Рефераты. Условия развития интеллектуальных процессов младших школьников средствами компьютерного обучения

p align="left">самостоятельно изобрести недо-стающий способ действия;

самостоятельно найти недоста-ющую информацию в любом «храни-лище»;

запросить недостающие данные у знатока [4, с. 66].

«Учебная самостоятельность развитого младшего школьника состоит в умении или способности иницииро-вать совместное со взрослым действие по поиску недостающих способов ре-шения новых задач» [8,63]. Высказы-вая догадку о недостающем способе действия, ученик начальной школы в первую очередь прибегает к помо-щи учителя. Учитель - это тот, кто учит самому учению. Важно научить детей не столько действовать, сколько планировать будущее действие, не давая ученику в погоне за результатом терять из вида способы достижения цели.

Одним из таких способов является составление алгоритма. Без этого труд-но обойтись на этапе планирования и организации деятельности, так как не-обходимо установить последователь-ность действий для решения задачи и ответить на вопрос «Что и как делать, чтобы достичь цели?».

На этапе оценки результатов дея-тельности ученик отвечает на вопрос «Верный ли получен результат?». Контроль в процессе деятельности го-раздо эффективнее контроля по ре-зультатам деятельности, поэтому при наличии алгоритма промежуточный контроль осуществить легче. Значи-мость вопросов, связанных с умением составлять, записывать и осущест-влять алгоритмы, в последние годы не-изменно возросла. В ряде публикаций, в частности в статьях Н.Я. Виленкина, Л.Г. Дробышева, А.В. Горячева и др., обосновывается целесообразность ран-него ознакомления детей с вычисли-тельной техникой, развития у них алгоритмического, логического мыш-ления, освоения основ программирова-ния. Главным аргументом является необходимость подготовки школьни-ков к жизни в информационном обще-стве. На первый план выдвигается формирование у учащихся инноваци-онной культуры. Нужно учить детей ориентироваться в информационных потоках, эффективно осуществлять поиск информации, ее обработку, классификацию. А поиск новой информации (работа с компьютером, со словарями и т.д.) связан с алгорит-мами.

К настоящему времени подготовле-но несколько программ для начальной школы по изучению информатики. Среди них хотелось бы выделить без-машинный вариант «Информатика в играх и задачах» (автор А.В. Горячев). Данный курс является составной частью УМК «Школа 2100».

Авторы программы и учебников уделяют серьезное внимание развитию таких логических приемов, как ана-лиз, синтез, сравнение, абстрагирова-ние, обобщение. Именно эти приемы необходимы для восприятия и обра-ботки информации и, конечно, для составления алгоритмов. Формирова-ние этого умения осуществляется в че-тыре этапа.

На первом этапе дети знакомятся с понятиями операция (действие), ре-зультат операции, учатся определять результат действия.

На втором этапе узнают, что такое программа действий или алгоритм, учатся устанавливать последователь-ность действий, исполнять простые ал-горитмы, составлять словесные алго-ритмы.

На третьем этапе дети знакомятся со способами наглядного представле-ния алгоритмов, учатся четко испол-нять алгоритмы, заданные этими спо-собами.

На четвертом этапе дети учатся составлять алгоритмы.

На каждом этапе проводится диа-гностика, в ходе которой выявляется степень сформированности данного умения. В разделе «Дозирование до-машней самостоятельной работы» приводятся упражнения, формиру-ющие данные умения.

Задания репродуктивного характе-ра (уровень 1) направлены на проверку знаний учащимися основных понятий по теме, умений исполнять готовый алгоритм.

Задания реконструктивного харак-тера (уровень 2) предполагают провер-ку умений учащихся не только рабо-тать по готовому алгоритму, но и их способность найти ошибки в алгорит-ме, внести в него дополнения, изме-нения.

Задания конструктивного характе-ра (уровень 3) предоставляют ребенку возможность найти множество вариан-тов решения задачи, дают свободу вы-бора средств для достижения цели. Ре-бенку дается условие и результат, ко-торого необходимо достичь, и он сам ищет пути его достижения.

Если учащиеся выполняют задания только первого и второго уровней, то это значит, что они понимают цель учебной деятельности, при достижении которой используют частные приемы и готовые алгоритмы, а значит, можно говорить о среднем уровне развития ученической самостоятельности. Если ученик может сам составить алгоритм, то это значит, что у него высокий уро-вень развития учебной самостоятель-ности, так как он самостоятельно мо-жет ставить цели учебной деятельнос-ти, составлять план самообразования и умеет находить средства его реализа-ции. Самостоятельное составление программ не является в начальной школе обязательным, дети должны лишь уметь пользоваться готовой про-граммой, уметь прочитать ее, объяснить последовательность действий. Однако на уроках по всем предметам необходимо привле-кать детей к составлению алгоритмов. К примеру задавать задания на дом. Понятно, что дома программы у ребят не всегда получаются, составляют они их с ошибками. Но сам процесс обдумывания последовательности выполняемых операций оказывает самое благоприятное влияние на развитие алгоритмического мышления.

Выводы к первой главе

Итак, информационные технологии занимают центральное место в процессе интеллектуализации общества, развития его системы образования и культуры.

