Рефераты. Урок информатики как средство формирования ключевых компетенций

оммуникативной (монолог выступления, ответы на вопросы и т.д.);

информационной (выбор ключевых моментов для отображения на слайде, систематизация данных, структурирование доклада);

учебно-познавательной (непосредственно создание слайд-шоу с помощью соответствующего программного обеспечения на основе предварительного плана, анализа деланного и т.п.);

общекультурной (создание дизайна презентации, подбор иллюстративного ряда, культура речи и др.) [5].

Таким образом, можно увидеть, что учебный курс информатики может быть реализован с применением компетентностного подхода. Нужно ли для этого перестраивать коренным образом структуру курса информатики, ждать издания новых учебников и методических комплектов? Мы полагаем, что наличие компетентностного подхода в системе образования гораздо уместнее и органичнее, чем отсутствие. Было бы прекрасно, если бы авторы учебников могли перестроиться и наполнить содержание заданий учебников соответствующими заданиями, но в рамках существующих учебных программ уже можно вполне вести обучение на основе компетентностного подхода. Скорректировать содержание может и сам учитель, изменив, в первую очередь, цели урока, так как компетентностный подход делает главным участником образовательного процесса именно учащегося, с его индивидуальными целями.

§4. Примеры реализации компетентностного подхода на уроках информатики

Рассмотрим пример реализации компетентностного подхода на уроке информатики в 8 классе.

Конспект урока информатики в 8 классе по теме "Условия поиска и простые логические выражения"

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.

Цель урока:

Обучающие:

формирование у учащихся понятий "Условия поиска" и "Логическое выражение".

Развивающие:

развитие у учащихся учебно-познавательной, общекультурной, ценностно-смысловой компетенций, компетенции личностного самосовершенствования;

формирование у учащихся грамотной речи в области информатики.

Воспитательные:

Воспитание общей культуры.

Задачи.

Ввести понятия "Условия поиска" и "Простые логические выражения".

Рассмотреть знаки отношений и определение лексикографического порядка, его использование при расположении слов в алфавитном порядке.

Рассмотреть запись команд для получения справки с помощью использования условий поиска.

Объяснить порядок выполнения домашнего задания с разбором по одному примеру из каждого задания.

Этапы урока.

Организационный момент (2 минуты).

Актуализация опорных знаний (3 минуты).

Ознакомление с новым материалом (20 минут).

Первичное осмысление и закрепление изученного (9 минут).

Домашнее задание (8 минут).

Подведение итогов урока (3 минуты).

Дидактические материалы и оборудование: учебник по информатике для 7-9 классов И. Семакин и др., мультимедийная доска, проектор, ноутбук, раздаточный материал.

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Цель: активировать умственную деятельность учащихся, развивать логическое мышление.

Результативность: формирование учебно-познавательной компетенции, общекультурной и компетенции личностного самосовершенствования.

Слайд 1. Здравствуйте, садитесь. Проверить готовность к уроку (наличие тетрадей, ручек, присутствие всех учащихся). Тема нашего сегодняшнего урока: "Условия поиска и простые логические выражения". Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? А ответить на этот вопрос вам поможет определение БД и знание того, для чего она нужна. Правильно, на уроке мы должны будем познакомиться с такими понятиями как условие поиска, логическое выражение, лексикографический порядок и другие, и научиться находить нужную нам информацию в "БД".

Слушают учителя.

БД - организованная совокупность данных, предназначенная для длительного хранения во внешней памяти ЭВМ и постоянного применения. Предназначена для быстрого поиска нужной информации.

Говорят, что будут работать с понятиями "условие поиска" и "логическое выражение".

Актуализация опорных знаний

После того, как дан ответ кем-либо из учащихся, остальные ученики его "рецензируют".

Цель: активировать умственную деятельность учащихся.

Результативность: формирование учебно-познавательной компетенции.

Прежде чем изучать новые понятия, давайте вспомним, что вы уже знаете.

Что такое информационная система?

Что такое БД?

Какие БД называются реляционными?

