Рефераты. Влияние традиций народной педагогики на развитие нравственной культуры личности младшего школьника

p align="left">В первую группу задач нравственного воспитания входят задачи формирования его механизма: представлений, нрав-ственных чувств, нравственных привычек и норм, практи-ки поведения.

Каждый компонент имеет свои особенности формиро-вания, но необходимо помнить, что это единый механизм и потому при формировании одного компо-нента обязательно предполагается влия-ние на другие компоненты.

3.2. Задачи нравственного воспитания

Задачи нравственного воспитания и его содержание меняется в зависимости от ряда обстоя-тельств и условий: запросов общества, экономических фак-торов, уровня развития науки, возможностей возраста вос-питуемых. Следовательно, на каждом этапе своего развития общество решает разные задачи воспитания подрастающе-го поколения, т. е. у него разные нравственные идеалы че-ловека.

В главе «Целеполагание в педагогике...» мы рассматри-вали различия в акцентах и содержании воспитания в кон-цепциях разных периодов. В одни годы самым значимым становилось воспитание коллективизма; в другие - патри-отизма. Сегодня значимыми стали деловые качества, пред-приимчивость и др. И каждый раз созданный обществом идеал экстраполировался на дошкольное детство, так как фраза «Все начинается с детства» не только журналистская, публицистическая, она имеет и глубокий научный смысл и обоснование.

Итак, вторая группа задач нравственного воспитания от-ражает потребности общества в людях, обладающих конк-ретными, сегодня востребуемыми качествами.

Если первая группа задач носит постоянный, неизменяе-мый характер, то вторая - подвижна. На ее содержание ока-зывают влияние и исторический этап, и особенности возрас-та объекта воспитания, и конкретные условия жизни.

В советский период задачи нравственного воспитания дош-кольников (по второй группе) были сгруппированы в четыре смысловых блока. Надлежало воспитывать: гуманные чувства и отношения; начала патриотизма и интернационализма; тру-долюбие, умение и желание трудиться; коллективизм.

На современном этапе развития нашего общества суще-ственных преобразований в формулировке смысловых бло-ков, пожалуй, не произошло. Они действительно вбирают в себя все аспекты нравственности. Но конкретное напол-нение каждого блока и его значение, конечно, меняются, уточняются. Так, сегодня ставится под сомнение необхо-димость воспитания коллективизма как нравственного ка-чества современного человека, практически не решается задача трудового воспитания, изменился взгляд на патрио-тическое и интернациональное воспитание. Однако в нрав-ственной структуре личности эти стороны имеют место и поэтому исключить их нельзя.

3.3. Средства нравственного воспитания

Нравственное воспитание осуществляется с помощью определенных средств и методов.

Средства нравственного воспитания дошкольников мож-но объединить в несколько групп.

Художественная литература, изобрази-тельное искусство, музыка, кино, диа-фильмы и другие средства можно объе-динить в группу художественных средств. Эта группа средств очень важна в решении за-дач нравственного воспитания, так как способствует эмо-циональной окраске познаваемых моральных явлений. Многочисленные исследования (Н. С. Карпинская, Л. Н. Стрелкова, А. М. Виноградова) показывают, что дети живо, эмоционально и доверчиво воспринимают читаемые им сказки, стихи, рассказы, рассматривают ил-люстрации к книгам (В. А. Елисеева, Г. Н. Пантелеев). На ребенка производят сильное впечатление работы худож-ников, если они изображают мир реалистично и понятно дошкольнику. Художественные средства наиболее эффек-тивны при формировании у детей моральных представ-лений и воспитании чувств.

Средством нравственного воспитания дошкольников является природа. Природа дает возможность вызы-вать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их, спо-собствует формированию у ребенка уверенности в себе. Воздействие природы на нравственную сферу личности де-тей многогранно и при соответствующей педагогической организации становится значимым средством воспитания чувств и поведения (С. Н. Николаева, Л. Г. Нисканен, В. Г. Фокина, В. Д. Сыч).

Средством нравственного воспитания дошкольников является собственная деятельность детей: игра, труд, учение, художественная деятельность. Каждый вид де-ятельности имеет свою специфику, выполняя функцию сред-ства воспитания, но данное средство - деятельность как таковая - необходимо, прежде всего, при воспитании прак-тики нравственного поведения.

Особое место в этой группе средств отводится общению, если его вслед за психологами (М. И. Лысина, А. Г. Рузская) считать видом деятельности. Общение как средство нрав-ственного воспитания лучше всего выполняет задачи кор-ректировки представлений о морали и воспитании чувств и отношений.

Средством нравственного воспитания может быть вся та атмосфера, в которой живет ребенок: атмосфера может быть пропитана доброжелательностью, любовью, гуманностью или жестокостью, безнравственностью. Окружающая ребен-ка обстановка становится средством воспитания чувств, представлений, поведения, т. е. она активизирует весь ме-ханизм нравственного воспитания и влияет на формирова-ние определенных нравственных качеств.

Выбор средств воспитания зависит от ведущей задачи, от возраста воспитанников, от уровня их общего и интел-лектуального развития, от этапа развития нравственных качеств (только начинаем формировать качество, или зак-репляем, или уже перевоспитываем).

3.4. Методы нравственного воспитания

Как известно, средство становится эффективным в соче-тании с адекватными методами и приемами воспитания.

