Рефераты. Усвоение основ живописи дошкольниками в процессе работы красками

p align="left">Отмывка применяется для окраски поверхностей, имеющих неровную светлоту. Сначала на линейном изображении отме-чают карандашом границы светлых, полутемных и темных час-тей предмета. Затем готовят жидкую светлую красочную смесь, способную передать самые светлые части, и заливают все изображение. По высыхании вторым красочным слоем заливают только полутемные и темные части и, наконец, по сухому вто-рому слою наносят третий слой, покрывая им только темные части. Резкие границы между частями отмываются. Для этого на кисть набирают немного чистой воды и смачивают то место, где должен быть плавный переход; слегка нажимая на кисть, осторожно, но настойчиво растирают четкую границу и доби-ваются незаметного перехода светлого тона в темный. Во время отмывки лишнюю краску с кисти снимают тряпкой, которую держат в левой руке.

«Сухая кисть» как прием используется для окраски изобра-жений предметов, поверхность которых обладает неровной свет-лотой и шероховатой фактурой. В этой технике употребляют густую краску, которую наносят на бумагу сухой кистью сколь-зящими движениями или тычком кисти.

Глава II. НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ КРАСКАМИ КАК

ВИД ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1. О природе детского рисования

Детское рисование - хорошо знакомое всем явление, но именно оно вызывает массу вопросов у родителей и педагогов.

Почему дети предпочитают рисование многим другим занятиям?

Какое значение оно имеет в развитии детей?

Как организовать детское рисование и как им руководить?

Как развивать художественные способности детей?

Как понимать и оценивать детские рисунки?

Ответы на эти вопросы для мно-гих оказываются затруднительны-ми. Не доверяя себе, иные мамы, бабушки, воспитательницы собира-ют детские рисунки и обращаются к людям авторитетным, знающим и понимающим - психологам, педа-гогам, художникам... Однако часто бывают обескуражены их абсолют-но противоречивыми оценками:

- Нормальные рисунки нормаль-ного ребенка, но есть проблемы... -
скажет психолог.

- Ничего особенного, обычное стереотипное детское рисование,
но способности есть, и если есть желание, то надо учить... - посоветуют педагоги в детской художест-венной школе.

- Гениально! Сколько фантазии, какая смелость изображения, какая живость цвета! Не трогайте его, дайте полную свободу творчеству и ни в коем случае ничему не учите! - воскликнет восторженный художник.

Чем же привлекательно для де-тей рисование? Что делает его для них столь желанным?

Во-первых, рисование доступ-но: поводил палочкой по песку - уже рисунок; взял бумагу, карандаш или фломастер и рисуй, где угодно - дома, в гостях, у мамы на работе, с бабушкой, например, в сберкассе;

во-вторых, оно чувственно: волнуют образы и сюжеты, волнуют движения линий и изменчивость цвета, волнует и переживается все происходящее в рисунке, волнуют сами рисунки;

в-третьих, оно познавательно: помогает разглядеть, узнать, уточ-нить, освоить, понять многое, да и проверить и показать свои знания;

в-четвертых, оно выразитель-но: рисуя, можно многое выразить, порою больше и с меньшими труд-ностями, чем в словах, особенно маленьким детям; можно изобра-зить и выразить свои восторги, же-лания, мечты, фантазии, предчув-ствия, страхи, знания, суждения, открытия и многое другое;

в-пятых, рисование продуктив-но: рисуешь, и обязательно что-то получается. Рисунок - это сделан-ная вещь. Можно нарисовать много рисунков, можно их или повесить на стенку, или подарить, или отложить, а потом вновь достать и рассматри-вать. Рисование увлекательно, при-ятно и интересно.

Истинная же ценность детского рисования заключается не в том, какого качества рисунки (выставоч-ные, конкурсные, на оценку) созда-ют дети, а в том, как через творче-ство они преодолевают свои лич-ные проблемы, реализуют свой жизненный опыт, освобождаются от неприятного и утверждают позитивное в собственной жизни. Про-цесс (рисование как деятельная жизнь) не менее важен для ребен-ка, чем результат (рисунок). А ри-сунок, отделенный от автора, обретает новое значение - не только как продукт детского творчества, но и как объект иной, новой деятельно-сти (объект показа, изучения, коллекционирования).

Итак, детское рисование - это феномен творческой активности детей в возрасте от 1-2 до 10-11 лет, имеющий двигательно-зрительную основу и реализующий многие психические функции, важ-ные для целостного личностного развития ребенка. Необходимо по-этому при рассматривании и оцен-ке детских рисунков:

* обсуждать с ребенком рису-нок, а не его самого, его личность
(например: способный, неспособ-ный, неряха, аккуратист, глупый,
слабый, средний, гениальный ре-бенок и т. п.);

* оценивать нужно достижения ребенка относительно его личных
возможностей и в сравнении с его же рисунками с учетом индивиду-альных особенностей и динамики его развития (движется ли ребенок в своем творчестве или остановил-ся, повторяет освоенное, репроду-цирует сам себя), а не в сравнении с другими детьми;

* необходимо точно опреде-лять цель, суть задачи, условия создания рисунка и в соответст-вии с этими обстоятельствами оценивать работу (задана тема к выставке, подсказана извне или вызвана собственными побужде-ниями, нашла она отзвук в душе ребенка или исполнена по прину-ждению; пользовался ребенок вспомогательным зрительным ма-териалом или работал по памяти, по воображению; был ли достаточ-ный выбор изобразительных средств и т. д.);

