Рефераты. Внутришкольный контроль в современных условиях как инструмент управления качеством обучения учащихся

Внутришкольный контроль в современных условиях как инструмент управления качеством обучения учащихся

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования

"Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины"

Институт повышения квалификации и переподготовки кадров

Специальный факультет по переподготовке кадров

Кафедра социально-гуманитарных дисциплин

Внутришкольный контроль в современных условиях как инструмент управления качеством обучения учащихся

Дипломная работа

Исполнитель: слушатель группы М - 2

специальности

"Менеджмент учреждений дошкольного,

общего среднего образования,

внешкольного воспитания и обучения"

КИРПИЧёВА Т.Г.

Научный руководитель: к.п.н., доцент Миняйлова Е.Л.

Рецензент к.п.н, доцент АДАРЧЕНКО Е.Л.

Гомель 2009

Задание по дипломной работе (проекту)

Слушателю Кирпичёвой Татьяне Геннадьевне

1. Тема дипломной работы Внутришкольный контроль в современных условиях как инструмент управления качеством обучения учащихся.

2. Срок сдачи слушателем работы "____"_______________ 2009_г.

3. Исходные данные к дипломной работе

Теоретическая база: работы Л.И. Вагиной, Л.К. Гребенкиной, И.В. Гуревич, Т.Г. Ульяновой, статьи и Интернет-источники, раскрывающие основы планирования и осуществления внутришкольного контроля, нормативно-правовая база, определяющая государственную политику.

Объект: процесс управления качеством обучения учащихся.

Предмет: внутришкольный контроль как инструмент управления качеством обучения.

4. Перечень подлежащих разработке вопросов

1) Внутришкольный контроль, его виды и формы

2) Теоретические основы планирования и осуществления внутришкольного контроля

3) Особенности внутришкольного контроля в современных условиях

4) Традиционные и новые контрольные действия, позволяющие охватить функциональные области жизнедеятельности школы.

5) Определение эффективности управления качеством обучения учащихся посредством диагностического, репетиционного и централизованного тестирования.

5 Календарный план-график работы с указанием сроков выполнения отдельных этапов.

Содержание

  • Задание по дипломной работе (проекту)
    • Введение
    • 1. Теоретические основы внутришкольного контроля
    • 1.1 Внутришкольный контроль, его виды и формы
    • 1.2 Роль и место контроля в системе внутришкольного управления
    • 1.3 Требования к контролю
    • 1.3.1 Недостатки в организации внутришкольного контроля
    • 1.4 Психолого-педагогические условия эффективности внутришкольного контроля
    • 1.5 Новые контрольные действия, позволяющие охватить функциональные области жизнедеятельности школы
    • 2. Основные направления организации внутришкольного контроля
    • 2.1 Планирование и осуществление внутришкольного контроля
    • 2.2 Определение эффективности управления качеством обучения учащихся посредством диагностического, репетиционного и централизованного тестирования
    • 2.3 Методические рекомендации по осуществлению внутришкольного контроля
    • Заключение
    • Список использованных источников
    • Приложение А
    • Приложение Б
    • Приложение В
    • Приложение Г
Введение

Внутришкольный контроль - проблема актуальная, так как он является одной из важнейших управленческих функций, которая непосредственно связана с функциями анализа и целеполагания.

Внутришкольный контроль - это всестороннее изучение и анализ учебно-воспитательного процесса в школе в целях координирования всей работы в соответствии с поставленными задачами. Эффективность же управления учебным и воспитательным процессом во многом зависит от того, какой мере руководителем известно реальное состояние учебного процесса. Деятельность как педагогического, так и ученического коллективов в школе руководит директор совместно со своими заместителями. Следовательно, директор школы должен управлять учебно-воспитательным процессом в соответствии с требованиями сегодняшнего дня. Поэтому и контроль должен быть направлен, прежде всего, на обеспечение высокого качества обучения и воспитания подрастающего поколения. Функции контроля - это проверка и учет исполнения руководящих указаний, результативности их исполнения, выявления причин недостатков. На основе данных контроля осуществляется координирование работы в соответствии с поставленными задачами. Таким образом, контроль включает анализ достигнутых результатов и является исходным пунктом нового цикла управления, предполагает выявление новых задач, которые вытекают из анализа состояния работы школы.

Внутришкольный контроль - это сложный и многосторонний процесс, и он, как всякое целое, обладает некоторой закономерной упорядоченностью, организацией взаимосвязанных частей, каждая из которых выполняет определенные функции. Контроль за внеклассной работой и контроль за выполнением учебных программ и по форме организации, и по методам контроля будет разным. То же самое можно сказать и о контроле за состоянием преподавания учебных предметов, и о контроле за качеством знаний, умении и навыков учащихся.

Целью дипломной работы является выявление основных характеристик осуществления внутришкольного контроля как инструмента управления качеством обучения учащихся. Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:

Определить и обосновать виды и формы внутришкольного контроля, требования к внутришкольного контроля.

Выявить условия эффективности внутришкольного контроля.

Разработать методические рекомендации по осуществлению внутришкольного контроля как инструмента управления качеством обучения учащихся.

