Защита более слабых членов семьи (детей) от жестокого обращения - одна из важнейших задач социального работника. Порой такие дети запуганы и не в состоянии рассказать, что с ними происходит. Такой вид поведения скрыт от глаз окружающих. Поэтому следует знать прямые и косвенные признаки жестокого обращения в семье с детьми: агрессивность, раздражительность, отчужденность, равнодушие, излишняя осведомленность, уступчивость или осторожность, боли в животе непонятной этиологии, проблемы с едой, беспокойный сон, энурез. Кроме того, может присутствовать подчеркнутая секретность в отношениях между взрослым и ребенком, страх перед каким-либо членом семьи, нежелание оставаться с ним наедине. Все это - причина для серьезного исследования ситуации в семье. Участие в этом исследовании социального работника, психолога, врача, сотрудника ОВД должно дать объективную картину происходящего, помочь пресечь жестокое обращение с ребенком, а также послужить предлогом для возбуждения дела о лишении родительских прав или уголовного преследования виновного.
Психологическая помощь осуществляется на реабилитационном уровне работы с семьей. Реабилитационный уровень состоит из трех подуровней - индивидуального, группового и общинного.
На индивидуальном уровне реабилитационной работы с родителями или с ребенком используется несколько технологий.
Консультирование - процесс взаимодействия между двумя или несколькими людьми, в ходе которого определенные знания консультанта используются для оказания помощи консультируемому.
Консультирование отличается от обучения тем, что значение имеют не столько знания консультанта, сколько его отношение к сложившейся проблеме, влияние его личности.
Методы, приемы консультирования:
беседа;
включенное наблюдение;
убеждение;
одобрение или осуждение - находить компромисс, обсуждать действия, выяснять причины, стараться не осуждать;
прием активного слушания;
прием перефразирования - проверка правильности высказывания другого человека при помощи повторения его идей другими словами;
использование ключевых фраз клиента с целью перейти на язык клиента (кинестет, аудит);
прием конфронтации. Конфронтация заключается в том, чтобы показать клиенту противоречие в его суждениях, другие точки зрения. Прием конфронтации опасен тем, что может привести к конфликту, глубокому неудовлетворению и разрыву. Но этот прием можно использовать для создания условий качественного роста клиента, вскрытия его противоречий;
прием Я-послания. Это высказывание специалиста о собственном эмоциональном переживании, дискомфорте, который вызван действиями или позицией клиента;
метод легенд - способ помочь клиенту через рассказ о другом человеке, который нашел выход из подобной ситуации.
Телефонное консультирование - при использовании этой технологии отсутствует визуальный контакт, нельзя использовать невербальные средства общения.
Этапы телефонного консультирования:
приветствие, знакомство;
принятие - профессионал показывает, что он готов принять информацию;
предложение своей помощи;
исследование проблемы клиента. Если проблема не ясна, перейти к следующему этапу;
выяснение, какую помощь хотел бы получить клиент;
поиск согласия;
подведение итогов, совместный план действий;
расставание, выражение благодарности за звонок[7,106].
Метод «письмо-обращение». Средство обращения через лист бумаги, с отсроченной обратной вязью или без нее.
Цели письма-обращения: сообщить информацию или затребовать ее, ходатайство; защита прав клиента и т. д.
Социальный патронаж - одна из универсальных форм работы с клиентом, предоставляющая собой оказание различной помощи на дому. В ходе патронажа можно осуществлять разные виды помощи - материальную, психологическую, образовательную и др.
Патронажи могут быть единичными и регулярными, в зависимости от типа клиента и поставленных задач, от содержания патронажной помощи. Проведение патронажа требует соблюдения ряда этических принципов: принципа самоопределения клиента, добровольности принятия помощи, конфиденциальности, поэтому следует информировать семью о предстоящем визите. Патронаж может иметь следующие цели:
диагностические - ознакомление с условиями жизни, изучение возможных факторов риска (медицинских, социальных, бытовых);
контрольные - оценка состояния семьи и ребенка, динамика проблем (если контакт с семьей повторный); анализ хода реабилитационных мероприятий, выполнения родителями рекомендаций специалистов и проч.;
адаптационно-реабилитационные - оказание конкретной образовательной, психологической, посреднической помощи.
Контролирующие и диагностические цели патронажа должны быть завуалированы и отнесены на второй план, а семья должна ощутить пользу от визита социального работника, не испытывая при этом чувство подконтрольности и зависимости[7,145].