В педагогике существует несколько под-ходов к классификации методов воспи-тания (Ю. К. Бабанский, Б. Т. Лихачев, И. П. Подласый - в общей и школьной педагогике; В. Г. Нечаева, В. И. Логинова - в дошкольной пе-дагогике). Для классификации методов исследователи определяют какое-то одно основание. Так, академик Б. Т. Ли-хачев исходит из логики целостности педагогического про-цесса, а также логики его организации при решении задач нравственного воспитания и самовоспитания. Согласно этому основанию, он выделяет три группы методов: мето-ды организации и самоорганизации воспитательного кол-лектива (коллективная перспектива, коллективная игра, соревнование, единые требования); методы доверительно-го взаимодействия (метод уважения, педагогическое тре-бование, убеждение, обсуждение, конфликтные ситуации); методы воздействия (разъяснение, снятие напряжения, ак-туализация мечты, обращение к сознанию, к чувству, к воле и поступку).

В. Г. Нечаева выделяет две группы методов нравствен-ного воспитания дошкольников: организация практическо-го опыта общественного поведения (метод приучения, показ действия, пример взрослых или других детей, метод организации деятельности); формирование у дошкольни-ков нравственных представлений, суждений, оценок (бесе-ды, чтение художественных произведений, рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций). И к первой, и ко вто-рой группе автор относит метод убеждения, положитель-ный пример, поощрение и наказание.

Классификация, предложенная В. И. Логиновой, вы-строена на том же основании, что и у В. Г. Нечаевой, - на активизации механизма нравственного воспитания, - но она полнее. Автор предлагает объединить все методы в три группы: методы формирования нравственного поведения (приучение, упражнение, руководство деятельностью); ме-тоды формирования нравственного сознания (убеждения в форме разъяснения, внушение, беседа); методы стимулиро-вания чувств и отношений (пример, поощрения, наказания}.

Вероятно, можно избрать и другие основания для клас-сификации методов нравственного воспитания, хотя наибо-лее целесообразна та, которая соответствует его механизму.

Как бы хороши ни были методы, эффективный резуль-тат они дают лишь при определенных условиях:

- любой метод (группа методов) должен быть гуманным, не унижающим ребенка, не нарушающим его прав. Это от-носится к детям любого возраста - и младенческого, и до-школьного, и школьного;

- метод должен быть реальным, осуществимым, он тре-бует логического завершения.

Иногда воспитатели и ро-дители используют прием обещания награды, не задумываясь, реальна ли она. И не выполняют обещанного. Какой же результат в нравственном развитии ребенка мож-но получить? Или, что бывает часто, в качестве наказания используется угроза (что само по себе плохо и не имеет ничего общего с методом предвосхищения последствий по-ступка или действия). Родители угрожают ребенку тем, чего никогда реально не сделают («Вот не будешь слушать-ся, уведу в лес и оставлю волкам на съедение!»). Вначале подобные угрозы, может быть, и дадут результат, но по-степенно ребенок усвоит, что за такими словами ничего не стоит и можно продолжать не слушаться. В нравствен-ном воспитании каждый метод должен быть весомым, зна-чимым;

- для использования метода должны быть заранее под-готовлены условия, средства. Например, воспитатель при-учает детей к бережному отношению к вещам, игрушкам и для этого хочет использовать метод организации совме-стной деятельности детей - организовать «мастерскую по ремонту игрушек». В этом случае он должен подготовить материалы, которыми дети могли бы работать;

- метод не должен применяться однотипно, шаблонно по отношению ко всем детям и в любой ситуации. Если не соблюдать это условие, метод убеждения может превратить-ся в назидание и перестанет давать нужный результат;

- методы воспитания следует применять тактично. Вос-питанник не должен чувствовать, что его воспитывают. Опосредованное воздействие - большое искусство, кото-рым педагог овладевает, если умеет бережно относиться к ребенку;

- при подборе методов следует учитывать степень слож-ности формируемого качества;

- проектируя, подбирая методы, Важно предвидеть воз-можные результаты воздействия их на конкретного ребен-ка. Если воспитатель не уверен в успехе или предвидит слиш-ком сильную реакцию - от выбранного метода следует от-казаться;

- применение методов нравственного воспитания требу-ет терпения и терпимости. Когда дело касается ребенка до-школьного возраста, нельзя рассчитывать на моменталь-ный и постоянный результат. Следует терпеливо повторять уже использованные методы и подбирать новые, с понима-нием относиться к тому, что результат будет, достигнут не сразу и, может быть, не совсем в той форме и в том качестве, каких мы ожидаем; - преобладающими в нравственном воспитании до-школьников должны быть практические методы, которые предполагают обучение ребенка способам действия. Если

только опираться на осознание, понимание значимости по-ложительного поведения и не обучать способам такого по-ведения, желаемых результатов не будет. Так, обратимся к хорошо известному методу примера взрослого как образца для подражания. Рассчитывать на воздействие этого метода без организации наблюдения, а также практики поведения ребенка нельзя. Сами по себе положительные поступки взрос-лого не гарантируют таких же поступков у ребенка;

- методы применяются не изолированно, а в комплексе, во взаимосвязи. Основаниями для подбора методов, кото-рые можно и целесообразно использовать в комплексе, слу-жат ведущая воспитательная задача и возраст детей.

I.4. Что такое нравственное поведение?

Нравственное поведение характеризуется тем, что по-ведение каждого определяется сознательным выбором тех или иных действий. Это относится и к случаю на уроке, о котором было рассказано. Хотя порядок, созданный учительницей на занятиях, ее авторитет оказывали поло-жительное влияние на учащихся и оба ученика имели воз-можность поступить по-разному в этой ситуации, все-таки возник момент недисциплинированности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.