В современной социально - психологической литературе процесс взаимодействия делят на три этапа (уровня):
· Начальный;
· Средний;
· Заключительный.
На начальном этапе (низшем уровне) взаимодействие представляет собой простейшие первичные контакты людей, когда между ними имеет место лишь определенное первичное и очень упрощенное взаимное и одностороннее «физическое» влияние друг на друга с целью обмена информацией и общения, которое в силу конкретных причин может и не достигнуть своей цели. Главное в успехе первичных контактов заключается в принятии или непринятии партнерами по взаимодействию друг друга. Особенностью простейших первичных контактов является различие между индивидами по взаимодействию - в общении, в отношениях, в совместимости.
Б.Ф Ломов указывает что, взаимное непонимание - одна из существенных предпосылок распада взаимодействия людей или причина самых разнообразных межличностных затруднений, конфликтов и т.д.
Существенной характеристикой взаимопонимания, как указывает К. Левин, всегда выступает его адекватность. Она зависит от целого ряда факторов:
· От типа взаимоотношений между партнерами (отношений знакомства и приятельства, дружеских, любовных, супружеских, товарищеских.
· От степени возможной объективизации, проявляемости свойств личности и поведении и деятельности людей
· От мнений, оценок других
На среднем этапе процесс взаимодействия людей, который получил название продуктивной совместной деятельности, сотрудничество становится все более активным, все больше выражается в эффективном решении проблемы соединения взаимных усилий партнеров. Традиционно выделяют три формы организации совместной деятельности:
· Каждый участник делает свою часть общей работы независимо от другого;
· Общая задача выполняется последовательно каждым участником;
· Имеет место одновременное взаимодействие каждого участника со всеми остальными.
Общие устремления людей могут также привести и к негативным последствиям. Привести к столкновению в процессе согласования позиций. Поэтому от партнеров требуются проявления взаимной терпимости, настойчивости, собранности, психологической подвижности и других волевых качеств личности, опирающихся на интеллект и высокий уровень сознания и самосознания личности.
Во время взаимодействия людей, как отмечают современные исследователи данной проблемы, активно сопровождаются или опосредуется проявлением сложных социально - психологических феноменов совместимости - несовместимости. Совместимость и несовместимость являются составляющими элементами процесса взаимодействия. Межличностные отношения в группе и совместимость порождают важнейшее социально - психологическое явление, которое принято называть «психологическим климатом» [1, с. 20].
Различают несколько видов совместимости:
· Психофизиологическая совместимость, основывается на взаимодействии особенностей темперамента, потребностей индивидов;
· Психологическая совместимость предполагает взаимодействие характеров, интеллектов, мотивов поведения;
· Социально - психологическая совместимость предусматривает согласование социальных ролей, интересов, ценностных ориентацией участников;
· Социально - идеологическая совместимость, основана на общности идеологических ценностей, на сходстве социальных установок, классовых и конфессиональных интересах.
Таким образом, в нашей работе под взаимодействием мы будем понимать процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность, межличностную связь.
Взаимодействие это многогранный процесс, который включает в себя разнообразные социально - психологические феномены: общение, межличностные отношения, межгрупповое взаимодействие, межличностные взаимодействия.
2.2 Учет половых особенностей при взаимодействии «учитель - ученик»
Воспитание и обучение детей в школе во многом зависит от того, как дети того или иного пола воспринимаются учителем, какие роли он приписывает мальчикам и девочкам, а главное - учитывает ли половые особенности при подаче учебного материала. «Бесполое» обучение и воспитание вызывает у многих психологов, нейрофизиологов и педагогов беспокойство, так как при этом искажаются воспитание мальчиков и девочек, адекватность способов их обучения, а в итоге - развитие личности. Девочек чаще хвалят, с ними чаще рассуждают, а когда разговаривают с мальчиками, то, как правило, ограничиваются прямыми указаниями (отнеси, сходи, перестань). Среди тех учащихся выпускных классов, которые в наибольшей степени соответствуют школьным требованиям, подавляющее большинство (85%) составляют девушки. А юноши, попавшие в число таковых, обладают традиционно женскими качествами: примерное поведение, усидчивость, исполнительность и др.
При взаимодействии с учащимися учитель должен знать особенности личности мальчиков и девочек [6, с. 525].
Так, к примеру, существует ряд различий в проявлении эмоциональности. Девочки эмоциональнее, чем мальчики. Особенно это заметно после периода полового созревания. У девочек склонность к страху выражена значительно больше, чем у мальчиков. Личностная и ситуативная тревожность выше у девочек, чем у мальчиков. Различны у мальчиков и девочек и доминирующие причины тревожности. Школьная тревожность доминирует у девочек в возрасте 7-9 лет, а в 10 лет уступает место самооценочной тревожности. У девочек младших классов на фоне меньшего количества невротических реакций, чем у мальчиков, наиболее часто отмечается неустойчивость настроения, плаксивость, застенчивость, обидчивость. У мальчиков 7 лет доминирует межличностная тревожность, школьная тревожность преобладает в 8-9-летнем возрасте. На фоне большого количества невротических реакций у мальчиков младшего возраста наблюдается агрессивность, драчливость, гиперактивность [6, с. 527].
