Рефераты. Влияние внеучебной работы на формирование экологической культуры студентов

p align="left">1.1 Направления внеучебной работы

Задачи воспитательной работы реализуются в конкретных направлениях деятельности в соответствии с этапами социализации студентов.

Наиболее проблемным является адаптационный период, который проходят студенты первого года обучения (как правило, 17-18 лет). Можно выделить социальные и индивидуальные параметры успешной адаптации к системе вузовского обучения. К социальным параметрам относится становление коллектива студенческой группы с референтными установками к повышению образовательного уровня. К индивидуальным - степень интериоризации требований вуза обучающимися, степень информированности о вузе и факультете; специфике избранной специальности, ее востребованности на рынке труда. Целями внеучебной работы с первыми курсами являются:

· формирование и развитие культуры обучения и академических ценностей посредством информирования и вовлечения в различные виды внеучебной деятельности;

· способствование развитию межличностных компетенций, то есть индивидуальных способностей, связанных с умением выражать чувства и отношения, критическим осмыслением и способностью к самокритике, а также социальные навыки, связанные с процессами социального взаимодействия и сотрудничества, умением работать в группах, принимать социальные и этические обязательства.

Методы внеучебной работы со студентами первых курсов.

· каждое существующее во внеучебной работе направление включает мероприятия для студентов первых курсов;

· в течение первой недели обучения для студентов первых курсов реализуется адаптационная программа;

· в течение первого месяца обучения в вузе первокурсники получают полную информацию о специфике обучения и внеучебной деятельности вуза, а также возможность участия в интересующих мероприятиях.

· с первого года обучения со студентами работает куратор группы.

Успешная адаптация позволяет студентам интегрироваться в систему высшей школы. Интеграционный период продолжается, как правило, с 1-2 по 4-5 курсы обучения. Продолжительность периода зависит от уровня развития внеучебной инфраструктуры в вузе и индивидуальной активности студента. Критериями интегрированности студента в систему высшего образования можно считать показные результаты обучения, и как вариант, систематическая научно-исследовательская работа, либо/и систематическое участие в одном или нескольких направлениях внеучебной деятельности. Целями внеучебной работы на данном этапе является

· максимальное расширение целевой аудитории посредством разнообразия и обновления направлений деятельности;

· способствование формированию инструментальных компетенций, которые включают когнитивные способности.

Методы внеучебной работы со студентами-бакалаврами, студентами 2-4 курсов специалитета:

1. Стимулирование самореализации, саморазвития:

· участие в различных программах и мероприятиях по внеучебной работе;

· освоение дополнительных образовательных лидерских программ;

· проектирование и реализация социальных инициатив.

2. Культурно-творческое развитие студентов:

· стимулирование креативного подхода к проведению традиционных мероприятий;

· освоение проектного подхода в организации внеучебных мероприятий.

Инновационный период предполагает владение общими и отчасти специальными компетенциями и преимущественно включает студентов старших курсов обучения (4-6 курсы), получивших опыт работы в студенческом самоуправлении. Целями внеучебной работы со старшекурсниками являются:

· создание механизмов преемственности на факультетах и в университете за счет привлечения магистрантов и студентов старших курсов специалитета к организации мероприятий, разработке авторских программ, проведению мастер-классов, кураторству;

· способствование развитию системных компетенций, предполагающих способность планировать изменения с целью совершенствования системы и конструировать новые системы.

Методы внеучебной работы со студентами-магистрантами, студентами старших курсов специалитета.

1. Стимулирование инициативы, самостоятельности:

· студенты старших курсов обновляют программу традиционных мероприятий;

· разрабатывают новые проекты и направления.

2. Создание механизмов преемственности на факультетах и в университете:

· студенты старших курсов организуют факультетские и университетские мероприятия;

· в образовательных программах выступают в качестве координаторов, ведущих мастер-классов.

Существует достаточно большое количество научно-педагогических исследований, доказывающих, что различные формы внеучебной деятельности имеют сравнимую, а иногда даже большую, чем традиционные формы обучения эффективность в процессе подготовки будущих специалистов. Неслучайно, современные вузы, как правило, ведут обширную деятельность по вовлечению студентов в различные внеучебные программы и мероприятия, что приводит к более полному достижению стоящих перед вузами психолого-педагогических целей обучения и воспитания.

Участие студентов во всех формах внеучебной работы стимулирует развитие ключевых компетенций. В процессе организации студенческого самоуправления, планирования видов деятельности, отвечающих интересам и потребностям в творческой самореализации, реализации социально-ориентированных программ, позволяющих принимать самостоятельные решения и требующих всестороннего анализа, у студентов формируются инструментальные, межличностные и системные компетенции.

Межличностные компетенции включают индивидуальные способности, связанные с умением выражать чувства и отношения, критическим осмыслением и способностью к самокритике, а также социальные навыки, связанные с процессами социального взаимодействия и сотрудничества, умением работать в группах, принимать социальные и этические обязательства.