Иной подход допустим в отношении асоциальных семей. Здесь социальный работник, исходя из интересов ребенка, совместно с правоохранительными организациями ведет открытый контроль за ходом реабилитационных мероприятий, оказывает необходимое директивное воздействие в случае низкой реабилитационной активности семьи, в том числе прибегает к «карательным» мерам, выступая, например, инициатором лишения родительских прав на воспитание ребенка.
Таким образом, раздвигая пространственные временные рамки взаимодействия, патронаж делает социально-педагогическую деятельность более эффективной.
Групповой уровень реабилитационной работы. Группа - это объединение людей, связанных общими интересами, деятельностью, местом жительства и др. Количество участников группы зависит от объединяющего людей признака.
Методы групповой реабилитации: беседа; лекция; диспут (подготовленное обсуждение одного важного вопроса); дискуссия (столкновение мнений по проблеме, которое может привести к спору, конфликту); собрание (плановое мероприятие по обсуждению текущих проблем, затрагивает интересы всех участников); тренинг.
Общинный уровень реабилитационной работы. Цель общинной работы - анимация, оживление жизненного пространства людей. Методы общинной работы - лекции, дискуссии, беседы, организация массовых акций (субботники, праздники). Для работы с общественностью специалист должен иметь организаторско-демонстративные способности, уметь зажечь массу, быть искренним, и конечно главное - тщательно продумывать свои выступления.
Посреднический компонент в социально-педагогической деятельности включает помощь в организации, координации и информировании.
Помощь в организации направлена на организацию семейного досуга: выставка-продажа поношенных вещей, благотворительный аукцион, клубы по интересам и т. д.
Помощь в координации: активизация различных ведомств и служб по совместному разрешению проблемы конкретной семьи и положения конкретного ребенка в ней. Координация необходима при решении следующих проблем:
передача ребенка на воспитание в приемную семью. В этом случае должно быть проведено обследование этой семьи, ее психологического климата. После передачи ребенка необходимо патронировать эту семью, говорить с ребенком, родителями, чтобы убедиться в том, что семья создает благоприятные условия для ребенка. Если возникает проблема адаптации ребенка в этой семье - подключается социальный работник;
усыновление ребенка, которое предполагает постоянный уход за нуждающимися в нем детьми. При этом социальный работник контролирует исполнение родительских обязанностей;
помещение детей в приюты при необходимости.
Помощь в информировании предполагает обеспечение семьи информацией по вопросам социальной защиты. Она проводится в форме консультирования. Вопросы могут касаться как жилищного, семейно-брачного, трудового, гражданского, пенсионного законодательства, прав детей, женщин и т. д.
Задача социального работника - способствовать созданию в семье ощущения безопасности, он должен быть твердо убежден в правильности своих действий, быть способным четко изложить свои цели клиентам, с которыми собирается работать.
Социальный работник должен постоянно усваивать новые методы и приемы работы с семьей, понимать механизм их воздействия и ответственно подходить к их применению.
Глава 2 Коррекционная работа по исправлению ошибок семейного воспитания
2.1. Программа «Социально - педагогической помощи семьям на устранение негативных детско - родительских отношений »
Для подтверждения поставленной перед работой гипотезы: «Решение проблемы воспитания ребенка возможно при условии осуществления комплекса мероприятий, направленных на:
осуществление информационной помощи семье;
организация профилактики нарушений воспитания в семьях при кардинационно - организационной помощи со стороны социального педагога, на основании алгоритма, составленного для работы с семьями в условиях школы, нами была предложена программа «Социально - педагогическая помощи детям » с учетом того, что в основе возникновения социального неблагополучия лежит нарушение взаимодействия в системе «детско - родительских отношений».
Программа рассчитана для детей с 1 по 11 класс и реализуется непосредственно через школу. В программе описаны возможные виды помощи родителям, возникающих во взаимодействии с детьми:
образовательная, которая заключается в предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей, а так же помощь в воспитании, которая в первую очередь, осуществляется с родителями - путем их консультирования, а во вторую, с ребенком посредством создания специальных воспитательных ситуаций для решения задачи своевременной помощи семье в целях ее укрепления и наиболее полного использования ее воспитательного потенциала;
психологическая, включающая в себя социально - психологическую поддержку, направленную на создание благоприятного микроклимата в семье в период кратковременного кризиса и коррекция межличностных отношений;
организационную, включающую в себя организацию семейного досуга;
информационную, которая заключается в обеспечении семьи информацией по вопросам социальной защиты;
координационную, направленную на активизацию различных ведомств и служб по совместному разрешению проблемы конкретной семьи и положения конкретного ребенка.
Основные формы и методы работы, используемые в реализации программы.
Методы работы:
1. диагностические:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6