Рефераты. Уровень разработанности воспитания у младших школьников культуры умственного труда

p align="left"> Наконец, обязательным компонентом учебной деятельности, который нужно сформировать у школьника, чтобы он мог успешно учиться, является контроль и самооценка.

Так, первоклассники достаточно хорошо могут контролировать своё внешнее поведение, но ещё не умеют держать под контролем свою умственную деятельность. И причина этого не сколько в лёгкой переключаемости детей, сколько в непонимании ими задач контроля и самооценки. Обычная в этом смысле ошибка, допускаемая школьниками, заключается в следующем. Для того чтобы выучить, скажем, правило, ребёнок садится пытается запомнить его в ходе многократного прочитывания. Он не замечает пропущенного или изменённого им слова, хотя при этом нередко искажается смысл самого правила. Прочитав материал 5-6 раз, ребёнок откладывает книгу и заявляет: «Выучил». При этом ребёнок не пользуется активным воспроизведением материала ни как средством запоминания, ни как средством контроля. Он не пытается сам повторить нужное правило, чтобы убедиться, знает он его или нет. Он говорит: «Выучил», когда чувствует близость того, что он запомнил к оригиналу. То, что при этом могло выпасть какое-то слово и изменился смысл правила, он самостоятельно обнаружить не в состоянии.

Необходимость формирования у школьников контроля и самооценки вполне очевидна.

Если речь идёт о начальных классах, то, прежде всего необходимо довести до сознания ребёнка со всей ясностью одну простую истину: только повторяя урок самому себе, товарищам, родителям, можно убедиться, выучил ты его или нет.

По мере того как ученик переходит из класса в класс, меняется и объём, и качественное содержание изучаемого материала. Соответственно этому меняются и приёмы умственной работы школьника. Понятно, что и приёмы самоконтроля также должны измениться. Вначале пересказ материала был одновременно и способом заучивания, и способом контроля. С течением времени пересказ вслух или про себя становится по преимуществу методом самоконтроля и должен помогать ученику разобраться, выучил он урок или нет, а что касается самого материала, то решающее значение имеют разные виды активной работы с ним.

Затем полный развёрнутый контроль начинает постепенно сокращаться, и ученик всё чаще проверят прочность запоминания, воспроизводя только логическую опорную схему материала. Повторять несколько раз заданный урок во всей его полноте, как это требуется при ответе в классе, становится приёмом нерациональным, трудоёмким и отнимающим в силу большого объёма материала очень много времени. Поэтому старшеклассники, овладевшие правильными учебными навыками и привыкшие самостоятельно работать над рационализацией своего умственного труда, контролируют себя, намечая в уме план ответа. Если ученик мысленно представляет себе схему ответа, значит, он хорошо помнит содержание.

«Следует обратить особое внимание на то, чтобы у школьника постепенно складывались достаточно прочные, устойчивые и объективные критерии оценки самого себя и своих знаний». Кулько В.А., Цехмистрова Г.Д. Формирование у учащихся умений учиться. -М, 1983, с.67. Иначе рано или поздно придется столкнуться с проблемой расхождения самооценки со школьной отметкой.

Значение выполнения учебных задач дома в том, что они развивают самостоятельность рассуждений и действий ученика. Хотя он работает в соответствии с указаниями учителя и по учебнику, но действует индивидуально, что способствует развитию мышления, помогает осознанному овладению материалом.

Учащиеся привыкают контролировать себя, свои мысли, свои действия. Ученик вынужден искать пути и способы решения задания.

Особенно полезны в этом отношении творческие задания, когда, например, на доступном фактически материале можно выполнить задание разными способами.

«Домашняя учебная работа должна удовлетворять определённым требованиям». Баранов С.П., и др. Педагогика. - М: Просвещения, 1987,-с.261

Домашние задания должны быть небольшими, но содержательными. Они сосредоточены на усвоении, закреплении или повторении конкретного правила, операции мышления, практического действия. Перегрузки заданиями возникают в силу того, что учитель стремиться дать большие по объёму задания, которые охватывают все стороны изучаемого материала.

Учебные задания на дом более просты и понятны, чем та учебная работа, которая проводится в классе. Иногда учитель даёт задания на дом, которое равноценно по трудности или превышает сложность заданий, выполняемых в классе. Но ведь в классе ученик работает под руководством учителя, в условиях коллективных действий. Если домашнее задание сложно, ученик тратит много времени, у него снижается интерес и познавательная активность. Поэтому нужно подбирать задание, где теоретическое положение повторяется на более простом фактическом материале (например, дать математическую задачу с более простыми данными, дать для грамматического задания более простое предложение и т.п.).

Домашнее задание полезно связывать с непосредственными наблюдениями и впечатлениями детей, особенно при составлении задач, примеров, предложений, сочинений.

Обязательным требованием является необходимость инструктивных указаний о том, как выполнять задание. Главное в том, чтобы предупредить возможность механического копирования того, что выполнялось в классе. Ученик всегда должен понимать, какое правило, теоретическое положение лежит в основе выполнения задания.

Полезно индивидуализировать домашние задания в соответствии с познавательными возможностями ученика и его успехами в учёбе. Для отстающего или неуспевающего ученика более лёгкое задание укрепляет его силы, формирует уверенность. Более трудное задание для хорошо успевающих учеников способствует более интенсивному умственному развитию. Для всех учащихся иногда можно давать задания на разных уровнях с правом выбора желаемого варианта.

Всякое домашнее задание должно быть проверенно учителем. Это формирует у школьников ответственность и дисциплину.

