостях.

Богоявленская Д.Б. [3, С.279], изучая творческие способности художников, одним из аспектов интеллектуальной активности выделяет направленность личности. Выводом в результате исследований в данной области стал факт, говорящий, что прослеживается тенденция: для испытуемых эвристического уровня типична, как правило, альтруистическая направленность (70% эвристов проявили коллективистическую направленность), а для стимульно-продуктивного - личностная (80 % испытуемых этого уровня интеллектуальной активности обнаружили личностную направленность). Автор подчеркивает, что доминирование личностной направленности, сфокусированность на себе, преобладание эгоистических тенденций в личности становится тормозом в познавательной деятельности и творчестве. А мотивы творчества и полезности формируют производительную (развивающую направленность).

Роберт Френкин [9, С.561], изучая мотивационные свойства психики человека, говорит о том, что исследователи давно пришли к выводу, что творчеству способствует определен-ны и стиль личностной предрасположенности. Многие попытались выявить его. Креативные люди обычно отличают-ся независимостью, нонконформиостью, пренебрегают условностями и по-своему богемны. Кроме того, у них широкий круг интересов, они более открыты новому опыту, их характеризует значительная поведенческая и когнитивная гибкость, а также большая готовность к риску. Наконец, в одном из иссле-дований было обнаружено, что они еще и более склонны к неврозу. Полученные Цукерманом подтверждения того, что люди, стремящиеся к новым ощущениям, в большей мере креативные, указывают: твор-чество помогает удовлетворить потребность в разнообразии и изменении. Оцени-вая близость поиска новизны и креативности, становится ясно, что в их основе лежат одни и те же системы.

Таким образом, педагог учитывая в своей работе направленность ребенка, может содействовать его успеху в творческой, самовыражающей и саморазвивающей деятельности. Важно строить процесс обучения в форме сотрудничества и взаимной ответственности детей за результаты их деятельности. Для этого необходимым условием будет развитие коммуникативных умений, мотивов сотрудничества.

1.3. Творческие способности

Как отмечают ряд авторов (Богоявленская Д.Б. [2, С.4], Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. [6, С.422] и др.) в психологической литературе нет однозначной трактовки творчества. Л.С. Выготский рассматривал творчество как создание нового. С.Л. Рубинштейн определял творчество как деятельность, создающую нечто новое, оригинальное, что потом входит в историю развития не только самого творца, но и науки, искусства и т.д. А.М. Матюшкин выделял два вида активности: адаптивный и творческий. Задачей творческой активности является изменение существующего порядка, создание новых подходов. Брушлинский А.В. и Тихомиров О.К. в творчестве выделяют открытие неизведанного, создание нового, преодоление стереотипов и шаблонов. А. Маслоу считает, что подлинное творчество, креативность проявляются у человека и в повседневной реальной жизни, в каждодневном выборе жизненных ситуаций, в разных формах самовыражения. Для личности, стремящейся к творчеству, по мнению Я.А.Пономарева, характерна оригинальность, инициативность, высокая самоорганизация, огромная работоспособность. Творческая личность находит удовлетворение не столько в достижении цели труда, сколько в самом его процессе. Для Я.А.Пономарева определяющим в творчестве является развитие, возникновение новых структур, нового знания, новых способов деятельности. Б.Г. Ананьев среди свойств творческой личности выделял глубину и остроту мысли, необычность постановки вопроса и его решения, интеллектуальную инициативу. Общим для творческих личностей, как показал американский психолог П.Торранс, является потребность развиваться, потребность в постоянном росте.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.