Следует отметить, что с наступлением периода полового воспитания все отчетливее становятся различия мальчиков и девочек в проявлении таких качеств, как смелость и решительность: у мальчиков они выше. Это связано с большей выраженностью у мальчиков склонности к риску.
Что касается интересов, то в центре внимания девочек, начиная с раннего возраста, находится человек и сфера его непосредственного бытия, у мальчиков же интересы направлены на относительно отдаленные предметы и явления. Мальчики имеют преимущество в познании чего-то особенного, более редкого, специального, но уступают девочкам в знании более простых и распространенных предметов и явлений. В целом круг интересов мальчиков шире, чем девочек.
Мальчики наиболее высоко ценят активные, энергичные игры, связанные с борьбой и соревнованием, затем игры на ловкость, игры-приключения. Логические игры - наименее любимы. Девочки предпочитают игры связанные со сферой семьи; игры на ловкость, логические игры, игры-приключения и связанные с борьбой и соревнованием они любят меньше всего.
Выбирая книги для чтения, мальчики отдают предпочтение приключениям, путешествиям и исследованиям, а девочки - любовным историям и романам о детях и семейной жизни. Различаются и предпочтения в выборе кинофильмов: мальчики предпочитают фильмы, рассказывающие о любви, личной жизни и «личном обаянии».
Интересы мальчиков больше выражены в таких видах деятельности, как техническая, практическая, научно-техническая и научно-теоретическая, спортивная; а интересы девочек относятся в большей мере к театрально-художественной, природоведческой, сельскохозяйственной, общественной видам деятельности.
Для девочек большую ценность в жизни играют любовь, материально обеспеченная жизнь, друзья, счастливая семья, уверенность в себе. Тогда, как для мальчиков - здоровье, интересная работа, свобода, жизненная мудрость, творчество, познание [6, с. 529].
Описывая свой психологический портрет, девушки характеризуют эмоциональную сферу (вспыльчивая, отзывчивая, спокойная, веселая и т.д.), в то время как в ответах юношей чаще встречаются характеристики интеллектуальной и волевой сферы (ответственный, волевой, настойчивый).
Мальчики дошкольного и младшего возраста более критично оценивают результаты своей деятельности, у девочек же преобладает эмоциональная оценка своих результатов. Однако юноши 16-17 лет дают в большинстве случаев завышенные самооценки, девушки оценивают себя либо адекватно, либо обнаруживают неадекватно заниженную оценку.
Проблемная озабоченность практически по всем аспектам жизни у девочек выражена больше, чем у мальчиков. Для девочек проблемы с собственной личностью и будущим имеют большее значение, чем для мальчиков.
Переживание школьниками депрессии средней и тяжелой степени чаще наблюдаются у девочек, чем у мальчиков.
Учителю также следует знать тот факт, что у девочек стремление к общению выражено больше, чем у мальчиков. В любом возрасте девочки чаще мальчиков бывают задействованы в «социальных» играх с участием других детей. Девочки больше готовы к общению, чем мальчики.
Конфликтные отношения между собой мальчики выясняют посредством силы, отвергая более слабого. Конфликтные ситуации девочки решают на эмоциональном уровне, в спорах, бойкотировании. Девочки по сравнению с мальчиками не стремятся к лидерству, потому что более боязливые и застенчивые, не уверены в своих силах [4, с. 48].
Педагоги значительно чаще приписывают негативные характеристики мальчикам, чем девочкам. Мальчики выглядят в глазах учителей неряшливыми, возбудимыми, упрямыми, нетерпеливыми; считается, что у них излишне высокое самомнение. Девочки же более старательные, застенчивые, ловкие, боязливые, нерешительные; они больше, чем мальчики владеют собой.
Существуют заметные различия между интересами мальчиков и девочек к учебным предметам. Девочкам присущ интерес к предметам гуманитарного цикла, а мальчикам, естественно, - научного. У юноши первое место занимает устойчивый интерес к математике, второе - к физике, третье - к истории. Девушки тоже предпочитают математику, затем (по убывающей) литературу, химию и физику.
Из предметов, которые не нравятся юношам, на первых местах находится иностранный язык, астрономия, обществоведение. Юноши чаще, чем девушки, называют программирование любимым предметом. Интерес к разным учебным предметам у мальчиков и девочек разный в силу их природных различий в направленности на восприятие и познание окружающего мира. Вербальные компоненты познавательных процессов больше выражены у мальчиков, а образные - у девочек.
При обучении мальчиков и девочек педагогу следует знать особенности познавательных процессов. Чаще, при выполнении заданий на внимание девочки ориентируются на быстроту, а мальчики на точность работы [6, с. 534].
Существуют также различия в вербальных способностях мальчиков и девочек. В детском возрасте выявлены различия между мальчиками и девочками (в пользу последних) в словарном запасе, речевой активности и ясности речи. Девочки используют предложения раньше мальчиков и проявляют тенденцию к более длинным и зрелым по своей структуре предложениям. Они быстрее продвигаются в обучении чтению.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5