Работая с семьей, социальный педагог выступает, как правило, в трех ролях: советник, консультант, защитник.
Советник -- информирует семью о важности и возможности взаимодействия родителей и детей в семье; рассказывает об особенностях развития ребенка; дает педагогические советы по воспитанию детей.
Консультант -- консультирует по вопросам семейного законодательства; вопросам межличностного взаимодействия в семье; разъясняет родителям способы создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребенка в семье.
Защитник -- защищает права ребенка в случае, когда приходится сталкиваться с отстраненностью родителей от процесса воспитания детей.
Диагностика семьи является постоянным компонентом в деятельности социального педагога, на котором основывается система помощи и поддержки семьи. Проведение диагностических процедур требует соблюдения ряда принципов: комплексности, объективности, достаточности, последовательности и т.д. Не следует расширять диагностику, если к тому нет необходимых показаний. Новое исследование может быть предпринято только на основе анализа предыдущей диагностической информации. Следует начинать с первичной диагностики жалоб родителей, а далее, изучив обоснованность этих жалоб, выявить причины указанных нарушении.
В работе социального педагога важнейшим звеном социально-педагогической помощи является работа с родителями. Цель такой работы состоит в повышении уровня родительской компетентности и тем самым в активизации роли родителей в создании оптимальных условий развития ребенка.
Работа с родителями предполагает освещение таких проблем, как закономерности психического развития, роль наследственности и среды в формировании личности ребенка, значение активной деятельности ребенка, опосредованной общением со взрослыми. Особенно важной представляется работа социального педагога с родителями подростков и старшеклассников. Это связано, прежде всего, с тем, что зачастую родителей пугают изменения, происходящие с ребенком в подростком возрасте, они не всегда адекватно справляются с трудностями, сопровождающими подростковый период. Что касается юношеского возраста, то основная проблема, с которой сталкиваются родители, это затруднения ребенка в связи с профессиональным самоопределением. В связи с этим работа социального педагога должна быть направлена на осмысление родителями позитивного содержания возрастных кризисов и их значения, путей и способов перестройки системы отношений с ребенком как средства преодоления негативных проявлений в кризисах. При этом педагог должен стремиться раскрыть уникальность и неповторимость личности ребенка, выделить его индивидуально-психологические особенности, подчеркнуть «сильные» стороны его личности, обратить внимание на «слабые» стороны и наметить пути их компенсации.
Эта работа, как и любая коррекция, может производиться в двух формах: индивидуальной и групповой. Эти формы работы могут быть представлены соответственно: 1)консультативной или психотерапевтической беседой; 2)родительскими группами; 3)коррекцией детско-родительских и семейных отношений, когда в процессе коррекции принимает участие вся семья. Индивидуальная работа может строится в виде консультационной или психотерапевтической беседы, в соответствии с правилами ведения беседы.
Социальные педагоги предлагают краткое описание правил ведения конструктивного диалога, что значительно уменьшает степень расхождения мнений и предупреждает возникновение конфликтов:
Правило 1. Выслушивать собеседника до конца, не перебивая и не критикуя его.
Правило 2. Излагая свою точку зрения, не противопоставлять ее точке зрения супруга. Признавать его право иметь свою собственную позицию по любому вопросу внутрисемейной жизни, не обязательно полностью совпадающую с позицией другого супруга.
Правило 3. Настраиваться на поиск компромисса в любом вопросе, и в первую очередь искать то общее, что есть в позициях обоих супругов. Пытаться сблизить их точки зрения по разным вопросам, а если это не удастся сделать, то отложить разговор по спорным вопросам на будущее.
Правило 4. Самостоятельно не предпринимать никаких действий, предварительно не согласовав их с другим супругом, не поставив его об этом в известность.
Правило 5. Исключить из своих высказываний и действий все, что вызывает раздражение у собеседника, может быть им воспринято и истолковано не так, как надо.
Таким образом, работая над проблемой супружеских взаимоотношений, социальный педагог и семья должны работать вместе против проблемы, а не друг против друга. Во-первых, беседа с родителями пройдет успешно, если удалось избежать противостояния и конфронтации с ними. Во-вторых, если социальный педагог и родители воздержались от упреков и обвинений. В-третьих, если удачно сформулирована проблема воспитания и родители поняли и приняли эту формулировку. И, в-четвертых, если педагог и родители обсудили совместные действия.
Цель эмпирического исследования - изучить особенности и проблемы супружеских взаимоотношений, выявить влияние супружеских взаимоотношений на воспитание ребенка в семье, разработать и провести социально - педагогическую помощь в формировании и коррекции супружеских взаимоотношений.
Задачи исследования:
1) Выявить особенности и проблемы супружеских взаимоотношений;
2) Разработать и реализовать программу социально-педагогической помощи по формированию и коррекции супружеских взаимоотношений и их влияния на семейное воспитание.
3) Провести оценку эффективности опытно-экспериментальной работы.
Основным методом позволяющим решить поставленную цель, является социально-педагогический эксперимент, который включает в себя четыре этапа: организационный, констатирующий, формирующий, заключительный.
В качестве экспериментальной площадки нами была выбрана МОУ «Новогеоргиевская СОШ» Шимановского района, Амурской области. В исследовании приняли участие 15 семей учащихся 7-го и 8-го классов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13