Рефераты. Влияние обучения на эмоциональное развитие ребенка

p align="left">Социально-опосредованные эмоциональные реакции необходимо развивать с раннего воз-раста в рамках «эмоционально-личностного общения». Первый результат его правильной организации у трехмесячного ма-лыша - «комплекс оживления», или эмоцио-нальное общение с взрослым в доречевой пе-риод жизни. В дошкольном возрасте эмоцио-нальные реакции - это в основном отклик на поступки и действия людей. Лежат они в осно-ве отзывчивости ребенка, выразительности его экспрессивных действий. Работу в адекватном эмоциональном реагировании целесообразно проводить посредством специально организованного содержательного взаимодействия с сенсорными стимулами - разномодальными ощущениями. Доминирующее влияние на сенсорные процессы обусловлено тем, что сенсорная и эмоциональная сферы взаимосвязаны, эмоциональный тон сопровождает ощущения, восприятие. Обогащая сенсорный опыт детей, можно одновременно непроизвольно влиять на аффективна сферу, вызывая эмоциональные реакции. При соответствующих педагогических условиях эмоциональные реакции из диффузных, трудноразличимых постепенно становятся яркие выразительными, индивидуализированными особенно тогда, когда в раннем возрасте и используются эмоционально-сенсорные игры, пробуждающие реагировать на различные сенсорные раздражители; когда взрослый подает знакомую привычную сенсорную информацию по каналам вестибулярного и осязательного анализаторов (например, поглаживающие действия в игре «Сорока-сорока», раскачивающие в игре «По ровной дорожке») и т.д., постепенно доводя аффективно-окрашенное насыщение сенсорной сферы до активной подачи сенсорной информации по каналам всех анализаторов. В дошкольном возрасте характер подачи сенсорной информации усложняется в сторону более тонкой нюансировки, комплексности воздействия (зрительно-вестибулярные, зрительно-слухо-осязательные и т.д.), изолирования одного из анализаторов (например, закрыть глаза или уши). [3, с. 112]

Для обоснования возможности педагогического влияния на развитие эмоциональной экспрессии детей - мимики, жестов, пантомимики, речевой интонации - обратимся к театральной педагогике К.С. Станиславского, в частности к методу опосредованного включения и отражения эмоциональных переживаний в ходе совершаемых действий. Метод этот получил название физического действия. Его заимствование применительно к дошкольникам, дает возможность управлять характером моторного звена эмоционального отклика в тех случаях, когда следует:

* снимать психомышечное напряжение скованность в движениях, жестах, голосовых реакциях;

* индивидуально-неповторимого рисунка эмо-циональной экспрессии;

* стимулировать про-явление сформированного эмоционального опыта.

1.2. Влияние игры на эмоциональную сферу ребенка

Позитивное влияние игры на эмоциональную сферу дошкольников обусловлено ее особыми свойствами (инсцениро-вание движений, характерных для эмоцио-нального состояния героя, воображаемая си-туация и др.). Организуя такие игры - их назвали эмоционально-экспрессивными, - пе-дагог должен учитывать:

* специфику моторного профиля каждой эмоции. В этом случае в контекст игры включается содержание, про-воцирующее детей на демон-страцию эмоционального со-стояния - радости, грусти, страха, удивления и т.д.;

* последовательность в ус-ложнении игр, способов их организации, т.е. разыгрыва-ются игры, предполагающие повторение действий по об-разцу; включающие в себя за-вершение действий, начатых взрослым; провоцирующие к самостоятельным импровиза-циям как с предметами (ре-альными и воображаемыми), так и без предметов;

* последовательность введения составляю-щих экспрессивной стороны эмоций, начиная с компонентов, наиболее подвластных управ-лению и самоконтролю, - жеста, мимики. За-тем включать содержание, побуждающее к вы-разительности речевой интонации, телодви-жений, поз. [7, с. 23]

Эмпатия как процесс включает в себя четыре компонента: 1) сопереживание - в его основе лежит механизм идентификации (пережива-ние эмоционального состояния другого как собственного) и эмоционального заражения (эмоциональное взаимовлияние); 2) сочувст-вие - ослабление или полное исчезновение идентификации и включение когнитивных компонентов (установление причинно-следст-венных связей, понимание позиции объекта, эмпатии, что связано с уровнем развития цен-ностных ориентации, морального сознания и т.д.); 3) импульс к содействию или внутрен-нее содействие, желание оказать помощь, поддержку; 4) реальное содействие, оказание помощи. Изучение эмпатийной цепочки при-водит к заключению: результативность разрешения эмпатогенных ситуаций зависит от того, овладел ли ребенок механизмом идентифика-ции, умением понимать позиции объекта эмпа-тии, выражать сочувствие и др. Отсюда: разви-тие эмпатии - это многоэтапный процесс. Он включает в себя расширение представлений об эмоциональном состоянии, адекватных и неадекватных способах выражения эмоций в ситуациях «Я и другие»; умения выражать сострада-ние другому конкретными действиями. [7, с. 28]

В качестве основных методов выделим «иг-ровую драматизацию» (идентификация в рам-ках исполняемой роли, импровизации), «со-здание ситуаций морального выбора», побуждающих проектиро-вать поведение, оценивающее воздействие (способствует осознанию смысла реального действия, развитию эмпатийной чувствитель-ности, закреплению проявления эмоциональ-ной отзывчивости).