Инструментальные компетенции предполагают когнитивные способности, способность понимать и использовать идеи и соображения методологические способности, способность понимать и управлять окружающей средой, организовывать время, выстраивать стратегии обучения, принятия решений и разрешения проблем способность к организации и планированию решение проблем принятие решений.

Системные компетенции представляют собой сочетание понимания, отношения и знания, позволяющее воспринимать, каким образом части целого соотносятся друг с другом и оценивать место каждого из компонентов в системе, способность планировать изменения с целью совершенствования системы и конструировать новые системы.

Ключевые компетенции развиваются у студентов в процессе участия во внеучебных мероприятиях. В первую очередь, это организация студенческого самоуправления как самостоятельной организационной структуры, заинтересованной и обладающей полномочиями влияния на качество образовательного процесса. Планирование, организация и самостоятельное проведение мероприятий развивают способность работать самостоятельно, разрабатывать и управлять проектами, материальными, финансовыми и людскими ресурсами. Поиск путей совершенствования учебного процесса и организации научно-исследовательской работы студентов стимулирует способность учиться, позволяет применять знания на практике, развивать исследовательские навыки. Разработка и внедрение инновационных методик и программ работы студентов по развитию социальной активности, участие в тренингах формируют способность адаптироваться к новым ситуациям, порождать новые идеи, развивают креативность и лидерство. Участие в различного рода смотрах, конкурсах, соревнованиях и фестивалях развивают инициативность и предпринимательский дух, требуют заботиться о качестве собственной работы, формируют стремление к успеху.

2. ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУЧЕБНОЙ РАБОТЫ НА ФАКУЛЬТЕТЕ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК КГУ

Хотелось начать пафосно: «Внеучебная работа на факультете естественных наук "КГУ" осуществляется исходя из концепции, целей, задач, принципов, обозначенных в среднесрочной программе развития воспитательной работы в "КГУ" на период 2008-2009 гг., принятой на Ученом совете "КГУ". И, говоря словами известного героя Александра А. Ревы, можно лишь добавить: «Да, это так!».

На факультете и на кафедре организована активная внеучебная деятельность студентов. В целях повышения качества культурно-воспитательной работы КГУ, удовлетворения потребностей студентов университета в творческом, нравственном, интеллектуальном развитии в культурном центре созданы творческие студии.

Деятельность творческих студий осуществляется в следующем: участие и помощь в организации досуговых, торжественных, официальных, массовых и других мероприятий университета, проведение плановых мероприятий КГУ, представление вуза на районных, городских, областных, региональных и всероссийских мероприятиях. Помимо участия в общеуниверситетских мероприятиях ежегодно студенты организуют и проводят конкурсы, концерты, праздники на факультете

Традиционные творческие мероприятия факультета

· Посвящение в студенты ФЕН

· День пожилого человека

· День учителя

· Новый год ФЕН

· 8 марта и 23 февраля

· День рождения университета

· Игра «Вокруг света»

· Последний звонок

Большое внимание в КГУ уделяется физической культуре. Физподготовкой занимаются по учебному плану студенты 1, 2, 3, 4 курсов. Желающие могут совершенствовать спортивное мастерство в секциях по баскетболу, волейболу, настольному теннису, футболу, плаванию. При вузе работают здравпункт, профилакторий, база отдыха «Елочка», бассейн «Дельфин». Для иногородних студентов КГУ предоставляет общежития, в которых созданы все условия для жизни и учебы студентов.

Традиционные спортивные мероприятия

· Участие в турнире по мини-футболу КГУ,

· День здоровья факультета,

· Турнир по шахматам и шашкам,

· Турнир по настольному теннису,

· Турнир по футболу между студентами и преподавателями.

Большое значение в вузе придается совершенствованию системы научно-технического творчества и научно-исследовательской работы студентов. Организация и координация работ в этом направлении в университете возложена на Орден Науки в студенческом самоуправлении. Также организованы различные общества, одно из них- «Экологическое общество», которое организует и координирует различные экологические акции. Для повышения качества подготовки специалистов и эффективности научно-исследовательской работы в университете, активизации научных мероприятий планируется дальнейшее развитие научных олимпиад, конкурсов, выставок научно-технического творчества студентов, научных молодежных школ и конференций, планируется воссоздание студенческого научно-технического общества.

Традиционные научные мероприятия

· Научная неделя

· Внеплановые студенческие конференции

· Олимпиады и прочее

На факультете создан орган студенческого самоуправления как самостоятельное студенческое движение и Проект правового положения независимого объединенного студенческого королевства «ФЕНляндия». Организованы и плодотворно функционируют согласно своим протоколам Орден Печати и Сервиса, Орден Науки и Орден Спорта, Орден Профсоюза и Орден ФЕНоменов.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.