Рефераты. Установление и использование межпредметных связей при изучении элементов III и V группы периодической системы Д.И. Менделеева

p align="left">d x кг. свеклы 15гр (NO3-)

Ответ: 5кг свеклы, выращенной в г. Курске, содержит смертельную дозу нитрат ионов [20, 26, 27].

Задача № 6. При нормальных условиях 12 л газовой смеси, состоящей из аммиака и углекислого газа, имеют массу 18 г. Сколько литров каждого из газов содержит смесь? Каковы объемные доли каждого компонента в смеси?

Решение

Обозначим V(NH3) = x л, V(CO2) = (12 - x) л.

Тогда (NH3) = x/22,4 моль, (СО2) = (12 - x)/22,4 моль,

, .

Составим уравнение:

, х = 4,62 л NH3;

V(CO2) = 12 - 4,62 = 7,38 л.

Найдем объемные доли газов в смеси:

(NH3) = 4,62/12 = 0,385 или 38,5%,

(СО2) = 1 - 0,385 = 0,615 или 61,5%.

Задания для самоконтроля

1. Напишите уравнения практически осуществимых реакций:

а) NH4Cl + AgNO3 …;

в) AgCl + NH4NO3 …;

д) HNO3 + SiO2 …;

ж) Hg(NO3)2 …;

и) Fe2O3 + HNO3 …;

б) (NH4)2SO4 + NaOH …;

г) HNO3 (разб.) + Cu …;

е) HNO3 + MgCO3 …;

з) NH3 + O2 …;

к) NH4Cl …;

2. Напишите уравнения реакций следующих превращений:

3. Составьте схемы электронного баланса, расставьте коэффициенты в уравнениях реакций:

а) HNO3 + С СО2 + NO + H2O;

б) HNO3 + AsH3 H3AsO4 + NO2 + H2O;

в) HNO3 + P + H2O H3PO4 + NO;

г) HNO3 + CuS Сu(NO3)2 + H2SO4 + NO + H2O;

д) MnO2 + K2CO3 + KNO3 K2MnO4 + KNO2 + CO2;

е) K2CrO4 + (NH4)2S + H2O Сr(OH)3 + KOH + NH4OH + S.

4. При взаимодействии 28 л (н. у.) аммиака с раствором азотной кислоты массой 400 г, в котором содержится 0,24 массовые доли HNO3, образуется нитрат аммония массой 90 г. Вычислите выход продукта реакции в процентах от теоретически возможного. Ответ. 90%.

5. При нагревании технического нитрата меди(II) массой 75,2 г выделяется кислород объемом 4 л (н. у.). Рассчитайте массовую долю примесей в образце нитрата. Ответ. 10,7%.

6. Имеется смесь хлорида, карбоната и нитрата натрия массой 50 г. Определите массовую долю каждого компонента смеси, если известно, что при действии на нее избытка соляной кислоты выделяется газ объемом 2,24 л (н. у.), а при прокаливании такой же массы смеси выделяется кислород объемом 2,24 л (н. у.). Ответ. (NaCl) = 44,8%, (Na2CO3) = 21,2%, (NaNO3) = 34%.

7. При действии избытка разбавленной азотной кислоты на образец известняка массой 80 г, содержащий 20% примесей, выделяется оксид углерода(IV), который пропускают через раствор, содержащий 25,6 г гидроксида натрия. Определите, какая соль (кислая или средняя) образуется. Какова ее масса? Ответ. 53,76 г NaHCO3.

8. Определите, какая соль образовалась и какова ее масса, если раствор гидроксида кальция объемом 200 мл, концентрация которого 0,2 моль/л, прореагировал с 9,8%-м раствором ортофосфорной кислоты массой 200 г.

Ответ. 9,36 г Са(Н2РО4)2.

9. Оксид фосфора(V), полученный окислением 31 г фосфора, растворен в 495 г воды с образованием ортофосфорной кислоты. В этот раствор пропущено 44,8 л аммиака. Определите состав полученной соли и ее концентрацию в растворе (массовую долю в процентах). Ответ. 22% (NH4)2НРО4 [19-29].

.

5.2 Тесты

1. Определите содержание по следующей характеристике: применяется в домашних холодильниках в качестве охлаждающего средства, устойчив, сильно разрушает озоновый слой.

