Рефераты. Воспитание как целенаправленный процесс интеграции человеческих ценностей

Воспитание как целенаправленный процесс интеграции человеческих ценностей

2

Томский межвузовский центр дистанционного образования

Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР)

Кафедра автоматизированных систем управления

РЕФЕРАТ

Воспитание как целенаправленный процесс интеграции человеческих ценностей

по дисциплине «Педагогика и психология»

Выполнил

Студент гр.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Актуальность вопроса

2. Образование и ценности

3. Роль педагога в воспитательном процессе

4. Современные подходы в воспитании школьников

5. Стратегическая программа развития системы воспитания в Красноярском крае

Литература

Воспитание как целенаправленный процесс интеграции человеческих ценностей

1. Актуальность вопроса:

В Словаре практического психолога дано такое определение: «Воспитание - деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта; планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентаций, обеспечивающих условия для его развития, подготовки к общественной жизни и труду».

В течение многих лет массовая практика в качестве результата воспитания подразумевала воспроизводство существующих форм жизнедеятельности через формирование внешней стороны - поведения человека в социально значимых ситуациях. Сегодня многие стереотипы, к которым привыкли педагоги, родители, сами дети, оказываются неэффективными. Возникли задачи, которые раньше не входили в круг педагогических ценностей и целей: внутренняя сущность человека, его устремления, право быть самим собой. Неэффективными оказались такие привычные педагогические стереотипы как выделение воспитания из общего образовательного процесса, ограничение его роли и места внеучебными формами взаимодействия учителя и ученика; разделение воспитания на множество видов (нравственное, трудовое и др.). Попытка создать единую цель воспитания, единую модель организации воспитательного процесса также оказалась неэффективной. Сегодня даже среди педагогов бытует мнение, что воспитание - бег на месте, в силу его полного несоответствия уровню социальных перемен. Такое положение дел требует переосмысления самого понятия «воспитание» и создания новых подходов к построению воспитательной работы в школе.

Воспитание, как известно, относится к социально обусловленным процессам. На выбор целей, принципов, содержания и способов организации процесса воспитания существенное влияние оказывает политическая, экономическая, социокультурная ситуация в развитии государства и общества. Так в контексте современной социокультурной ситуации можно выделить следующие проблемы воспитания:

Первая проблема связана с негативным социальным контекстом, размывающим нравственные основания жизни российского общества и его подрастающего поколения. В ситуации стремительного развития геополитических, геоэкономических и геокультурных систем претерпели изменение социальные и бытовые нормы, и население России оказалось в мировоззренческом вакууме. Это разрушило концептуальные основы сложившейся за десятилетия системы воспитания, повлекло за собой резкую смену образа жизни и моделей социального поведения, принятых в обществе. На фоне отсутствия концептуальных оснований произошло ослабление воспитывающей функции школы, разрушение воспитательных систем. Обострение социально-нравственных проблем жизни, как отдельного человека, так и социума в целом, привело к переориентации школы на «чистое» обучение. Нравственные ценности, которые декларировали образовательные институты, были не подкреплены образцами реальных жизненных ситуаций и потому оказалось невостребованными подрастающим поколением. Заявляемые ценности мешают быть успешным в условиях жесточайшей конкуренции и выживания. Более того, в социальном мире произошла жесткая стратификация между людьми честными, порядочными, высоко нравственными и людьми с кланово- социальными потребностями, диктующими массам стратегию либо агрессивного, либо подчиненного поведения через внедрение соответствующих стереотипов поведения СМИ.

Вторая проблема связана с принципиальными изменениями модели и механизма социализации детей и подростков. Механизм социализации не сводится больше к тому, что семья и школа вырабатывают нормы, а молодежь эти нормы присваивает и следует предписанным этими нормами поведению. Сегодня молодежь активно включается в процессы социализации как ее равноправный участник. Она конституирует себя в процессах взаимодействия со своими сверстниками, СМИ и TV, с семьей и школой посредством не-формальных (не-оформленных) способов воспитания. Смысло-порождение, смысло-образование, смысло-оправдание этой жизни и в этой жизни в большей части происходит вне института школы.

Третья проблема связана с необходимостью изменения стереотипов понимания сущности воспитания. В течение долгих лет массовая практика в качестве воспитания подразумевала воспроизводство соответствующих форм социального бытия через формирование внешней стороны жизнедеятельности человека. В ситуации резкой смены образа жизни и социального поведения, принятого в обществе, многие стереотипы, к которым привыкли родители, педагог, дети, оказались неэффективными. Все больше обнаруживается внутренняя сущность человека, его естественные потребности, право быть самим собой, - то, что раньше не входило в круг педагогических целей и ценностей, а развивалось стихийно. В этом контексте возникла потребность вести речь не о формировании набора характеристик должного набора качеств, а о возможности с помощью педагогического влияния обеспечить ребенку человеческий выбор в проблемных ситуациях.

