Рефераты. Воспитание чувства сострадания в процессе слушания музыки

p align="left">И все же работы, посвященные художественным эмоциям, весьма немногочисленны. Среди них особое место занимает книга С.Х.Раппопорта "Искусство и эмоции". В этой книге проводится мысль о необходимости разделения всех человеческих эмоций на два вида: "художественные" и "обыденные" ("жизненные"). Раппопорт утверждает мысль, что "самые, казалось бы отрицательные эмоции, поднявшись на уровень художественных, приносят положительный эффект"[49, с.33].

Сопереживание воображаемому герою как специфически художественная эмоция, носит в той или иной мере обобщенный характер. Она способна подниматься над своей личной, имеющей ограниченный характер эмоциональной практикой: автор может сопереживать таким крупным и сложным, представляющим наиболее существенные для данной социальной ситуации переживаниям, до которых он в своей не поднимется и не может подняться.

Художественное сопереживание воображаемому герою - это некая первооснова дальнейших эмоциональных образований, оно возникает в известной мере автономно от последующего развития процесса художественных переживаний и зависит прежде всего от богатства, содержательности произведения, совершенства его художественной формы.

Сопереживание художественному образу принципиально отличается от обычных житейских чувств тем, что носит в известной мере фиктивный, контролируемый, преднамеренный характер.

Художественный образ в искусстве, т.е. то, что называют художественным образом, принципиально отличен от представления: художественный образ, в отличии от представления, выступает как мерка, эталон не реальных предметов и явлений, а воображаемых, фиктивных, носящих особый, художественно-условный характер.

Художественный образ всегда облечен в прекрасную форму и, что еще более важно, обозначает не истину, а ценность.

Поскольку художественный образ обозначает не истину, а ценность, то овладение его содержанием должно выступать и как оценка этого содержания. Но так как в искусстве ценность обозначается не понятием, а чувственным образом единичного конкретного явления, то эта оценка должна выступать обязательно как оценка эмоциональная. Именно для того, чтобы усилить эмоциональное отношение к той ценности, которая обозначена художественным образом, он (этот образ) и обладает той особенностью, что всегда выражен в прекрасной форме. Именно художественный образ и является необходимой первоначальной клеточкой полноценного акта взаимодействия с художественным произведением.

Восприятие искусства, таким образом, не только не сводится к образному мышлению, но вообще в основе его лежит не интеллектуальные, а эмоциональные процессы.

Катарсис, который является центральным элементом процесса взаимодействия человека с произведением искусства, - это опосредование и преобразование важнейших житейских переживаний особой, искусственно возникшей эмоцией - особым "психологическим орудием".

Психологические исследования показали, что обогащение художественного образа результатами самопознания развивается постепенно.

Ядром художественных эмоций является художественное сопереживание художественному образу.

У человека, воспринимающего художественный образ, обозначающий художественную ценность, возникает чувство сопереживания. Оно, в отличии от житейской эмоции носит управляемый обобщенный характер.

И, именно это особое переживание, с нашей точки зрения, и есть главный, самый основной, центральный элемент акта взаимодействия человека с искусством.

Интеллектуальные процессы в искусстве предваряют более сложные процессы преобразования эмоций, конечным и самым главным из которых является катарсис - преобразование своих насущных житейских эмоций путем сопереживания воображаемому герою. В этом заключается сущность искусства.

Общий механизм катарсиса как некого итога всей художественной деятельности можно представить так: человек, воспринимая художественное произведение, установив невидимое общение с художественным образом, которое одновременно выступает как опосредованное общение с самим собой, идентифицирует себя с ним, с его поступками или внутренними свойствами. При этом человек ставит самого себя в обстоятельства жизни героя художественного образа. На этой основе происходит эмоциональная оценка поступков внутреннего мира героя и оценка поступков и внутреннего своего Я: сопереживая герою, человек сопереживает самому себе, своим самым острым и насущным эмоциям. Эти чувства накладываются друг на друга: свое житейское чувство переживается как чувство другого, житейское переживание "очищается", реципиент прежде всего овладевает им, расставаясь с его жесткой неумолимой реальностью и непроизвольностью, и в этом овладении своим чувством он обретает "успокоение" и художественное наслаждение.

