Главная:
Рефераты
На главную
Генетика
Государственно-правовые
Экономика туризма
Военное дело
Психология
Компьютерные сети интернет
Музыка
Москвоведение краеведение
История
Зоология
Геология
Ботаника и сельское хоз-во
Биржевое дело
Безопасность жизнедеятельности
Астрономия
Архитектура
Педагогика
Кулинария и продукты питания
История и исторические личности
Геология гидрология и геодезия
География и экономическая география
Биология и естествознание
Банковское биржевое дело и страхование
Карта сайта
Генетика
Государственно-правовые
Экономика туризма
Военное дело
Психология
Компьютерные сети интернет
Музыка
Москвоведение краеведение
История
Зоология
Геология
Ботаника и сельское хоз-во
Биржевое дело
Безопасность жизнедеятельности
Астрономия
Архитектура
Педагогика
Кулинария и продукты питания
История и исторические личности
Геология гидрология и геодезия
География и экономическая география
Биология и естествознание
Банковское биржевое дело и страхование
Карта сайта
Рефераты. Виды памяти. Воспитание личным примером
уществуют и другие определения. Иногда метод определяют то, как форму позн
а
ния или преобразования действительности, то как совокупность регулятивных принципов той или иной деятельности, практики, то как совокупность определенных действий по достиж
е
нию целей и т.п. Как относиться к этим определениям? Все зависит от того, что треб
у
ется от определения, и от того, в какой мере определением можно воспольз
о
ваться для практических целей. Педагогический процесс как самая пространная форма педагогической действ
и
тельности, как практика складывается из методов и педагогических приемов. Каждый раз, когда мы наблюдаем педагогический процесс, мы в той или иной мере способны разл
и
чить отдельные приемы, а иногда удается отчетливо проследить такое особое проявление п
е
дагогического процесса, которое мы склонны называть педагогическим м
е
тодом.Развитие личности происходит не только в результате воздействия слова и мысли как средств разъяснения и убеждения. Становл
е
ние личностного в человеке предполагает усвоение системы гуманистических ценностей, с
о
ставляющих основу его гуманитарной культуры. Перенос общественных представлений в сознание отдельного человека - интериоризация - ведет к превращению общечеловеческих ценностей в высшие психические функции индивидуальности. Л.С. Выготский сформулировал общий генетический з
а
кон культурного развития: "всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва - социальном, потом - психологическом, сперва ме
ж
ду людьми, как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка, как категория интрапсихическая". Но, разумеется, переход извне внутрь трансформирует сам педагогический пр
о
цесс, который изменяет индивидуальность, ее структуру и функции. Поэтому наиболее пе
р
спективной моделью воспитания представляется та, которая выделяет социальные (п
о
знавательный, поведенческий и др.) аспекты и интегрирует их со сферами индивидуальности. Мет
о
ды воздействия на предметно-практическую сферу направлены на развитие у детей качеств, помогающих человеку реализовать себя и как существо сугубо общественное, и как неповторимую индивидуальность. Методы воздействия на сферу саморегул
я
ции направлены на формирование у детей навыков психических и физических саморегуляций, развитие навыков анализа жизненных ситуаций, обучение детей навыкам осознания своего поведения и состояния других людей, фо
р
мирование навыков честного отношения к самим себе и другим людям. К ним можно отнести метод коррекции поведения. Метод коррекции направлен на то, чтобы создать условия, при которых р
е
бенок внесет изменения в свое поведение, в отношения к людям. Такая коррекция может происходить на основе сопоставления поступка учащихся с общепринятыми нормами, анал
и
за последствий поступка, уточнения целей деятельности. В качестве модиф
и
кации этого метода можно рассматривать пример. Его воздействие основ
ы
вается на известной закономерности: явления, воспринимаемые зрением, б
ы
стро и без труда запечатлеваются в сознании, потому что не требуют ни ра
с
кодирования, ни перекодирования, в котором нуждается любое речевое во
з
действие. Поэтому пример - наиболее приемлемый путь к коррекции поведения учащихся. Но коррекция невозможна без самоко
р
рекции. Опираясь на идеал, пример, сложившиеся нормы, ребенок часто может сам изменить свое поведения и регулировать свои поступки, что можно назвать саморегулир
о
ванием. Исключительно большое воспитательное значение в этом случае имеют положител
ь
ные образцы и примеры поведения и деятельности других людей. Недаром один мудрый человек сказал, что для духовного развития личности нужны три условия: большие цели, большие препятствия и бол
ь
шие примеры. Вот почему в процессе формирования личностных качеств учащихся широкое применение находит положительный пр
и
мер как метод воспитания.Многие мыслители и педагоги отмечали высокую педагогическую э
ф
фективность данного метода. Древнеримский философ Сенека утверждал: «Трудно привести к добру нравоучениями, легко - примером». К.Д. Уши
н
ский подчеркивал, что воспитательная сила изливается только из живого и
с
точника человеческой личности, что на воспитание личности можно воздейств
о
вать только личностью. Сущность положительного примера как метода воспитания состоит в
использов
а
нии лучших образцов поведения и деятельности других людей для возбуждения у уч
а
щихся стремления (потребности) к активной работе над собой, к развитию и совершенствованию своих личностных свойств и качеств и преодолению имеющихся недоста
т
ков.Психологической основой влияния положительного примера на восп
и
тание детей является их подражательность. Раскрывая характер подражательной деятельности ребе
н
ка, французский психолог Анри Валлон писал: «Подражание - это вызывание действия внешней моделью». Я.А.
