Рефераты. Воспитание как сфера общественной деятельности

p align="left">Воспитание важнейший фактор прогресса связанный с отношением человека к культуре в широком смысле этого слова, предполагает единство образования и нравственного воспитания. Это определяет цель воспитания независимо от особенностей общества, органически включить личность в культуру . От их взаимодействия зависит поведение, поиск возможностей реализаций стремлений, цели, ведущие к совершенствованию и к общественному прогрессу. Дж.Дьюи говорил:” воспитание служит восстановлению и продолжению социальной жизни”11 Дж.Дьюи. Введение в философию воспитания. - М.1921.С.7

.

Человек может просто приспособиться к культуре не задумываясь над ее характером. В подобном случае человек становится винтиком системы, неспособным к творческому поиску и достижений своих целей. Воспитание по Дж.Дьюи это осмысленное отношение к культуре, осуществляющее адаптацию человека к социальной системе, выжить в ней ”поскольку жить - постоянный процесс приспособления биологически и социальны”. В процессе адаптации в человеке вырабатывается навыки наиболее благоприятного взаимодействия с социальной средой. Воспитание признано формировать сознательное отношение человека к культуре на основании системы ценностей, включающей принципы поведения. Для реализации цели воспитания необходимо развитие интеллекта, предполагающее определенный уровень знаний. Эту функцию выполняет система образования. Воспитание направлено на формирование интеллигентного человека, обладающего определенными знаниями, способностью и стремлением к познанию. Познавательная способность, по мнению американского психолога Кольберга, является важным условием морального роста личности. Для сознательного морального выбора необходимы: пытливость ума, информированность, профессионализм.

Чем образованнее человек , тем он более способен к анализу событий и менее подвержен догматизму в мышлении. И задача воспитания не только научить разбираться в политике, экономике, и в других проблемах, но и в том, чтобы сформировать интеллектуальные ресурсы общества .

Бертран Рассел в своем произведении “Воспитание и хорошая жизнь” говорил “ Воспитание в собственном смысле этого слова есть воспитание внутренней, т.е. моральной свободы личности, которая обнаруживается в характере ее поступков, в моральных качествах, характеризующие ее как подлинную личность. Возможность человека выразить, заложенное в человеческой природе, стремление к свободе - служит решающим условием развития социальной инициативы личности, самогенерации ее гражданской активности. Это предпосылка формирования прежде всего независимой равноправной личности, способной сознательно оценивать действующие в обществе нормы. Таким образом, воспитание есть процесс индивидуального , прежде всего интеллектуального роста человека и развития общественной инициативы. От того, каким является характер воздействия системы воспитания на личность, зависит, будет ли личность свободной, сознательно осуществляющей свой моральный политический выбор, или будет играть роль винтика, действующего в рамках предписанных обществом норм.»11 Шварцман К.А. Коновалова Л.В. Крутова О.Н. Воспитание: новые подходы к вечной теме. М.Луч.1993.С.53

Дж.Дьюи связывает свободное развитие личности с ее умением осуществлять контроль над своими поступками. Только в этом случае можно говорить о свободной активной личности. Воспитание свободной личности требует развития навыков и умение видеть моральный смысл событий и ответственность за последствия. Развитие моральных навыков, предполагает воспитание таких моральных качеств, как справедливость, заинтересованность одного человека в другом, в обществе, забота об из интересах, толерантность. Существует непрерывная связь воспитания с общественной деятельностью, ее политикой. Воспитание формирует определений тип личности, воздействующий на общественную жизнь, а она зависит от характера общественной системы. Спор - какая должна быть система, является и спором каким должно быть общество, чтобы воспитывать полноценную личность. Реальный смысл системы воспитания, ее структура отражают характер общественного строя, различные ее стороны: состояние образования, технологии, степень информированности членов общества, как изменяется социальная структура. Признавая непрерывную связь между системой воспитания и характером общественного строя, приходим к выводу, что изменение системы воспитания невозможно без соответствующих перемен в экономике, политике и других сферах общественной жизни.

Индивидуальное и общественное воспитание.

Для более полного представления о возможностях воспитания очень важно включить в анализ вопросы: что такое человек, что представляет собой его сущность, каким образом она присваивается человеком в виде общей диспозиции его личности? Это дает возможность проследить превращение ценностных установок личности /в том числе и нравственных/ в его поведении и уже под этим углом зрения посмотреть на проблему воспитания человека. Любая попытка осуществить подобный анализ без обращения к сегодняшним условиям развития общества, его материальной и духовной культуры, невозможна. Социальные отношения в обществе складываются из действий реальных личностей, само по себе изучение определенных общественных отношений людей является вместе с тем изучением реальных личностей. Любой вид общественных отношений может быть связан с некоторой субъективностью в оценке людей их объективных условий существования, общественных связей. Когда в исследовании проблем воспитания личности обращаются к сущности человека, то имеют ввиду, такие объективные общественные отношения которые не только определяют структуру и сущность данной формации, но и формируют определенный тип личности. Способы влияния общественных отношений могут быть весьма разнообразными. Это и общественное сознание, и “предметно-вещный мир”, и быт, и нравы и многое другое. Но, являясь составной частью сложной общественной системы, человек не превращается в пассивный продукт социума, а выступает как активный субъект, обладающий свободой и самостоятельностью в своем развитии и деятельности.