Уже давно доказано, что каждый учащийся по-разному осваивает новые знания. Ранее преподавателям трудно было найти индивидуальный подход к каждому ученику. Теперь же, с использованием компьютерных сетей и онлайновых средств, школы получили возможность преподносить новую информацию таким образом, чтобы удовлетворить индивидуальным запросам каждого ученика. Технологии, используемые для связи учащихся с сообществами и друг с другом, могут сделать процесс обучения более интересным, отвечающим реалиям сегодняшнего дня, предоставляя нужную информацию в нужное время. Этот процесс во многом определяется ранее полученными знаниями, ожиданиями и получаемыми результатами, которые формируют среду обучения.

Для достижения успеха в XXI веке будет недостаточно академических знаний, а скорее умения критически мыслить - это потребует необходимой технической квалификации. Поэтому многие учащиеся стремятся заранее получить навыки в области информационных технологий и обеспечить себе этим успешную карьеру.

Пожалуй, никто не будет спорить с тем, что каждый учитель должен развивать интеллектуальные способности учащихся. Об этом говорится в пояснитель-ных записках к учебным программам, об этом пишут в специальной лите-ратуре для учителей. Появились методические разработки уроков информа-тики для начального звена, в которых значительное внимание уделено развитию таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, абстра-гирование, обобщение.

Интеллект человеком осуществляется в двух основ-ных формах -- чувственного познания и абстрактного мышления.

Предметы воздействуют на органы чувств и вызывают в мозгу ощуще-ния, восприятия, представления. Таким образом, мы познаем предметы и их свойства. Наиболее активно чувственное познание предметов проявляется в дошкольный период.

Законы мира, сущность предметов, общее между предметами и явления-ми мы познаем посредством абстрактного мышления. Его необходимо развивать уже в начальном звене. Основными формами абстрактного мыш-ления являются понятие, суждение, умозаключение. Эти мыслительные операции в игровой форме можно развивать уже на раннем этапе обучения информатике, пользуясь современными информационными технологиями.

Информационные технологии можно разделить на два вида:

Традиционные информационные технологии (основаны на использование книг и другой книгоиздательской продукции и т.п.).

Современные информационные технологии (основаны на использование компьютера).

Если рассматривать историю развития информационных технологий, то компьютеры и компьютерные технологии еще очень молоды и находятся в самом начале своего развития. Но все же компьютерные информационные технологии сегодня преобразуют или вытесняют старые технологии работы с информацией.

Умение грамотно работать с информацией, используя современные методы и средства, определяет уровень информационной культуры выпускника школы, под которой понимается умение целенаправленно работать с информацией на компьютере.

Глава 2 . Педагогические условия использования компьютера в развитии интеллектуальных способностей младшего школьника

2.1Особенности реализации информатизации в начальной школе

В связи с изменением экономической жизни, изменилась и структура образования. Наряду с основной формой обучения выделился блок, в котором информатику как обязательный предмет начинают изучать с первого класса по одиннадцатый.

В этой связи актуальными становятся вопросы создания учебных программ непрерывного обучения информатике с 1 по 11 класс.

Задача обучения информатике в целом - внедрение и использование новых передовых информационных технологий, пробуждение в детях желания экспериментировать, формулировать и проверять гипотезы и учиться на своих ошибках.

И, конечно, простейшие навыки общения с компьютером должны прививаться именно в младших классах, для того чтобы на предметных уроках в средних классах дети могли сосредоточиться на смысловых аспектах.

Учащиеся младших классов испытывают к компьютеру сверхдоверие и обладают психологической готовностью к активной встрече с ним. Общение с компьютером увеличивает потребность в приобретении знаний, продолжении образования.

Поэтому обучение имеет циклический характер. Раскрытие темы одного раздела может быть разнесено по всему курсу обучения и идет поэтапно по мере подготовки учащихся.

Концепция обучения ориентирована на развитие мышления и творческих способностей младших школьников. Сложность поставленной задачи определяется тем, что, с одной стороны необходимо стремиться к развитию мышления и творческих способностей детей, а с другой стороны - давать им знания о мире современных компьютеров в увлекательной, интересной форме. Вот почему очень важна роль курса информатики в начальных классах.

Во-первых, для формирования различных видов мышления, в том числе операционного (алгоритмического). Процесс обучения сочетает развитие логического и образного мышления, что возможно благодаря использованию графических и звуковых средств.

Во-вторых, для выполнения практической работы с информацией, для приобретения навыков работы с современным программным обеспечением. Освоение компьютера в начальных классах поможет детям использовать его как инструмент своей деятельности на уроках с применением компьютера.

В-третьих, для представления об универсальных возможностях использования компьютера как средства обучения, вычисления, изображения, редактирования, развлечения и др.

В-четвертых, для формирования интереса и для создания положительных эмоциональных отношений детей к вычислительной технике. Компьютер позволяет превратить урок в интересную игру.

Компьютер дает возможность намного более полного и глубокого, чем при традиционном обучении, понимания процесса умственного развития ребенка. Современное обучение развивает в детях только одну сторону - исполнительские способности, а более сложная и важная сторона - творческие способности человека отдаются воле случая.

В последнее время ширится признание того, что пространственное мышление играет важную роль в овладении математикой и другими учебными дисциплинами, но до сих пор развитию навыков формального пространственного мышления уделяется мало внимания в учебном процессе.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.