Коменский, указывает на воспитательную роль подражательности, отмечал, что дети «учатся
раньше подражать, чем познавать». Далее он указ
ы
вал: «Я имею в виду при этом примеры как взятые из жизни, так и истории; и прежде всего - взятые из жизни, потому что они ближе и производят более сильное впеча
т
ление» Он придавал огромное значение примерам поведения людей близк
о
го окружения. Психологический механизм воздействия подражания заключается в том, что, во
с
принимая различные образцы поведения между достигнутым и необходимым уровнем развития, и у них появляется потребность в сове
р
шенствовании своих личностных черт и качеств.Хотя пример как метод воспитания основывается на подражательной деятельности детей, его психолого-педагогическое значение не сводится только к приспособительной деятельности. Он оказывает сильнейшее вли
я
ние на развитие сознательности и моральных чувств детей. Склонность к подражанию наиболее сильно развита у детей младшего возраста. Их жи
з
ненный опыт беден, поэтому они стремятся учиться на опыте других. Нередко возникает опасность заимств
о
вания Метод положительного примера выполняет своеобразную роль убе
ж
дения и служит важным средством повышения влияния различных форм разъяснительной работы, формирования у учащихся духовных потребностей, мотивов поведения и моральных у
с
тановок.В процессе воспитания используются самые разнообразные примеры.
1. Это
,
прежде всего
,
лучшие эпизоды из жизни и деятельности извес
т
ных людей - ученых, писателей, общественных деятелей и т.д. Школьников увлекают и вызывают глубокое уважение научные свершения Н.И. Лобач
е
ского, Д.И. Менделеева, К.Э. Циолковского, И.П. Павлова и других ученых. Они восхищаются мужеством и отвагой летчика Алексея Мересьева и повести «Повесть о настоящем ч
е
ловеке» Б. Полевого.
2. Исследования психологов показывают, что идеалы младших школ
ь
ников и подростков воплощаются в основном в конкретных людях. В старших классах большое значение приобретают и обо
б
щенные идеалы. Поэтому важно использовать образы героев литературных произведений и кинофильмов. Поэтому чтение художестве
н
ной литературы не отдых, а действенное средство воспитания и самовоспитания юношей и девушек. Ва
ж
но помочь выбрать для внеклассного чтения такие книги, которые бы учили правильн
о
му поведению. При этом необходимо приучать к осмысленному чтению, к анализу поступков и действий героев литературных произведений, к сопоставлению их с личным повед
е
нием.Большое значение имеет и выбор кинофильмов, театральных постан
о
вок для коллективного просмотра и обсуждения. Хорошо, когда они дают пищу для размышлений, помогают юношам и девушкам разобраться в сло
ж
ных чувствах и мыслях других людей.3. Немаловажное значение в воспитательной работе
имеют примеры добросовестного поведения, труда и учебы, которые проявляют лучшие школьники. Однако их необходимо тактично использовать. Примеры пол
о
жительно поведения лучших учащихся не должны превращаться в нудное морализирование и сводиться к постоянным рассказам о «добродетельных мальчиках и девочках». Приводя примеры лучших учащихся, нужно заос
т
рять внимание не столько на их расхваливании, сколько на осмыслении м
о
ральной сущности их поступков с тем, чтобы не вносить в детскую среду соперничества и не противопоставлять уч
а
щихся друг другу.Большого внимания заслуживает и такая деталь. Некоторые школьн
и
ки, особенно дети и подростки, не всегда вдумчиво подходят к оценке тех примеров, которые они перенимают. Между тем в ряде случаев эти прим
е
ры имеют отрицательный характер. Так, следуя рискованному примеру своих товарищей, отдельные учащиеся проявляют «смелость» прыгая со второго этажа здания или включаясь в в
о
ровство и т. д. В этих случаях большую роль играют разъяснительные мероприятия, коллективные и индивидуальные беседы, а главное - о
р
ганизация содержательной и разнообразной внеклассной работыКогда речь идет о влиянии примера товарищей, то имеется в виду во
з
действие поступков и
действий не только наиболее близких товарищей, но ученического коллектива. Известно, например, что дисциплинированное п
о
