Хореографическая разминка проводится с музыкальным сопровождением. Функции аккомпаниатора - пианиста очень многогранны. Посредством музыкального сопровождения музы кант помогает тренеру организовать внимание занимающихся и воспитывает у них чувство ритма, музыкальность выполнения, передавать характер музыкального произведения пластикой движений, взглядом и поворотом головы. Музыкальное сопровождение должно быть выразительным, характерным для каждого вида упражнения, где ясно прослушивается музыкальная фраза, укладывающееся количество тактов, соответствующее продолжительности упражнения. Давая определенный темп, метр и ритмический рисунок, музыка выявляет и подчеркивает характерные особенности движения, помогает его выполнению и одновременно приучает спортсменов и студентов понимать соответствие между характером музыки и характер движения. Соблюдение ритмического рисунка в соединении с творческой фантазией аккомпаниатора пианиста (хорошая, разнообразная импровизация) повышают качество урока. Определенный метр, темп рисунок выявляют и подчеркивают технический характер движения: мелодия, разнообразно гармонизированная, создает эмоциональную окраску движений, подчиняет движения музыке и обеспечивает музыкальную насыщенность уроку. Если в композиции мы подчиняемся музыке, передаем ее содержание и форму, то в уроке происходит обратное явление: музыка должна по своей форме подчиняться движению. Все комбинации урока должны строиться с учетом музыкальной фразы (тактовой квадратности), начинаться и заканчиваться вместе с нею. Музыкальные фразы могут быть малые и большие: четыре такта, восемь, шестнадцать, тридцать два и т.д. В повседневном, тренировочном процессе аккомпаниатор пианист творчески участвует в построении урока и музыкальном воспитании студентов, умело подбирая музыкальную литературу в тех случаях, когда задание тренера-преподавателя требует готовой музыкальной формы. Очень важна профессиональная подготовка пианиста, умение перейти в необходимый момент на импровизацию.
Импровизационная музыка должна строго подчиняться рисунку заданной тренером-преподавателем комбинации, иметь определенный ритмический рисунок, соответствующей характеру движений.
Музыкальный размер
Музыкальный размер (м/р) определяет количество долей в одном такте. В хореографии применяется музыка с м/р. 2/4; 3/4; 4/4; реже 6/8.
М/р 2/4 соответствует счет "раз" - "два", а при более дробном делении движений "раз" - "два" - "три" или "раз" - "и" - "два" - "и".
М/р 3/4 следует считать "раз" - "два" - "три" или "раз" - "и" - "два" - "и" - "три" - "и".
Таким образом, на фразу приходится в музыкальных произведениях двухдольного размера 8 счетов. Трехдольного - 12, четырехдольного -16 счетов по тактам 4 счета. Учитывая построение музыкальных произведений, продолжительность отдельных упражнений и учебных комбинаций может составлять 2, 4, 6, 8,16, 32 счета, а при большей длительности - число кратное 32 (в отдельных случаях - 16). Продолжительность упражнений, выполняемых по музыку трехдольного размера, может быть 3, б, 12, 24,48 счетов, при большей длительности - число кратное 48.
Большое значение для проведения успешного урока хореографии имеет мастерство аккомпаниатора - пианиста, обладающего чувством меры и художественным вкусом. Он должен уметь подбирать произведения, которые точно согласовывались бы с учебными заданиями и в то же время были бы отвлеченными, монотонными и примитивными. Общими канонами для подбора музыкальных произведений являются танцевальность, образность, оптимистический характер, завершенность мелодии.
Характер музыкального сопровождения
№
Упражнение
Музыкальное сопровождение
1.
demi plie
grand plie
деми плие
гранд плие
3/4 - вальс
4/4 - адажио
2.
battement tendu
батман тандю
2/4- полька
4/4 - марш
3.
battement jete
батман жете
2/4; 4/4 марш полька
4.
rond de jamb par terre
ронд де жамб пар терр
3/4- вальс
5.
battement fondu
батман фондю
6.
battement frapper
батман фраппе
7.
battement soutenu
батман сотеню
8.
rond de jamb en l?air
ронд де жамб ан леер
9.
developpe
adajio temps lie
девелопе
адажио тан лие
10.
grand battement
гранд батман
11.
allegro
аллегро
2/4 - полька
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ
В целях лучшего усвоения изучаемого материала, умения анализировать и зрительно воспринимать составляемую композицию студентам предлагается следующая схема записи, при описании которой необходимо указать вид спорта, разряд, применяемый в постановке классический, народный танец или современный стиль движений.
