Вычислим по предыдущим данным ранговый коэффициент корреляции Спирмена по этой формуле. Имеем:
Значение свидетельствует о слабой прямой связи между уровнем понятийного мышления учащихся и их учебными достижениями по математике.
Вычислим для наших данных коэффициент корреляции Пирсона.
ФИ ученика
Кол-во баллов за тест (x)
Показатель понятийного мышления(y) Кол-во правильных ответов
Елагин
23
18
529
324
414
Калиманов
17
289
306
Дольнев
19
361
323
Киселёва
Фёдорова
12
144
204
Богданов
11
121
209
Суббота
10
9
100
81
90
Луц
13
169
156
Колесников
20
7
400
49
140
Мащенко
70
Коркос
8
64
80
Кладка
16
14
256
196
224
?
191
151
3277
2075
2522
Коэффициент корреляции Пирсона вычисляется по формуле:
Выявление связи между уровнем концентрации внимания учащихся и их учебными достижениями по математике
Применим метод ранговой корреляции Спирмена для нашего исследования.
Перед подсчетом коэффициента корреляции убедимся, что между уровнем концентрации внимания учащихся и их учебными достижениями по математике существует определенная связь. Для этого по рангам, полученным учениками, построим диаграмму рассеивания.
Диаграмма показывает, что несмотря на некоторые отклонения, с увеличением ранга ученика по уровню концентрации внимания увеличивается ранг по успешности в математике, т.е. существует определенная связь. Вычислим коэффициент корреляции Спирмена:
Уровень концентрации внимания
73
1
5,5
-4,5
20,25
74
4
1,5
2,25
22
3,5
-2
19,25
83
8,25
30,25
10,5
54
-8,5
72,25
42
11,5
2,5
6,25
103,5
66
2
82
3
-1
6
-1,5
149,5
55
143
69
56
Фиткулов
58
164,5
735,5
Найденное значение является приближенным, поскольку в рассмотренном примере есть так называемые связанные ранги. В этом случае лучший результат дает применение следующей формулы, которая эквивалентна предыдущей:
Значение свидетельствует о слабой прямой связи между уровнем концентрации внимания учащихся и их учебными достижениями по математике.
5329
1679
5476
1332
1387
6889
1494
1411
2916
1026
4096
640
4356
858
6724
1640
2401
490
3025
440
4761
1104
3364
812
205
883
3473
61555
14313
Вывод
Одним из современных подходов к обучению является когнитивное обучение. Его целью является когнитивное развитие личности, которое предусматривает изучение природных основ умственных способностей, раскрытия механизмов и закономерностей развития мышления, интеллекта, памяти, познавательной активности. Выявление взаимосвязей между составляющей когнитивной сферы мышлением и успешностью в обучении математике является актуальной проблемой.
В работе была сделана попытка установить, влияет ли уровень развития мышления учеников на их успешность по математике.
Исследовались следующие связи:
- между уровнем развития понятийного мышления и успешностью обучения по математике;
- между уровнем концентрации внимания и успешностью обучения по математике;
Полученные данные дают основание предположить, что существует определенная (прямая) связь между показателями когнитивного развития и уровнем учебных достижений учащихся по математике.
При исследовании были допущены некоторые ошибки: не все материалы методик соответствуют требованиям стандартизованного средства измерения, нерепрезентативная выборка (т.к. учащиеся ОМК имеют достаточно высокий уровень достижений по математике в сравнении с обычным классом).
Проведенная работа может стать основой для дальнейших исследований по заданной проблеме.
Страницы: 1, 2, 3