Учителю нужно знать, каковы формы помощи родителей в учебной домашней работе школьников. Влияние родителей может быть как положительным так и отрицательным. Своевременная консультация для родителей закрепит полезную помощь и снизит или вовсе ликвидирует неправильное воздействие на выполнение домашней работы.

Таким образом, самостоятельная домашняя работа школьников играет важнейшую роль в деле отработки приёмов учебно-познавательной деятельности, т.к. выполняя домашнее задание учащиеся отрабатывают навыки активной умственной деятельности при работе с книгой и другими источниками информации, а также навыки правильной организации учебной работы, а кроме того приёмы самооценки и самоконтроля.

1.3. Методика воспитания культуры умственного труда младших классов.

Воспитание культуры умственного труда осуществляется как в ходе учебного процесса, так и во внеурочной деятельности учащихся. Основными направлениями в решении задач обучения учащихся умению учиться являются реализация межпредметной схемы разъяснения общих вопросов учебно-познавательной деятельности в ходе изучения всех школьных дисциплин и проведения классным руководителем тематического цикла бесед о культуре учебного труда.

Кроме того, значительное влияние на овладение учащимися навыками умственного труда оказывает применение наглядного материала: стенды с памятками, используемыми как при изучении только одной учебной дисциплины или нескольких родственных дисциплин, так и межпредметные. В кабинете истории, например, нужно иметь памятки для характеристики общественного стоя, раскрытия причин революций, изучения народных движений и войн, характеристики выдающихся личностей. В кабинете физики - типовые планы изложения учебного материала о физическом явлении, физическом законе, физической теории; в кабинете русского языка и литературы: «Как определять части речи», «Как писать изложение», «Как составлять отзыв о прочитанной книге», «Как охарактеризовать художественное произведение»; в кабинете иностранных языков: «Как работать со словарём», «Как работать на текстом» и д.р.; в вестибюле школы - «Учись учиться».

В школьной библиотеке должны быть созданы постоянно обновляемые выставки новой литературы для учащихся и учителей о формировании умений и навыков учебного труда; составлен также тематический каталог книг и журнальных статей по данной проблеме; проводится обсуждение книг, наиболее заинтересовавших учащихся. Кроме того, в библиотеке также должны быть стенды с памятками: «Как читать общественно-политическую и научно-популярную книгу», «Как читать газету», и т.п. Школьная библиотека должна проводить библиотечно-библиографические занятия, см. план, рекомендованный Министерством РСФСР в книге «Библиотечно-библиографические занятия школьникам». - М, 1983, с.16-23. развивающие навыки работы с книгой.

Для развития учебно-познавательных способностей учащихся в школе могут быть созданы специальные кружки и факультативы: «Учись учиться», где наряду с теоретическими сведениями, выполняются практические задания: составить список литературы о самообразовании; написать сочинение «Каковы мои интересы и способности»; а также изучается методика скорочтения и т.д.

Воспитанию культуры умственного труда способствуют следующие внеклассные мероприятия: тематические общешкольные и классные собрания: «НОТ школьника», «Знания нужны, как винтовка в бою», «Учиться, чтобы знать, творить и бороться», «Умей учиться, чтобы уметь трудиться», «Учиться на совесть», «Учение и труд рядом идут»; диспут «Ради чего ты учишься?»; конкурсы на звание лучшего математика, лучшего читателя; рейды-проверки «Твой режим дня», «Твоё рабочее место»; выпуск специальных бюллетеней «Умеешь ли ты учиться?», «азбука учебного труда»; конференций отличников и хорошистов по обмену опытом рациональной организации учебного труда; проведение «недель знаний» по каждому учебному предмету; анкетирование: «Учёба - тягость или радость?», куда можно включить такие вопросы: Что побуждает тебя учиться? Лёгким или тяжёлым является для тебя учебный труд? Умеешь ли ты учиться? Что следовало бы сделать учителям для улучшения учёбы школьников?

В воспитание культуры умственного труда школьников активное участие должны принимать родители, для которых на классных и общешкольных родительских собраниях должны читаться лекции: «Роль родителей в развитии учебно-познавательных способностей своих детей», «Как надо и как не надо помогать детям учиться», «Почему некоторые дети плохо учатся?», «Каким должно быть рабочее место ученика», «Воспитание в семье любви к чтению» и д.р.

По проблеме «Воспитание культуры умственного труда» в школе ежегодно следует проводить научно-практические конференции, к работе которых привлекаются учителя, ученики, родители, а также профессора и преподаватели вузов, студенты, которые делятся своим опытом организации труда, приёмами рационализации умственно деятельности. На пленарном заседании конференции подводятся итоги работы за прошедший учебный год и намечаются задачи на новый. Затем на заседаниях методических объединений участники конференции обмениваются опытом, заслушивают сообщения руководителей объединений, обсуждают и принимают рекомендации. К научно-практическим конференциям готовятся выставки ученических работ. Главное требования к отбираемым на осмотр работам - отражение в них умения самостоятельно овладевать знаниями.

Бесспорно, что основным плацдармом развития умственных способностей школьников служит процесс обучения. Однако в культуру умственного труда входит множество вопросов, изучение которых невозможно включить в содержание учебного процесса. На уроках по различным дисциплинам, проводимым различными учителями, даже при наличии межпредметной преемственности трудно свести в единый комплекс формируемые знания об учебно-познавательной деятельности. Это задача классного руководителя, в помощь которому разработано множество различных материалов для занятий по воспитанию культуры умственного труда.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.