ведение на уроке большинства учащихся оказывает благотворное влияние на неорганизованных учеников. Следуя примеру тов
а
рищей, они стараются не нарушать дисциплину и порядок на уроке. Дружное и активное участие в общественной жизни класса и школы большинства
обычно способствует привлечению к общественной жизни тех школьников, которые не отличались активностью. Подражая своим товарищам, они незаметно увлекаются раб
о
той школьного коллектива. Таким образом, в детском коллективе особенно повышается сила воспитательного воздействия примера школьных товар
и
щей. Поэтому в процессе воспитания следует опираться не только на пример более близких друзей и товарищей воспитанника, но и на пример деятельн
о
сти детского коллектива. Он оказывает серьезное влияние на поведение школьников.4. Особенно велико влияние на формирование сознания и поведения детей и подростков личности воспитателя, его морального облика. Это вли
я
ние по своему значению ни с чем не сравнимо и ничем не заменимо. Личный пример воспитателя влияет на уч
а
щихся независимо от его воли и желания. Никакие слова учителя не могут дать такого ясного представления о правилах поведения, как его п
о
ступки и действия. Дети постоянно наблюдают, как учитель держит себя на уроке и в жизни, как он одет, как обращается с окр
у
жающими его людьми. Их интересует, как он откликается на то, или иное с
о
бытие, как относится к своим обязанностям. Особенно высоко ценится в во
с
питателе цельность характера, требовательность к себе и другим, упорство и настойчивость в достижении поставленной цели. Эти к
а
чества значительно повышают
силу воспитательного воздействия учителя. Еще К.Д. Ушинский утверждал, что учитель со слабым, неустановившимся характером, с пер
е
менчивым образом мысли и действий никогда не разовьет сильного характ
е
ра. Чтобы вырастить детей мужественными, правдивыми и честными, уч
и
тель
должен сам быть таким. Как не объясняй, как ни требуй, а если нет живого, конкретного пр
и
мера, трудно добиться положительных результатов в воспит
а
нии.5. На формирование и развитие детей серьезное влияние оказывает пример родителей, старших членов семьи. А.С. Макаренко говорил, что д
е
тей и молодежь воспитывает все: люди вещи, явления. Но прежде всего и больше всего воспитывают люди. Из них на первом месте находятся родители, кот
о
рые постоянно влияют своим поведением, моральным обликом. При объя
с
нении своих поступков дети обычно ссылаются на поведение старших. Повседневное поведение родителей А.С. Макаренко рассматривал как р
е
шающее средство воспитания детей. Поэтому большое значение придавал он организации семейной жизни, поведению родителей. Характер отношений детей и родителей накладывает серьезный отпечаток на сознание и повед
е
ние детей и молодежи.Воспитательное значение личного примера взрослых во многом зависит от их а
в
торитета. Школьники подражают взрослым, лишь в том случае, если те пользуются авторит
е
том. Чем выше авторитет взрослых, тем сильнее влияют они на сознание и поведение учеников. Поэтому завоевание авторитета учителем и родителями - одно из условий п
о
вышения воспитательной силы их личного примера. При использовании положительного примера в воспитании существе
н
ное значение имеет учет особенностей личностного развития учащихся. С возрастом у школьников повышается критичность в оценке поведения собс
т
венных товарищей и взрослых. В их глазах только тот хороший поступок з
а
служивает одобрения и подражания, который совершен авторитетным и ув
а
жаемым человеком. Это особенно относится к учителям. В о
д
ной из лекций А.С.Макаренко говорил, что «без авторитета невозможен воспитатель»
.
Бли
з
кие по существу мысли высказывала и Н.К. Крупская: «Для ребят, - о
т
мечала она, - идея не отделена от личности. То, что говорит любимый учитель, во
с
принимается совсем по-другому, чем то, что говорит презираемый ими, чу
ж
дый им человек. Самые высокие идеи в его устах становятся ненавис
т
ными.У нас требуют от учителя известного уровня подготовки. Это правил
ь
но. Но нужно не только это. Нужно обдумать, как проверять также и умение учителя вл
и
ять на ребят, заслуживать их любовь и уважение»
.