Кроме того, при взаимодействии художественной и житейской эмоции "очищение" житейского переживания происходит и в более непосредственном смысле: оно избавляется от отдельных элементов, которые осуждаются в данном произведении, и обогащается другими, которые в данном герое художественного образа превозносятся.

Таким образом, человек в той или иной мере перестраивает себя. Очищается от скверных дурных чувств, осознает свои чувства, управляет им.

Итак, катарсис, который является центральным элементом процесса взаимодействия человека с произведением искусства, - это, по существу, опосредование и преобразование житейского переживания особой, искусственно возникшей эмоцией.

Познание в искусстве - есть познание художественной ценности, выраженной в художественном образе. Познание значения ценности не может быть сведено к чисто интеллектуальному процессу. Оно предваряет оценку, носящую эмоциональный характер.

Современная психология нашла особое эмоциональное "психологическое орудие" - эмоцию сопереживания художественному образу. Слушая "Лунную сонату" мы сопереживаем образу лунной ночи (или какому-то другому образу, который ассоциируется в нашем сознании с сочетанием звуков этого произведения).

Это чувство сопереживания художественному образу, которое каждый может наблюдать, может "пощупать руками", т.е. чувство совершенно явное, лежащее на поверхности всякого акта взаимодействия человека с художественным произведением, и есть главная художественная эмоция.

И чтобы у реципиента художественных произведений смогла возникнуть эта особая художественная эмоция - сопереживание художественному образу (ведь она является подлинной основой, первоначальной клеточкой, истинным атомом, главным "психологическим орудием" искусства как художественной деятельности). Искусство и обладает такой странной, необычной чертой: оно обязательно должно иметь дело с образами не реальных явлений, а воображаемых.

Сопереживание художественному образу выступает как "психологическое орудие", совершенствующее важнейших для общественного человека акт социализации его интимных чувств, его личных установок.

Таким образом, при взаимодействии с музыкальным произведением возникает сопереживание художественному образу, катарсис. Явление катарсиса возникает в процессе постижения музыкального образа, когда в музыкальном звучании воспринимаются не просто звуки или структурные элементы, а социальные чувства человека и эстетическое переживание заключается в сопереживании, в сочувствии выраженной радости или горю, дружбе или вражде. Музыкальное искусство через общение, диалог "втягивает" растущего человека в модель жизни, обуславливает развитие и саморазвитие, обогащает духовно, формирует способность чувствовать и понимать другого человека, со - радоваться, сопереживать, сострадать.

Вывод по главе I

Изучив научную литературу по теме исследования, мы можем сделать следующие выводы:

1) Проблема сострадания является актуальной, так как подрастающее поколение обвиняют в потере нравственных ориентиров, бездуховности, агрессивности, жестокости. В связи с этим назрела необходимость обеспечить ребенка всеми условиями для полноценного развития нравственной сферы, социальных эмоций, в том числе чувства сострадания.

Изучением этого феномена занимались такие ученые, как Л. И. Божович, Т. П. Гаврилова, И. М. Юсупов. В понятии толкования сострадания мы придерживаемся мнения Т.П. Гавриловой. Сострадание - сочувствие, жалость, вызываемые страданием, несчастием другого человека. Сострадание мы рассматриваем как одну из высших форм проявления эмпатии. Эмпатия -- эмоциональное отождествление себя с другим человеком, способность видеть его ситуацию, чувства и мотивы, а также способность вызвать у себя чувства, которые тот переживает; в упрощенной трактовке -- сочувствие, жалость.

2) Специфика проявления сострадания в младшем школьном возрасте проявляется в том, что сострадание по форме смещается в сторону сопереживания, причем ярко проявляются сострадательные эмоции к животным, меньше к сверстникам и другим людям.