1. Теоретические основы внутришкольного контроля

1.1 Внутришкольный контроль, его виды и формы

Внутришкольный контроль - одна из общих функций систем внутришкольного управления. В отличие от инспектирования внутришкольный контроль осуществляется субъектами самого образовательного учреждения. Различают административный контроль, взаимоконтроль, коллективный контроль учителей, а также самоконтроль. Цель внутришкольного контроля, как подчеркивает Л.И. Вагина, - дать информацию о реальном состоянии дел в образовательном учреждении, выявить причины недостатков работы для исправления ситуации, оказать методическую и практическую помощь учителям. Контроль и анализ информации лежат в основе принятия управленческих решений и таким образом делают управление осмысленным и целеустремленным. Информация, получаемая в ходе внутришкольного контроля, используется в ходе оценки работы кадров, при обобщении передового педагогического опыта [1].

Внутришкольный контроль включает систематическое изучение жизнедеятельности школы, учебно-воспитательного процесса и труда учителя. Анализируются все аспекты работы педагогов: планирование, дидактическая и техническая подготовка к уроку, индивидуальная работа с учащимися, вариативность домашних заданий, проверка и оценка знаний учащихся.

В современной теории внутришкольного управления выделяют следующие принципы эффективного внутришкольного контроля: стратегической направленности контроля; соответствия делу (адекватность методов внутришкольного контроля его объекту и ситуации); нормативов; контроля по критическим точкам; существенных отклонений; действия (ориентация контроля на конструктивные изменения ситуации); своевременности, простоты и экономичности контроля (рисунок 1).

Рисунок 1 - Принципы внутришкольного контроля.

В основу внутришкольного контроля школы закладывают педагогический анализ результатов труда учителя и состояния учебно-воспитательного процесса. В качестве целей внутришкольного контроля выдвигают:

а) достижение соответствия функционирования и развития, педагогического процесса в школе требованиям государственного стандарта образования;

б) дальнейшее совершенствование учебно-воспитательного процесса, учитывая, индивидуальные особенности учащихся, их интересы, образовательные возможности, состояние здоровья.

Из целей вытекают следующие задачи внутришкольного контроля:

периодическая проверка выполнения требований государственных стандартов по различным предметам;

формирование у учащихся ответственного отношения к овладению знаниями, умениями, навыками;

систематический контроль за качеством преподавания учебных дисциплин, соблюдением учителями научно обоснованных требований к содержанию, формам и методам учебно-воспитательной работы;

поэтапный контроль за процессом усвоения знаний учащимися, уровнем их развития, владением методами самостоятельного приобретения знаний;

оказание помощи учителям в учебно-воспитательной работе и совершенствовании ими своего педагогического мастерства;

изучение опыта работы учителей;

постоянная проверка выполнения всех планов работы школы и принимаемых управленческих решений;

обеспечение связи урочной и внеурочной деятельности школы;

диагностика состояния учебно-воспитательного процесса, выявление отклонений от запрограммированного результата в работе коллектива и отдельных его членов, создание обстановки заинтересованности, доверия и совместного творчества;

выработка наиболее эффективных технологий преподавания предметов;

повышение ответственности учителей, осуществление внедрения новых методов и приемов работы в практику преподавания учебных предметов.

совершенствование системы контроля за состоянием и ведением школьной документации.

Функции внутришкольного контроля:

Функция обратной связи. Без объективной и полной информации, которая непрерывно поступает к руководителю и показывает, как происходит выполнение поставленных задач, руководитель не может управлять, принимать обоснованные решения.

Диагностическая функция. Имеется в виду аналитический срез и оценка состояния изучаемого объекта на основе сравнения этого состояния с заранее избранными параметрами повышения качества и эффективности контроля. Связана, прежде всего, с переводом на диагностическую основу. Педагог должен иметь четкое представление об уровне требований, о критериях оценки развития ученика и методах оценивания.

Стимулирующая функция. Предполагает превращение контроля в инструмент развития творческих начал в деятельности учителя.

Задача контроля - получение информации и оказание помощи педагогу [2].

Современный уровень управления образованием связан с модернизацией системы образования. Модернизация предполагает изменение организационно правовых аспектов управления. Это, в свою очередь, связано с процедурами регламентации и оценки деятельности образовательного учреждения. Аттестация и лицензирование учебного учреждения позволяют потребителям образовательных услуг получать объективно достоверную информацию о соответствии условий и результатов обучения и воспитания в конкретном учреждении государственным нормам. Само учреждение образования в этом случае также должно контролировать соответствие собственной деятельности государственным нормам - осуществлять внутришкольный контроль - первый и наиболее важный момент, с которого начинается управленческая деятельность [3].

Внутришкольный контроль, как справедливо отмечает И.В. Гуревич, должен быть сведен к минимуму объектов контроля (к выбору приоритетных направлений контроля). Этот минимум он называет базовым компонентом внутришкольного контроля. Он является той инвариантной внутришкольного контроля, которая дает возможность руководству школы готовить ее к аттестации, сохранять целостность учебно-воспитательного процесса школы, гарантировать государственный стандарт образования выпускникам школы. В то же время учреждение образования имеет возможность следовать программным документам по модернизации системы образования. Для этого учреждение может расширить план внутришкольного контроля за счет вариантной части.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.