Что такое запись и поле?

Какой формат имеет команда получения справки?

Поднимают руки и дают определения.

Информационная система - совокупность БД и всего комплекса аппаратно-программных средств для ее хранения, изменения и поиска информации, для взаимодействия с пользователем.

БД - организованная совокупность данных, предназначенная для длительного хранения во внешней памяти ЭВМ и постоянного применения.

БД с табличной формой организации называются реляционными.

Записью в реляционных БД называется строка таблицы, а столбец - полем.

. справка <список выводимых полей> для <условия поиска>

Изучение нового материала

Цель: учить исследовательской работе, отрабатывать умение делать выводы и обобщения.

Результативность: формирование общекультурной компетенции, ценностно-смысловой компетенции.

Чаще всего для справки требуются не все записи, а только часть из них, удовлетворяющие какому-то условию. Это условие называется условием поиска.

Слайд 2. Запишем определение логического выражения: "Логическое выражение - некоторое высказывание, по поводу которого можно заключить истинно оно или ложно".

Записывают определение логического выражения.

Логическое выражение, подобно математическому выражению выполняется (вычисляется), но в результате получается не число, а логическое значение: истина (true) или ложь (false). Логическая величина - это всегда ответ на вопрос: истинно ли данное высказывание. Есть вопросы?

Если есть вопросы, то задают их.

Слайд 3. Ребята, перед вами лежат листочки с БД "Домашняя библиотека" "Факультативы" и "Погода". Вашей задачей будет: определить логическое значение для высказываний, которые выведены на экран. На выполнение этого задания вам дается 2 минуты. Потом устно проговорим.

Выполняют задание.

Проводится проверка.

Слайд 4. А теперь посмотрим, как выглядят логические выражения для данных высказываний.

ОСАДКИ = светит солнце. Для следующих высказываний называете вы.

Говорят логические выражения для высказываний.

1. ОСАДКИ = светит солнце

2. ДАВЛЕНИЕ <> 1

3. ДАВЛЕНИЕ > 745

4. ПОЛКА > 3

5. АВТОР = Толстой Л.Н.

6. ФАМИЛИЯ = Русанов

7. ЦВЕТОВОДСТВО

8. ТАНЦЫ.

Шесть первых выражений называются отношениями. Отношение есть форма логического выражения. В них имена полей базы данных связываются с соответствующими значениями знаками отношений. Слайд 5. Вот все возможные знаки отношений:

= равно< меньше

<> не равно>= больше или равно

> больше<= меньше или равно

Записывают отношения в тетрадь.

Отношение "равно" истинно для двух символьных величин, если их длина одинакова и все соответствующие символы совпадают.

Символьные величины можно сопоставлять и в отношениях <, >, <=, >=. Здесь принцип такой: сравниваются между собой не сами символы, а их внутренние коды. Откройте учебник на странице 75. По таблицам 3-1 и 3-2 определите связь между порядковым номером элемента и его кодом. Какие отношения будут между латинскими, русскими буквами, заглавными и строчными буквами?

Слайд 6. Тогда упорядоченность слов (последовательностей символов) определяется по алфавитному принципу: сначала по первой букве, потом по второй и так далее, как это делается в словарях или энциклопедиях. Такой принцип называется лексикографическим порядком.

Слайд 7. Запишите определение в тетрадь: "Лексикографический порядок - это упорядочивание слов по алфавитному принципу".

Говорят, что чем больше порядковый номер элемента тем больше его код.

Смотрят на слайд:

A<B<C<D<E<…<X<Y<Z.

a<b<c<d<e<…<x<y<z.

A<a; B<b; … Z<z.

А<Б<В<Г< Д <Е <... <Ю<Я.

а <б<в<г<д<е<…<ю<я.

А<а; Б<б; … Я<я.

Д>D и т.д.

Записывают в тетрадь.

Слайд 8. Давайте рассмотрим расположение в лексикографическом порядке слов квартет, компонент, конверт, конвульсия и запишем для них отношения.