3) При восприятии музыки чувство сострадание развивается через явление катарсиса, который является центральным элементом процесса взаимодействия человека с произведением искусства. У ребенка в процессе восприятия музыкальных образов возникает чувство сопереживания, до которого он в своей обыденной жизни не поднимается. После завершения контакта с музыкальным произведением ребенок возвращается в зону своих эмоций, но уже в какой-то степени обогащенной.

Анализ литературы по теме исследование позволяет сделать вывод о том, что следствием слушанья музыки является рождение новых чувств у учащихся, воспитание соответствующих ценностных ориентиров.

ГЛАВА II. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ В ПРАКТИКЕ ШКОЛЫ

2.1 Определение актуального уровня сформированности сострадания у младших школьников (констатирующий эксперимент)

Для реализации поставленной цели мы определили следующие пути работы:

- разработали структурированную беседу на основе представления ситуаций, которые способствуют возникновению чувства сострадания. Наблюдение за эмоциональным откликом младших школьников на данные ситуации позволить определить уровень развития чувства сострадания.

- применили методику экспресс-диагностики эмпатии Юсупова И.М., адаптировав её для младшего школьного возраста.

Структурированная беседа

При оценке сострадания как индивидуально-психологической характеристики следует учитывать факторы, в наибольшей степени, влияющие на эмоциональную чувствительность и особенности эмоционального реагирования, такие, как пол, возраст, эмоциональный опыт, социальные установки и т.п. Для сострадания характерно то, что оно может возникать и проявляться с большей силой не только по отношению к людям (животным), реально существующим, но и изображенным в художественных произведениях литературы, кино, театра, живописи, скульптуры.

Представленные ситуации позволяют определить, обладает ли респондент способностью откликаться на проблемы другого, идентифицировать себя с ним. Идентификация - важное условие успешной эмпатии. Это умение понять другого на основе сопереживаний, постановки себя на место партнера. В основе идентификации легкость, подвижность и гибкость эмоций, способность к подражанию.

Диагностика сострадания предполагала учета ряда трудностей, встающих перед экспериментатором при изучении этого феномена: предъявляемая ситуация должна быть знакомой и понятной, соответствующей опыту младшего школьника.

Представленные ситуации отражают направления проявление сострадания:

1 - к животным;

2 - к посторонним людям;

3 - к родным;

4 - к друзьям;

5 - к знакомым взрослым;

6- к героям произведений искусства.

Обработка результатов: за каждый ответ а - 1 балл, Б - 2 балла, В - 3 балла. От 14 до 18 баллов - высокая степень проявления сострадания; от 10 - до 13 - средняя, от 6 до 9 - низкая.

Высокий уровень проявления сострадания - хорошо развито умение поставить себя на место другого и прочувствовать ситуацию, умение увидеть неприятное положение, проблему другого, умение проявить эмоциональный отклик - посочувствовать, пожалеть, желание помочь.

Низкий уровень проявления сострадания - респондент не замечает или не хочет замечать тяжелого положения другого, воспринимает проблему как "чужую", не готов к эмоциональному отклику на проблему, нет желания помочь, пожалеть.

Ситуации:

1.Ты возвращаешься домой, а у подъезда маленький щенок или котенок. У него болит лапка, он замёрз и хочет кушать. Он мяукает и жалобно смотрит на тебя. Твои действия:

А) Пройду мимо, это не моя проблема - я этого щенка (котенка) не выбрасывал, у меня дома своя собака.

Б) Впущу его в подъезд, вынесу поесть. Может кто-нибудь подберет.

В) Попытаюсь помочь ему - накормить, согреть, вылечить лапку. Если родители позволят, то оставлю его дома, а если нет, то попытаюсь пристроить его в хорошие руки.