Развитие представлений об эмоциях - это прежде всего выражение эмоций в ярких, субъективно окрашенных образах. Они надол-го остаются в памяти ребенка, входят в его жизнь. В силу этого педагогическая работа в группе должна быть направлена на:

* осознание детьми факта возникновения эмоций;

*понимание эмоциональной жизни других, смысла эмоциональных проявлений (причин-но-следственные связи);

*осмысление внешних признаков выраже-ния эмоций - положительных, отрицательных, границ их адекватного проявления;

*расширение словаря эмоциональной лексики, овладение понятиями, соответствующи-ми тому или иному состоянию; [7, с. 30]

Педагогическая работа в плане развития эмоциональной лексики может осуществляться как путем ее обогащения словами, словосочетаниями, обозначающими различные эмоции, оттенки настроений, т.е. собственно-эмоционально, так и в единстве с развитием эмоциональной экспрессии, представлений об эмоциях, поскольку их невозможно формировать не называя. Вторая сторона содержания эмоционального компонента - опосредованно-эмоциональная - направлена на становление и всемерное обогащение отношения детей к процессу познания, к действиям, деятельности в целом. Условия, которые будут успешно способствовать ее реализации, - это:

*формирование ценностных представлений - нравственных (добро, свобода, милосердие, честность, справедливость), интеллектуальных (истина, знание, творчество), эстетических (красота, гармония), социальных (семья,
этнос, отечество), валеологических (жизнь, здоровье, пища, воздух, сон), материальных (npедметы труда, быта, жилище, одежда). Ценности -
содержательная основа эмоций и, в свою очередь, основа отношения к окружающему;

*использование приемов, направленных на побуждение к мотивированной самореализации - к различным действиям, оценке ситуаций, т.е. всему тому, что связано с выражением заинтересованного, пристрастного Я-ребенка (например, «Как бы ты поступил в этом случае?», «Вырази свое отношение к этому событию в рисунке»).

1.3. Функции эмоционального компонента

Эмоциональный компонент как неотъемле-мая часть дошкольного образования в единстве рассмотренных двух составляющих (собствен-но-эмоционального и опосредованно-эмоцио-нального развития) выполняет ряд важнейших функций - интегративную, индивидуализирую-щую, коммуникативную, социализирующую, развивающую. Рассмотрим их подробнее.

*Интегративная функция. Влияя на дру-гие компоненты образования через насыще-ние их эмоционально-опосредованным содер-жанием, через действие закона «эмоциональ-ной регуляции деятельности», создание аффективно насыщенного фона, эмоциональный компонент придает цело-стность педагогическому процессу. Кроме того, в нем аккумулируются основные результаты других направлений развития личности, нахо-дя выражение в «образе мира ребенка», системе отношений к окружающему, особенностях мотивации поведения и др.

*Индивидуализирующая функция. Эмо-циональные проявления, как внешние, так и внутренние, в отличие от стандартизированных программных знаний, способов действий, всегда индивидуальны. Принимая и поддерживая самобытный рисунок эмоциональных реакций, своеобразных оттенков переживаний процесса познания, педагог создает благоприятные возможности для того, чтобы ребенок смог проявить свою индивидуальность. Основное условие осознания собственной индивидуальности - называние, принятие и поддержка взрослым эмоциональных прояв-лений ребенка. [3, с. 134]

*Коммуникативная функция. Суть ее реа-лизации - обогащение культуры общения де-тей посредством подключения эмоций. В доречевой период жизни, как известно, эмоции - основное средство общения. Мимикой, голосовыми реакциями и другими экспрессивными действиями малыши сигнализируют о состоянии своего здоровья, привлекают близких к «разговору». По мере расширения эмоциональных переживаний, учит согласовывать эмоциональный тон общения с его смыслом, реагировать на эмоции собеседника, находить адекватные средства поддержки диалога.

Эмоции придают общению выразитель-ность, искренность, влияют на выбор партне-ра, служат регулятором складывающихся от-ношений между детьми и взрослыми. Потому и привносят в детскую жизнь удивительное со-четание разнообразных оттенков.

*Социализирующая функция. Закладывая у детей основы эмоциональной культуры, педагог тем самым добивается значительных продвижений на уровне социальной компетентности, социальной адаптированности. Так, сопереживание, являясь первым компо-нентом эмпатийного процесса, одновременно может рассматриваться и как проявление идентификации - одного из механизмов социализации личности. Понимая смысл раз-личных эмоциональных состояний, владея экспрессивными средствами самовыражения, ребенок тем самым сможет выбрать социаль-но-ценные способы поведения, самоутвердиться в обществе, станет восприимчивым, чувствительным к другим. [3, с. 134]

*Развивающая функция. Влияя на другие сферы личности, эмоциональный компонент способствует развитию ребенка в целом. Впер-вые к проблеме «взаимосвязь эмоций с други-ми сторонами психики» обратился Л.С. Выготский. Именно он сумел показать единство «аф-фекта и интеллекта», связь эмоций с волей. В
более поздних работах (Л.И. Божович, А.В. За-порожец, Я.З. Неверович) обосновывается связь эмоциональной и сенсорной сфер, эмоций и мотивов и др.

Глава 2. ВОЗМОЖНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

2.1. Важнейшее условие полноценного формирования личности

Если просмотреть последние норма-тивные документы, многочисленные пе-риодические издания, нетрудно заметить основную мысль: гуманизация как прин-цип перестройки предполагает ориента-цию не только на признание ценностности человека как личности, но и создание реальных условий для расцвета ее ду-ховных сил, начиная с раннего детства. Думается, что принцип гуманизации, а его оборотная сторона -- индивидуали-зация, должен стать основополагающим в организации всего педагогического процесса в дошкольном учреждении, поскольку именно гуманизация обязы-вает реализовать личностный потенциал в развитии каждого ребенка. [12, с. 15]

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.