Квартет< Компонент < Конверт < Конвульсия.

Смотрят на соответствующий слайд презентации.

Слайд 9. Теперь вам будет дано задание, которое вы будете выполнять по вариантам в парах. Сначала вы делаете самостоятельно, а потом в парах проговариваете друг другу как вы сделали это задание.

Выполняют задание, выведенное на экран. Проводится взаимопроверка.

Пусть в некоторой БД поле ВРЕМЯ содержит значения в таком формате: ХХчасХХминХХсек (здесь символ X обозначает любую цифру). Тогда сравнение таких величин на "больше-меньше" будет давать верный по смыслу результат.

Слайд 10. Как вы думаете, с чего надо начинать сравнение времени? Истинными будут следующие отношения:

12час35мин08сек>03час40мин00сек, 23час05мин12сек<23час05мин13сек.

Значения полей типа "дата" при выполнении отношений сравниваются в соответствии с календарной последовательностью.

Слайд 11. Как вы думаете, с чего надо начинать сравнение дат? Например, истинны отношения:

3/12/56<23/04/65, 24/09/79>23/09/79

Слайд 12. Отношения можно применять и к логическим величинам. Истинно следующее отношение:

true > false

1 > 0

Это нетрудно понять, поскольку код логической величины true равен 1, а код false равен 0. Но, очевидно, 1 > 0.

Слайд 13. А теперь вернемся к приведенным выше примерам логических выражений. В примерах 7 и 8 нет никаких знаков отношений. Дело в том, что поля с именами ЦВЕТОВОДСТВО и ТАНЦЫ имеют логический тип. Поэтому в каждой записи их значения - это логические величины: 1 - истина, 0 - ложь.

Одна величина логического типа - простейшая форма логического выражения. Следовательно, условие поиска может содержать в своей записи лишь имя логического поля.

Говорят, что сначала сравнение ведется по часам, потом - по минутам, а затем - по секундам. Определяют знаки, стоящие между величинами, объясняя, почему поставили этот знак.

Говорят, что сравнение сначала ведется по годам, затем - по месяцам и только потом - по дням.

Записывают в тетрадь.

Слайд 14. Запишем определение: "Простое логическое выражение - выражение, состоящее из имени поля логического типа или одного отношения".

Записывают определение в тетрадь.

Первичное осмысление и закрепление изученного

Цель: сформировать умения выполнять задания по данной теме.

Результативность: формирование всех видов компетенций в зависимости от подобранных заданий.

А теперь запишем несколько команд для получения справки, используя условия поиска.

Слайд 15. Вот как выглядит команда запроса информации из БД "Погода" о датах всех дождливых дней:

. справка ДАТА для ОСАДКИ = дождь.

Что здесь является условием? Для какого поля это условие?

В итоговую справку попадут лишь те записи, для которых истинно условие поиска.

Какая запись выведется при таком запросе?

Следят за рассуждениями и действиями учителя. Участвуют в обсуждении.

Говорят, что получится:

ДАТА

18.03.97

Слайд 16. Следующая команда позволяет вывести даты и влажность, соответствующие тем дням, когда атмосферное давление было выше 745 мм. рт. ст.

. справка ДАТА, ВЛАЖНОСТЬ для ДАВЛЕНИЕ >745.

Что здесь является условием? Для какого поля это условие?

Какая запись выведется при таком запросе?

Выведется следующая запись:

ДАТА

ВЛАЖНОСТЬ

15.03.97

67

16.03.97

62

19.03.97

87

Слайд 17. Запишем команду запроса справки к БД "Домашняя библиотека": вывести названия книг и авторов, фамилии которых начинаются с букв О, П, Р и далее по алфавиту.

. справка АВТОР, НАЗВАНИЕ для АВТОР >= О

Что здесь является условием? Для какого поля это условие?

Какая запись выведется при таком запросе?

Выведется запись:

АВТОР

НАЗВАНИЕ

Тургенев И.С.

Повести и рассказы

Олеша Ю.К.

Избранное

Тынянов Ю.Н.

