Федеральное агентство по образованию
Департамент науки и профессионального образования
Кемеровской области
ГОУ СПО "Беловский педагогический колледж"
Влияние русских народных сказок на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста
Выпускная квалификационная работа
Белово
2007
Оглавление
Введение
Глава 1. Психолого - педагогически основы развития связной речи детей дошкольного возраста
1.1 Понятие связной речи детей дошкольного возрастаи ее значение для развития личности ребенка
1.2 Проблема развития связной речи в трудах педагогов
1.3 Особенности связной речи детей старшего дошкольного возраста
1.4 Диагностика развития связной речи дошкольников
Выводы по первой главе
Глава 2. Русские народные сказки как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста
2.1 Виды сказок и их влияние на развитие связной речи дошкольников
2.2 Особенности восприятия и понимания русских народных сказок детьми старшего дошкольного возраста
2.3 Методы приемы художественного чтения и рассказывания русских народных сказок детям старшего дошкольного возраста
2.4 Анализ программы воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста «Планета сказок»
Выводы по второй главе
Глава 3. Экспериментальное изучение влияния русских народных сказок на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста
3.1 Анализ развития связной речи детей старшего дошкольного возраста
3.2 Развитие связной речи старших дошкольников при помощи системы мероприятий на основе использования русских народных сказок
3.3 Динамика развития связной речи детей старшего дошкольного возраста
Заключение
Приложение А. Методика проведения диагностики уровня связной речи детей
Приложение Б. Конспект занятия по методике развития речи в старшей группе
Приложение В. Характеристика монологической речи
Приложение Г. График обследования по пересказу русской народной сказки «У страха глаза велики»
Приложение Д. Конспект проведения беседы
Приложение Е. Характеристика коммуникативных умений детей
Приложение Ж. График обследования по специально организованной беседе «Русские народные сказки»
Приложение К. Общая диаграмма развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста
Приложение Л. Общая диаграмма развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста (сравнительная)
Приложение М. Система воспитательных мероприятий на основе использования русских народных сказок в воспитательно-образовательном процессе ДОУ
Для ребенка хорошая связная речь - залог успешного обучения грамоте и развития. Кому не известно, что дети с плохо развитой связной речью нередко оказываются неуспевающими по разным предметам.
Предмет исследования: русские народные сказки как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: выявление влияния русских народных сказок на развитие связной речи старших дошкольников.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста будет осуществлять эффективнее, если:
- планомерно, целенаправленно использовать разнообразные виды русских народных сказок в воспитательно-образовательном процессе ДОУ;
- учитывать специфику влияния русских народных сказок на развитие связной речи дошкольников;
- определить систему воспитательных мероприятий на основе использования русских народных сказок в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.
Для достижения цели определены задачи:
1) Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме;
2) Экспериментально выявить возможность использования русских народных сказок на занятиях по развитию речи и в повседневном общении;
3) Разработать систему мероприятий для детей старшего дошкольного возраста на основе использования русских народных сказок.
Исследование предполагает комплексное использование таких методов, как:
- анализ психолого-педагогической литературы;
- анализ календарно - тематического плана воспитателя;
- эксперимент;
- математическая обработка данных;
- графическая обработка данных.
1.1 Понятие, формы и функции связной речи
Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание. Связность, считал Рубинштейн, это «адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя» [1, с.245]. Следовательно, основной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника
Связная речь - это такая речь, которая отражает все существенные стороны своего предметного содержания. Речь может быть несвязной по двум причинам: либо потому, что эти связи не осознаны и не представлены в мысли говорящего, либо эти связи не выявлены надлежащим образом в его речи.
В методике термин «связная речь» употребляется в нескольких значениях: 1) процесс, деятельность говорящего; 2) продукт, результат этой деятельности, текст, высказывание; 3) название раздела работы по развитию речи. Как синонимические используются термины «высказывание», «текст». Высказывание - это и речевая деятельность, и результат этой деятельности: определенное речевое произведение, большее, чем предложение. Его стержнем является смысл (Т.А.Ладыженская, М.Р.Львов и другие). Связная речь - это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки [4, с.44].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8