Анализ сущности человека имеет важное значение, особенно для практического решения проблем воспитания личности. Необходимо обозначить, при этом, основные характеристики жизни реального человека, его ориентации, потребности, интересы. Долгое время в познании человека такому подходу не способствовала чрезмерная абсолютизация роли общественных отношений, и это имело определенные последствия. Во-первых, не срабатывал закон диалектики, во-вторых, всепоглощающая гиперболизация общественных отношений делала второстепенными понятия что и произошло с теоретической моделью человека. Создавшееся положение стало зеркальным отражением происходящих в обществе процессов. Материальная и духовная деятельность вместо выполнения своего прямого назначения, связанного с творческим обновлением общественных отношений и самого человека, превратилось в средство тиражирования наличных обстоятельств, стереотипов поведения и мышления людей. В итоге невостребованный творческий потенциал личностей, ее сущность осталась неразвитой.

Естественно, не следует бросаться в крайность, принижая роль общественных отношений. Речь идет о том, что гипертрофирование их роли является тормозом в теории и практике воспитания человека, призванного совершенствовать существующий строй, ориентированного на деятельное самоутверждение и активное использование своих способностей. В этой связи проанализируем с точки зрения воздействий на общественные отношения побудительных сил личности. Это возможно, позволит преодолеть методологию объективизма, возведенную в абсолют практикой “застоя”, и возвести общественные условия в качестве исходного условия реализации индивидуальных возможностей личности не только в собственных интересах, но и в интересах всего общества а также, преодолеть несостоятельность и односторонность идеи воспитания как целенаправленной деятельности воспитателей.

Ситуация складывается так, что быстро меняющиеся общественные процессы требуют более углубленных разработок, связанных с действием реальных индивидов. При этом необходимо, чтобы изучались связи индивидуального и общественного, так как, индивидуальное это неповторимое а общественное имеет типичную форму. Еще бытует такое представление об индивидуальном и общественном начале в жизни человека когда индивидуальное ассоциируется только с субъективным. Конечно же в индивидуальной жизни человека присутствует немало общих моментов, характерных и для других индивидов, в которых воплощается характер общественных отношений. В анализе важно глубокое знание индивидуальной жизнедеятельности людей, их действительных свойств и качеств. Можно сказать, что познание человека - есть конкретизация понятия сущности.

Анализируя сущность человека как совокупность общественных отношений, нельзя вдаваться в крайности, иначе, акцентируя внимание на условиях существования личности, специфике конкретно-исторической эпохи обществ можно упустить особенности внутреннего духовного мира личности, ее жизнедеятельности, так как невозможно такой глобальной оценкой объяснить проявление отдельных индивидуальных особенностей. И наоборот, оторванность в рассмотрении сущности личности, ее духовных свойств от окружающего социального мира по известным уже причинам не даст должного результата. Чтобы уловить диалектическое взаимодействие указанных сторон, важно найти “точку их соприкосновения”, т.е. выделить такой аспект в развитии человека, при котором наиболее полно и реально проявилось диалектическое единство объективного и субъективного. Это должно быть такое “качество”, которое может выступать не только важнейшим условием формирования и становления личности, но и одновременно можно делать ее активным, действующим началом общественной системы. По всем параметрам в таком качестве может выступать общественная деятельность, посредством которой человек включается в систему объективных общественных отношений.

Очень важно отметить, что любая общественная деятельность может выступать как предметная деятельность, как процесс воплощения сущностных сил человека в предметах. Она как бы содержит в себе два противоположных момента: “распредмечивание”, в котором происходит усвоение индивидом социального опыта. И “опредмечивание” как, проявление его созидательных творческих сил, в результате чего обогащается социальный опыт.

Будучи включенной в процесс исполнения и развития обществ, личность выполняет в ней определенные социальные роли, проявляя свою сущность в деятельных связях с обществом, имеющих всегда конкретно-исторический характер. Именно в деятельности личности осуществляется переход общественного в индивидуальное и тем самым создается конкретное единство внутреннего и внешнего. Механизм этого перехода не очень сложен. Личность так или иначе выполняет определенные общественные функции, которые необходимы для функционирования и развития общественной системы. Вопрос заключается лишь в том какова при этом степень ее социальной активности. Ведь дело не только в наличии определенной позиции и ценностных установок личности, но и в том, насколько характер существующих общественных отношений стимулирует активное, творческое выполнение возложенных на нее социальных функций. А это определяет конечный результат: будет ли сформирована действительно созидающая личность, или просто безликий индивид, которым удобно манипулировать. И когда в обществе проявляется несоответствие между социальными функциями, объективным содержанием деятельности и субъективными установками личности, ждать всплеска ее социальной активности не приходится. Скорее всего произойдет процесс нивелировки личности, который, по мере назревания различного рада конфликтов, может привести к обострению отношений и ее отчуждению от социальных задач и действий данного общества. Более того, если проявление творческой активности не реализовано в социальной действительности, то человек как бы “замыкается в себе”, постепенно утрачивая инициативность, самостоятельность в выборе и принятии решений, а общество становиться для него чуждым. Чувство апатии способно охватить практически все стороны поведения человека /включая общение/, порождая в результате пассивный негативизм, который может постепенно укорениться в характере действий людей, и в их отношении к делам , к окружающим людям.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.