Запись необходимо производить, применяя следующие условные обозначения (первая и конечная цифры обозначают первоначальную и заключительную позы):
При составлении композиции необходимо учитывать перемещение спортсменов по площадке; ракурс каждого элемента, подбор элементов сложности в зависимости от разряда, сбалансированность выполняемых элементов как на полу, так в положении стоя и в воздухе.
Варианты рисунков композиции, в/у
При описании элементов классификационной программы указывается название элемента без подробного его описания или символическое обозначение, исходя из требований современных правил соревнований.
При описании акробатических пар, тройки и группового мужского выступления необходимо производить запись схемы передвижения каждого, обозначая их заглавными буквами алфавита или различной цветовой гаммой.
Описание движений
ОМУ
Поза - ИП - упор сидя сзади на левой пятке, правая в сторону на носок, правая рука вверх ладонью вперед пальцы врозь
Осанка прямая, нога прямая, носок натянут
1а
1-2 - перекат влево через спину, ноги врозь
3-4 - встать в ОС
Ноги врозь с максимальной амплитудой.
Осанка прямая
1б
5-6 - ра chasse (па шассе) - левая рука
вперед, ладонью книзу, правая рука в сторону
7-8 - entrelesse (перекидной)
С натянутого носка
Прыжок с максимальной амплитудой
2
Элемент классификационной программы
В соответствии с разрядом
Далее описание элементов производится аналогичным способом.
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ХОРЕОГРАФИИ
(указать год обучения)
Задачи:
I. Образовательная.
а) Методика обучения у опоры (указать перечень элементов) и на середине (указать перечень элементов).
б) Совершенствование хореографических прыжков (указать по группам - малая, средняя, большая).
II. Воспитательная.
Воспитание трудолюбия, дисциплины, чувства коллективизма.
III. Оздоровительная.
а) Совершенствование осанки.
б) Профилактика плоскостопия.
Часть
урока
Муз.
размер
Дозировка
Подготовительная часть
2/4,
3/4,
4/4
Построение, сдача рапорта,
сообщение задач урока.
Элементы хореографической подготовки в соответствии с годом обучения
4-8 раз
Осанка прямая, элементы выполнять четко, выразительно
Основная
Экзерсис у опоры
ИП - I позиция ног, руки в подготовительной позиции.
1-4 - demi plie (полуприсед)
5-8 - grand plie (присед)
1-2 - стойка на левой, правую согнуть в сторону
3-6 - держать
7-8 - в ИП
1
Осанка прямая,
припорасьон -
1 - правая рука из подготовительной позиции в первую
2 - во вторую позицию
Согнутую правую держать "выворотно". Носок у
колена
Часть урока
Муз. размер
Экзерсис на середине
temps lie (тан лие, маленькое адажио) с подготовкой к пируэту
2-4
В 1-й половине года обучения подготовка к пируэту, во II-й половине или по мере усвоения
4/4, ѕ
adajio (адажио, медленная часть) с элементами избранного вида спорта: стойки на руках, равновесия, перевороты, повороты и т.д.
- пируэт.
В соответствии с требованием классификационной программы.
4/4, 3/4
allegro (быстрая часть) - сочетание хореографических прыжков с элементами избранного вида спорта
2/4, 3/4, 4/4
этюд - элементы двигательной подготовки в сочетании с элементами избранного вида спорта
В соответствии с требованием классификационной программы
Заключительная часть
3/4
пор де бра - упражнения для рук, наклоны, растяжки
Построение и подведение итогов урока
Восстановление кардиореспираторной системы
Страницы: 1, 2