2. Ты гуляешь во дворе, вдруг видишь - маленькая девочка стоит совсем одна и горько плачет. Твои действия:

А) Буду заниматься своими делами, сейчас наверняка подойдет её мама, она лучше успокоит её и разберется, что случилось.

Б) Понаблюдаю немного за ней, если никто не подойдет, то подойду сам (а) и спрошу, что случилось.

В) Сразу же подойду к ней, успокою и помогу решить проблему.

3. Если мама расстроена чем-то, почти не улыбается, вздыхает, думает о своем, ты:

А) Сделаю вид, что не замечаю. Это не моя вина, и поэтому помочь я не смогу.

Б) Спрошу, что случилось. Если она расскажет, пожалею её.

В) Постараюсь различными способами поднять маме настроение, буду вести себя хорошо, чтобы порадовать её.

4. Учитель объявляет оценки за диктант. Ты получил (а) 5, а твой друг (подруга) 2.

А) Очень обрадуюсь, я очень старался. А подруга (друг) виновата сама, это не редкость, нужно готовиться хорошо.

Б) Буду рад за себя, после урока пожалею подругу, выслушаю её огорчения.

В) Это будет не совсем радость, не смогу веселиться, ведь моему другу плохо и дома родители его накажут.

5. Ты пришел в школу и узнал, что ваша учительница очень серьезно заболела. Сегодня уроков не будет. Ты:

А) Обрадуюсь тому, что уроков сегодня не будет можно отдохнуть.

Б) Обрадуюсь, что нет уроков, но расстроюсь, что учительница болеет. Жаль её, а на замену дадут чужую.

В) Расстроюсь за учительницу, поинтересуюсь, что с ней и можно ли нам её навестить.

6. Когда ты смотришь мультик, фильм, читаешь книгу, и с твои любимым героям происходят неприятные события, ему плохо. Ты:

А) Не расстраиваюсь, так как я знаю, что все это выдумка, это не на самом деле.

Б) Переживаю и жду, когда опять все будет хорошо.

В) Очень расстраиваюсь, даже плачу. Не люблю книги, фильмы с грустным финалом.

Методика экспресс-диагностики эмпатии

Эмпатия - эмоциональный отклик человека на переживания других людей, проявляющийся как в сопереживании, так и в сочувствии. При сопереживании эмоциональный отклик идентичен тому, что и как переживает конкретный человек; это возможно лишь при представлении себя на месте переживающего. При сочувствии эмоциональный отклик выражается лишь в участливом отношении к переживающему человеку или страдающему животному. Переживания сочувствующего человека и их проявления могут быть весьма разнообразны.

Эффективность эмпатии снижается, если человек старается избегать личных контактов, считает неуместным проявлять любопытство к другой личности, убедил себя спокойно относиться к переживаниям и проблемам окружающих. Подобные умозрения резко ограничивают диапазон эмоциональной отзывчивости и эмпатического восприятия.

Описание методики

Методика предназначена для изучения уровня развития эмпатии.

Уровень развития эмпатии часто рассматривается в качестве одного из показателей общего уровня морально-нравственного развития человека (как его эмоционального компонента).

Эмпатия (англ. empathy - вчуствование) - эмоциональный отклик человека на переживания других людей, проявляющийся в сопереживании и сочувствии. Это - умение поставить себя на место другого человека и способность к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания других людей.

Сопереживание - это принятие тех чувств, которые испытывает некто другой так, как если бы они были нашими собственными. При сочувствии эмоциональный отклик выражается лишь в участливом отношении к переживающему.

Опросник содержит 6 диагностических шкал эмпатии, выражающих отношение к родителям, животным, старикам, детям, героям художественных произведений, знакомым и незнакомым людям. В опроснике 36 утверждений, по каждому из которых испытуемый должен оценить, в какой мере он с ним согласен или не согласен, используя 6 вариантов ответов: "не знаю", "никогда или нет", "иногда", "часто", "почти всегда", "всегда или да". Каждому варианту ответа соответствует числовое значение: 0, 1, 2, 3, 4, 5.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.