Кюхля

Толстой Л.Н.

Повести и рассказы

Слайд 18. А теперь - запрос к БД "Успеваемость": вывести список учеников, у которых сумма баллов по гуманитарным предметам больше, чем по естественным. Следует отдать команду:

. справка УЧЕНИК для РУССКИЙ+ИСТОРИЯ+МУЗЫКА>АЛГЕБРА+ХИМИЯ+ФИЗИКА.

Что здесь является условием? Что сравнивается в этом условии? Для какого поля это условие?

Что получится в результате?

В результате получим:

Ботов Иван

Галкина Нина.

Домашнее задание

Цель: проверить усвоение материала урока, формировать умение подбирать примеры.

Результативность: формирование компетенции личного самосовершенствования.

Слайд 19. Записываем домашнее задание. Параграф 28, прочитать его и выучить основные определения, которые мы записывали в тетрадь. И выполнить задания 6, 7,8.

Давайте разберем с вами как выполнять домашнее задание.

Записывают домашнее задание.

Разбор заданий пишут в тетрадь.

Слайд 20.6 задание. Смотрим таблицу 2. Погода, запись номер 3. Какая влажность соответствует этой записи? Какой знак отношения надо поставить, чтобы получить верное неравенство?

Какие осадки в этой записи? Какой знак отношения надо поставить?

Говорят, что влажность составляет 100%. Надо поставить знак "Больше", "Больше или равно" или "Не равно".

Говорят, что туман. Нужно поставить знак "Не равно".

Слайд 21.7 задание. Смотрим таблицу 1. Домашняя библиотека, запись номер 3. Какое слово мы выделим из высказывания "Книга издана в 1982 году", чтобы составить для него простое логическое выражение? Как оно запишется? Теперь мы должны определить результат вычислений для данной записи. То есть определить - истинным или ложным оно является. Для этого ответим на вопрос: "Какой год стоит в записи номер 3 таблицы?".

Какое слово мы выделим из высказывания "Книга находится ниже пятой полки", чтобы составить для него простое логическое выражение? Истинным или ложным является это высказывание?

Мы должны выделить слово "Год".

Запишется так: "ГОД = 1982".

В таблице стоит 1982 год. То есть высказывание является истинным.

Мы должны выделить слово "Полка".

Запишется так: "ПОЛКА < 5". В таблице номер полки - 1, а 1<5, поэтому высказывание является истинным.

Слайд 22.8 задание. Рассмотрим высказывание под буквой г: "Дата не позже 23 сентября 1996 года". Для него нам требуется составить логическое выражение. Какое основное слово мы выделяем в этом высказывании? Как по-другому можно сказать "Не позже"? Какой знак отношения соответствует этому? Что в итоге получаем?

Рассмотрим высказывание под буквой д: "Алгебра не отлично". Для него нам требуется составить логическое выражение. Какое основное слово мы выделяем в этом высказывании? Какой знак отношения соответствует запросу "Не отлично"? Что в итоге получаем?

Выделяем слово "Дата".

Можно сказать: "Раньше или в этот день".

Соответствует знак "Меньше или равно". Получаем: ДАТА <= 23 сентября 1996 года.

Выделяем слово "Алгебра".

Соответствует знак "Не равно". Получаем: АЛГЕБРА < > отлично.

Подведение итогов урока

Цель: формировать умение обобщать материал и делать вывод.

Результативность: формирование общекультурной, коммуникативной и информационной компетенций.

Что сегодня нового узнали на уроке?

Что такое логическое выражение? Назовите варианты отношений. Что такое простое логическое выражение?

Говорят, что узнали понятия логического выражения, простого логического выражения, а также варианты отношений. Дают определения.

Логическое выражение - некоторое высказывание, по поводу которого можно заключить истинно оно или ложно.

Существует шесть вариантов отношений: "равно", "не равно", "больше", "меньше", "больше или равно", "меньше или равно".

Простое логическое выражение - выражение, состоящее из имени поля логического типа или одного отношения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.