Важнейшее условие повышения воспитательной силы личного примера учителей, родителей и вообще взрослых - единство слова и дела. Если на словах взрослые будут требовать правдивости, честности, организованности, трудолюбия, а на деле своими поведением, конкретными делами не будут подкреплять эти требования, то эффе
к
тивности их воздействия значительно снизятся. Расхождение между словом и делом приносит огромный вред в воспитании.Повышению воспитательной силы личного примера взрослых спосо
б
ствует также разумная любовь и уважение к детям. Лаской и любовью можно вызвать хорошие чувства, воспитать у них необходимые привычки и приучить к труду и порядку, к послушанию и ув
а
жению. Если взрослый ведет себя как благородный, внимательный старший друг, его поведение побуждает школ
ь
ников к совершению положительных поступков.Важное значение в повышении воспитательной силы примера имеет также единство требований и воспитательных воздействий на детей со ст
о
роны учителей, родителей и других взрослых. Несогласованность и противоречивость требований и примеров снижает эффе
к
тивность воспитания. При использовании в воспитательной работе литературных произведений, кин
о
фильмов и театральных постановок следует опираться главным обр
а
зом на положительные образцы поведения героев. Конечно, в книгах, в кино и в т
е
атре школьники встречаются и с отрицательными примерами. Поэтому ва
ж
но морально закалять их, делать невосприимчивыми к отрицательным пр
и
мерам. А этого можно добиться не путем изоляции от отрицательных явлений, а путем участия в борьбе с отрицательн
ы
ми явлениями нашей жизни.
Хорошо, когда школьники не только умеют отличать хор
о
шее от плохого, но и выступают против плохого, не остаются в роли посторонних наблюдат
е
лей.Пути использования примеров в процессе воспитания разнообразны. Это, прежде всего подражание или воспроизведение образца поведения. Подражание может быть бессознательным или осознанным копированием пов
е
дения других людей. Один из способов использования положительных примеров - заимствование. Оно предполагает сознательное и выборочное воспроизведение качеств личности, приемов и способов ее деятельности, поведения.
Иногда заимствуются даже манеры, походка, одежда. Заимствов
а
ние и подражание во многом зависят от чувства уважения и симпатии к чел
о
веку, который служит примером, на которого желают быть похожи восп
и
танники. В ряде случаев следование примеру других людей проявляется в соревновании, в стремлении превзойти образец, которому подражают, в желании достигнуть больших результатов в труде, в повседне
в
ном поведении. Важно в процессе воспитания использовать и другие способы усвоения примеров п
о
ведения других людей. Так большое значение
имеет организации совместной деятельности воспитанников с передовыми тружениками ста
р
шего поколения, создание общественного идеала, помогающего проектировать буд
у
щую деятельность. Все это помогает обогатить личный опыт труда и поведения, создает лучшие условия для самово
с
питания.
Заключение
Нет более сложных проблем, чем человеческие, нет более трудного дела, чем воспитывать человека, работать с ним. Действовать здесь некомпетентно недопустимо, опасно. Где отсутствует точное знание, там всегда действуют догадки, а из десяти психологических и педагогических догадок девять -- ошибочны. Подходить так к решению проблем человека равносильно знахарству в медицине.Человечество издавна пыталось обобщать и использовать успешный опыт подготовки молодого поколения. Со временем эти усилия воплотились в возникновении психологической и педагогической наук. Первая изучает и объясняет внутренний, духовный мир человека, способы регулирующих влияний на него, вторая разрабатывает системы и методы целенаправленного обучения, воспитания, образования, развития.Психология и педагогика -- науки о жизни. Это прикладные науки. Их знания -- не балласт для памяти, который можно выбросить после сдачи зачета или экзамена. Они должны войти в систему мировосприятия, практического мышления образованного человека, его внутренних установок и привычек, использоваться как инструмент при решении проблем жизни и профессиональной деятельности.
Список используемой литературы:
1. История педагогики: Уч. - М.: Высшая школа, 2002.2. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. - М.: Прометей, 2000.3. Мудрость воспитания: Уч. пос. - М.: Педагогика, 2003.4. Немов Р.С. Психология. Книга 1,2,3. - М: Наука, 2001.5. Общая психология: Уч. - М: Высшая школа, 2003.6. Основы психологии и педагогики высшей школы. -- М.: Педагогика, 2000.7. Педагогика Уч./ Под ред. Бабанского Ю.К. - М.: Высшая школа, 2004.8. Столяренко А.Н. Психология и педагогика: Уч. пос. - М: ЮНИТИ - ДАНА, 2004.
Страницы:
1
, 2
Апрель (48)
Март (20)
Февраль (988)
Январь (720)
Январь (21)
2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная
ссылка на источник
обязательна.