а) NH3

б) CF2Cl2 +

в) CFCl3

г) H2SO4

2. “Нашатырь” получают на производстве в результате взаимодействия аммиака с хлороводородом, реакция протекает ступенчато: NH3 + H2O = NH3H2O, NH3H2O + HCl = NH4Cl + H2O. Определите роль воды в суммарном процессе:

а) растворитель

б) промежуточный продукт

в) конечный продукт

г) катализатор +

3. Выберите вещество, которое при возгорании нельзя тушить водой:

а) метан

б) аммиак

в) калий +

г) фосфор

4. Выберите наиболее экологически чистое топливо из перечисленных ниже:

а) нефть

б) уголь

в) биомасса

в) природный газ

д) солнечная энергия +

5. В атмосфере какого газа производят сварку активных или средней активности металлов, хранят и перевозят произведения живописи:

а) неон

б) водород

в) азот +

г) аммиак

6. Как влияет уменьшение содержания связанного азота в почве на растения?

а) при недостатке азота задерживается рост и развитие растений, листья приобретают бледно-зеленую окраску, а затем желтеют; +

б) при недостатке азота задерживается рост и развитие растений и листья чернеют;

в) при недостатке азота растения начинают цвести и листья приобретают особый оттенок, так как азот является сдерживающим фактором.

7. В современных установках получения азотной кислоты нет постоянных источников сточных вод. Почему?

а) для получения азотной кислоты нет необходимости использовать воду;

б) эти установки потребляют большое количество оборотной охлаждающей воды, которую периодически сливают в приямок и нейтрализуют; +

в) системы, в которых используется для охлаждения вода, полностью заменены на системы с воздушным охлаждением.

8. Назовите важнейшие области применения аммиака в народном хозяйстве:

а) получение сложных и азотных минеральных удобрений;

б) производство синтетических красителей;

в) взрывчатые вещества, нитролаки;

г) пластические массы и лекарственные вещества;

д) все варианты. +

9. Что привело к существенному снижению количества сточных вод при производстве аммиака?

а) применение воздушного охлаждения; +

б) в результате замены поршневых компрессоров трубокомпрессорами; +

в) существенное снижение забора воды.

10. Какие выбросы в окружающую среду характеризуют крупнотоннажное производство NH3?

а) газовые, содержащие в своем составе NH3, оксиды азота и углерода и др. примеси;

б) сточные воды, состоящие из конденсата, продуктов промывки реакторов и систем охлаждения,

в) низкопотенциальную теплоту.

Ответ: все

11. Между атомами в молекуле азота существует:

а) двойная связь;

б) тройная связь; +

в) одинарная связь;

г) пять химических связей.

12. Азот достаточно инертен по отношению к металлам, но сравнительно легко протекает следующая реакция:

а) Cu + N2 = ... ;

б) Zn + N2 = ... ;

в) Al + N2 = ... ;

г) Li + N2 = ... . +

13. Летучее водородное соединение азота имеет формулу:

a) NH2;

б) N2H4;

в) NH3; +

г) NО2.

14. В какой реакции азот проявляет восстановительные свойства? (б)

15. Вещество Mg3N2 называют:

а) нитрат магния;

б) нитрит магния;

в) сульфат магния;

г) нитрид магния. +

16. Сколько свободных электронных пар имеет азот в молекуле аммиака?

а) 2;

б) 4;

в) 1; +

г) 3.

17. Аммиак в лаборатории получают по реакции:

а) NH4Cl + Ca(OH)2 = ... ; +

б) N2 + 3H2 = ... ;

в) Са3(PO4)2 + (NH4)2SO4 = ... ;

г) (NH4)3РO4 + HCl = ... .

18. Выберите ряд веществ, соответствующий нарастанию молекулярных масс:

а) озон, аммиак, кислород;

б) аммиак, кислород, озон; +

в) кислород, аммиак, озон;

г) кислород, озон, аммиак.

19. Аммиак может реагировать с соляной кислотой по реакции NH3 + HCl = NH4Cl. Четвертый атом водорода присоединяется по донорно-акцепторному механизму, при этом донором является:

а) водород;

б) хлор;

в) азот; +

г) группа NH4+.

20. В аммиаке и катионе аммония степень окисления азота одинаковая: -3. Какие валентности у атомов азота в этих соединениях?

а) Обе - III;

б) обе - IV;

в) III и II;

г) III и IV. +

21. Нашатырный спирт - это:

а) NH3;

б) NH3*H2O; +

в) NH4Сl;

г) N2H4.

22. Для какой реакции повышение давления сместит равновесие вправо?

а) N2 (г.) + О2 (г.) = 2NO (г.);

б) Н2 (г.) + S (ж.) = Н2S (г.);

в) N2 (г.) + 3Н2 (г.) = 2NН3 (г.); +

г) Н2 + Сl2 = 2НCl.

23. В лаборатории азотную кислоту получают по реакции: (б)

24. При взаимодействии концентрированной азотной кислоты с серебром помимо соли и воды выделяется газ:

а) NO2; +

б) NO;

в) N2;

г) N2О.

25. При термическом разложении нитрата калия выделяется газ:

а) N2;

б) NO2;

в) О2; +

г) N2О.