* выделять и оценивать: его об-щее настроение, сюжет, смысло-вую и эмоциональную трактовку, композиционное решение (выбор размера рисунка, расположение изображения в формате, выраже-ние степени подчиненности отдель-ных фигур - режиссура, масштаб-ные отношения, конфигурация форм, ритмическое и колористиче-ское решение), свободу владения изобразительным языком;

* поддерживать, поощрять правомерно самостоятельность рисования, активность авторской позиции в отношении к изобража-емому, искренность эмоциональ-ных переживаний в творчестве, чуткость к природе изобразительных материалов и возможностям инструментов, изобретательность в поиске приемов изображения и способов выражения образов и на-строений, работу по совершенст-вованию своего изобразительного
языка;

* важно определять и учиты-вать меру чужого влияния на рисунок, снижающего уровень творческого поиска; нужно помнить, что такие виды рисования, как срисо-вывание с образца, калькирова-ние с оригинала, закрашивание готовых контурных картинок не способствуют творчеству и худо-жественному развитию ребенка, а приводят к механическому вос-произведению чужих решений, служат распространению в дет-ском рисовании безликих шабло-нов и стереотипов;

* в самой оценке должно быть явлено доброе внимание, желание увидеть глубоко и полно все содер-жание рисунка; она должна быть обстоятельно аргументирована и иметь позитивный характер, чтобы даже при определении недостат-ков открыть ребенку возможность для их преодоления, исключая при этом прямую подсказку в делании; в оценке также может быть выра-жено напутствие к дальнейшему творчеству и формулирование но-вых задач - тогда она будет инте-ресна, полезна, желаема и принята с доверием.

В педагогической практике нельзя забывать, что дети творят соответственно собственным по-требностям, а не "напоказ" и не-верно ориентировать их только на результат, подменяя поиск образцом, творчество - исполнением, желание - принуждением. В оцен-ке работ должно поощряться искреннее, оригинальное творче-ство ребенка, а не послушное репродуцирование. Любя рисование и доверяя взрослым, рисующий ребенок может оказаться жертвой чужой воли. Так нарушаются твор-ческие права ребенка, неверно ориентируется его художествен-ная деятельность и наносится ущерб его целостному личностно-му развитию. Это необходимо по-нимать и помнить всем взрослым, соприкасающимся с творчеством детей.

2. Рисование красками как вид художественно-творческой

деятельности

Каждый из видов изобразительной деятельности имеет свои возможности и средства для изображения предметов и явлений, в совокупности давая возможность отображать действительность многообразно и разносторонне.

Рисование - более сложное средство изображения, чем лепка и аппликация.

Графическая деятельность, нанесение штрихов на бумагу привлекает внимание ребенка еще в преддошкольном возрасте. Дети около полутора лет уже охотно занимаются этим, однако такие занятия вначале имеют характер забавы, игры с карандашом. В младшем дошкольном возрасте рисование приобретает характер изображения. Дети рисуют в детском саду карандашами и красками. Рисуя красками, ребенок имеет возможность более целостно, пусть на первых порах нерасчлененно, передавать форму предмета, его цвет. Линейный рисунок карандашом позволяет более четко передать части и детали предмета. В этом процессе большое значение имеет зрительный контроль за движением рисующей руки, за линией, образующей контур предмета. Рисование цветным материалом (карандашами или красками) позволяет передавать окраску предметов. Дети, рисуя узоры, украшают квадраты, круги, полосы, а также игрушки, вылепленные ими из глины, сделанные из бумаги.

Выражение в рисунке связного содержания требует овладения передачей пространства, в котором располагаются предметы, их сравнительной величины, положения относительно друг другу.

Своеобразием каждого вида изобразительной деятельности определяются задачи воспитания и развития.

Рисованием дети занимаются главным образом сидя за столом, поэтому большое значение имеет воспитание правильных навыков сидения, положения рук на столе, ног под столом. Это очень важно для физического развития детей.

Каждое занятие изобразительной деятельностью начинается с обращения воспитателя к детям, разговора с ними, а часто применяется также показ какого-либо наглядного материала. Поэтому необходимо с самого начала воспитывать внимание детей к словам и наглядному показу. Наглядность имеет большое значение на занятиях изобразительной деятельностью. Это содействует развитию наблюдательности, у детей развивается способность дольше рассматривать то, что им показывается, повторно обращаться к наглядному материалу в процессе выполнения работы.

Наряду с этим у детей воспитывается все более устойчивое внимание к словесным указаниям, не подкрепляемым показом наглядного материала.

Чрезвычайно важно с первых шагов воспитывать у детей устойчивый интерес к изобразительной деятельности, что способствует воспитанию усидчивости, трудоспособности, настойчивости в достижении результата. Этот интерес вначале непроизволен и направлен на процесс самого действия. Воспитатель постепенно осуществляет задачу развития интереса к результату, к продукту деятельности. Этот продукт - рисунок, нагляден и тем самым влечет ребенка к себе, приковывает его внимание.

Постепенно дети все больше начинают интересоваться результатами своей работы, качеством ее выполнения, а не только испытывают удовольствие от самого процесса рисования.

У детей шести-семи лет, находящихся на пороге школы, возникают новые мотивы их интереса к занятиям-осознанное желание научиться хорошо рисовать. Возрастает интерес к процессу выполнения работы по указаниям воспитателя, чтобы получить хороший результат. Возникает стремление исправлять и улучшать свою работу.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.