Четвертая проблема вытекает из размытости и неопределенности методологических и концептуальных подходов к воспитанию. Очевидно, что в условиях культурного многообразия не может быть единой теории воспитания и главным становится диалог между разными воспитательными парадигмами. Фактически речь идет о методологическом плюрализме в рамках гуманитарно-системного подхода, который означает, что в поисках модели воспитательной системы педагог может обращаться к различным гуманитарным теориям и концепциям воспитания. Кроме того, необходимо опираться на новые продуктивные идеи, которые можно положить в основание системы воспитания.

Пятая проблема связана с узкой специализацией педагогического работника (в т.ч. и воспитателя, как реализатора «чистой» технологии). При множественности проявлений человека каждого учителя должен интересовать вектор внутреннего развития ребенка. В идеале - это духовность, которая проявляется в разных жизненных ролях - семьянина, труженика и гражданина. Сегодня воспитание - это, прежде всего, работа со смыслами, ценностями, эмоционально-волевой и рефлексивной сферами, что требует профессионального образования.

Известный педагог Владимир Караковский не согласен, что цели образования сегодня диктуют экономика и политика, он считает, чтобы «они вытекали из культуры, частью которой и является образование. Но наша современная культура - это разбитое зеркало. В стране и обществе разрушена система культуры воспроизводства. Борясь со старым, новоявленные реформаторы стали бороться с вечным, с ценностями, «которым нет цены».

2. Образование и ценности

Что такое ценности? Существует два основных понятия:

1) все то, что имеет значимый характер - все результаты и продукты духовной деятельности;

2) духовные образования - идеология, цели, представления о должном, прекрасном

и истинном.

В современной культуре также существует понятие приоритетных, общечеловеческих, высших ценностей - это правда, красота, цель, гармония, активность, уникальность, совершенство, нужность и необходимость, завершенность, справедливость, порядок, простота, богатство, спокойствие, свобода, игра, самодостаточность.

Структуру ценностей можно представить в следующем виде:

Таблица 1

Ценность

Идеал

Совершенный образ, определяющий деятельность человека

Норма

Внутреннее принимаемое обязательство

Принцип

Руководящая идея, основное правило деятельности

Цель

Предвосхищение результата, механизм интеграции действий человека, приводящий их в систему и определяющий направление действий человека

Отношение

Оценивание явления в в системе

Значение

Определение смысла, благодаря которому происходит оценивание

Ценности имеют две формы существования:

1) как идеал, культурно-одобряемый образец, т.е. человек ценности знает и принимает;

2) как «ценностные ориентации» - часть субъективного мира человека, его личное достояние, т.е. ценность прожитая человеком, присвоенная в результате личного опыта, драматических переживаний, значимых отношений.

Формирование ценностных ориентаций - процесс достаточно сложный, имеющий временную протяженность, нелинейный по своей сути. Как минимум он включает в себя следующие этапы:

1. Предъявление ценностей человеку.

2. Осознание личностью ценности.

3. Принятие ценности.

4. Реализация ценностных ориентаций в деятельности, общении и поведении.

5. Закрепление в статусе качества личности.

6. Актуализация в ценностных ситуациях.

Процесс формирования ценностей - внутренний, интимно-личностный процесс ценностного становления человека, путь его личностного самоопределения.

Образование ценностно по самой природе. Взрослые, работающие с детьми, самим фактом сосуществования рядом и вместе с ними транслируют им определенные ценности. Более того, конкретное содержание общения с ними (предметное, ситуативное) уходит, а ценности - остаются и закрепляются в виде внутренних духовных ориентиров воспитанников.

В контексте деятельности школьной психологической службы «ценности» - это система устремлений личности, высший уровень представлений человека об идеалах, смыслах жизни, деятельности и отношений с другими людьми; внутренний источник поведения человека, основание его выборов.

Другое понятие, которое активно используется педагогами - «ценностное поле» - это совокупность ценностей и смыслов, лежащая в основании всей системы жизнедеятельности школы, всех форм взаимоотношений, существующих между субъектами образовательного процесса. Ценностное поле (ценностный контекст образовательной среды школы) формируется за счет нескольких источников:

1) проектируемый ценностный контекст образовательной деятельности взрослых (ценности, вносимые сознательно, на основе некоторых концептуальных представлений);

2) личные ценности участников образовательного процесса;

3) ценности, рождаемые в процессе диалога, совместного развития участников образовательного процесса.

Важно, что ценностное поле школы могут составлять ценности декларируемые и ценности, реально воплощаемые в деятельности и общении взрослыми и детьми. Они могут совпадать, могут быть близки, а могут находиться в значительном разрыве и даже конфликте.

Школа со своими традициями «разумного, доброго, вечного» сегодня многих раздражает. В основе воспитания всегда лежал процесс ориентации на нравственные ценности общества. В последнее же время произошел рост резкого социального расслоения общества, небывалой разнородности нашего общества, когда преобладают сословные ценности, связанные с выживанием, с личным благополучием. Социально значимые ценности отошли на дальний план, стали преобладать эгоистические тенденции.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.