26. Формула аммиачной селитры:

а) КNO3;

б) (NH4)3PO4;

в) NH4NO3; +

г) (NH4)2SO4 [30-34].

ЛИТЕРАТУРА

1. Исидоров. Химия атмосферы. М.: Мир, 1991.

2. А.И. Бусев, И.П. Ефимов. Определения, понятия, термины в химии. М.: Просвещение, 1981, 192 с.

3. Рудзитис Г.Е. Химия: Неорган. химия. Орган. Химия: Учеб. для 9 кл. общеобразовательных учреждений. / Г. Е. Рудзитис., Ф. Г. Фельдман. - 10-е изд., испр. - М.: Просвещение, 2001, с. 133 - 139.

4. Экологическая химия азота / www.1september.ru

5. Ахметов Н.С. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 1998 г.

6. Программы для общеобразовательных учреждений: Химия. 8-11 кл. Сост. Н.И.Габрусева. -- М.: Дрофа, 2000. -- 192 с.

7. Примерная программа среднего (полного) общего образования по химии (профильный уровень). www.edu.ru

8. Асадник В.Н. Неорганическая химия. Блок-схемы, таблицы, формулы: Учеб. пособие. / В.Н. Асадник. - Мн.: Книжный Дом, 2004. - с. 28 - 41.

9. Реми. Неорганическая химия. Т. 1.

10. Олеин С.С., Фадеев Г.Н. Неорганическая химия. Учебник для с/х вузов. М., 1979.

11. Хомченко Г.П. Неорганическая химия. М., 1978.

12. М.Д. Гольдфейн, Н.В. Кожевников, А.В. Трубников, С.Я. Шулов. Проблемы жизни в окружающей среде. Учебное пособие. Химия. 1996г, №16.

13. Денисов В.В., Дрововозова Т.И. и др. // Химия. М.: Р- н/Д, Март, 2003

14. Алпатьев А.М. Развитие и преобразование окружающей среды. Л.: Наука, 1983

15. Богдановский Г.А. Химическая экология. М.: МГУ, 1994.

16. Тарасова Н.П., Кузнецов В.А. и др. Задачи и вопросы по химии окружающей среды. М.: Мир, 2002.

17. Химия в школе // Журнал. - М.: Просвещение, 2001, № 4, стр.16.

18. Кутепов А.М. и др. Общая химическая технология. Учеб. для техн. вузов. 2-е изд. М.: Высш. шк., 1990, стр.148-162.

19. Практикум по неорганической химии. Учеб. пособие для студ. хим.-биол. фак-в пединст-в. Изд. 2-е. М.: Просвещение, 1978. стр.180-183.

20. Бабич Л.И. Практикум по неорганической химии. Учеб.пособие.М.:Просвещение.1978,с. 312.

21. Система уроков по теме «Кислотные дожди» для 10-11 классов с углубленным изучением экологии http://www.1september.ru/ru/him/

22. Государственные доклады Госкомэкологии «О состоянии окружающей природной среды Российской Федерации». Российская экологическая газета «Зеленый мир», 1994-1998.

23. Миллер Т. Жизнь в окружающей среде. В 3 кн. М: Пангея, 1996, т. 3.

24. Фелленберг Г. Загрязнение природной среды. М.: Мир, 1997.

25. Небел Б. Наука об окружающей среде. В 2 т. М.: Мир, 1993.

26. Гольбрайх З.Е. Сборник задач и упражнений по химии. Учеб. пособие для хим.-техн. вузов. М.: Высш. шк., 1984, стр. 224.

27. Р.П. Суровцева, С.В. Сафронов. Задания для самостоятельной работы по химии. М.: Просвещение, 1993 г.

28. Сайт «Я иду на урок химии» www.1september.ru

29. Ахметов М.А. Система обучающих заданий: творческий уровень. / Химия в школе, 2004, № 1, с. 21 - 28.

30. Сорокин В.В., Злотников Э.Г. Проверь свои знания: Тесты по химии: Кн. для учащихся. - М.: Просвещение: Учеб. лит., 1997.

31. Н.Н. Черняев, М.А. Ахметов. Тестовые задания и индивидуализация обучения / Химия в школе, 2001, № 9.

32. Суровцева Р.П., Гузей Л.С., Останний Н.И., Татур А.О. Тесты по химии. 8-9 классы. Учебно-методическое пособие. М.: Дрофа, 1997.

33. Глориозов П.А., Рысс В.Л. Проверочные работы по химии. 7, 8, 9, 10 классы. М.: Просвещение, 1980, 1981, 1985.

34. Гаврусейко Н.П. Проверочные работы по неорганической химии. 8-9 классы. М.: Просвещение, 1990.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.