Иначе выглядит система методов воспитательного воз-действия, методов тактического плана. Исходным для об-наружения данной системы служит отношение ребенка к окружающей действительности в его реальное проявлении, становлении и развитии. Педагог, воздействуя на отноше-ние, корректирует, инициирует отношение, придает фор-мам его культурные контуры.
Поэтому в педагогическом арсенале три основных ме-тода воспитательного воздействия: метод убеждения, метод упражнения, метод оценки. Разумеется, названия условны, к ним относиться следует как к педагогическим терминам, скрывающим особый профессиональный смысл, и нельзя толковать их прямо, соответственно их лексическому зна-чению.
a. суждение педагога;
b. аргументация педагога;
c. мнение, высказанное педагогом, сообщение о лич-ном отношении и самочувствии;
d. сообщение об общепринятом в культуре;
e. раскрытие внутреннего скрытого смысла проис-шедшего, отношенческого смысла;
f. диалог педагога с детьми;
g. дискуссия, спонтанно либо специально организуе-мая педагогом;
h. обмен впечатлениями по восприятию художествен-ного образа,
i. совет, рекомендация педагога по поводу жизненной коллизии.
Метод упражнения- это такого рода воздей-ствие, которое обеспечивает реальные практические дей-ствия ребенка, воплощающие его внутреннее отношение, которое как бы материализует отношение, делая его види-мым для другого.
В поступке соединяется внутреннее и внешнее отно-шение, но, чтобы совершить поступок, ребенок должен владеть внешней формой.
Метод упражнения содействует такому оснащению поведенческими умениями. Он реали-зуется следующим образом: Педагогика / Под ред. И.П.Пидкасистого. - М., 1996.
a. примером педагога;
b. просьбой что-либо сделать, направленной в адрес ребенка;
c. просьбой что-либо переделать, изменив характер действия;
d. показом - инструкцией, вплетенной в контекст со-вместной деятельности;
e. специальным тренингом, отрабатывающим поведен-ческие навыки;
f. игрой с этико-психологическими правилами;
g. традиционным оформлением некоторых правил по-ведения;
Метод педагогической оценки имеет две разновидности: открытой педагогической оценки и скрытой пе-дагогической оценки. К открытой следует прибегать редко, лишь в случае, когда воспитанник полностью отдает себе от-чет в содеянном. Скрытая педагогическая оценка - наиболее эффективна, так как, рассчитанная на субъективную само-стоятельность, она интенсивно развивает эту самостоятель-ность. Подласый И.П. Педагогика. - П., 1996.
Наказание организуется аналогично, у него те же ви-ды, меняется лишь оценочный вектор. Перечислим анало-гичные виды: неодобрение, замечание, лишение удо-вольствий, выговор, исключение из системы общения ли-бо из группы.
Методы воспитательного воздействия разрабатывает такая научная дисциплина, как педагогическая технология. Реализация этих методов осуществляет тончайшее психологическое прикосновение к личности, потому нуждается в особом педагогическом искусстве.
Групповая форма организации воспитания в школе получи-ла название коллективной. Еще недавно она отражала приня-тую в нашем обществе концепцию К. Маркса и Ф. Энгельса, согласно которой «...только в коллективе индивид получает средства, дающие ему возможность всестороннего развития своих задатков и, следовательно, только в коллективе возмож-на личная свобода. Воспитание в духе коллективизма стало ведущим принципом педагогики, форми-рование коллектива - целью воспитательной работы. Средст-вом и формой достижения этой цели также провозглашался коллектив.
Утверждение ведущей роли коллектива в формировании личности стало одним из главных отличий социалистической системы воспитания от зарубежных систем. То, что отечествен-ная школа первой в мире отказалась от ориентации на лич-ность, поставив в центр воспитательной деятельности коллек-тив, объявлялось большим преимуществом и крупным шагом вперед в развитии теории и практики воспитания.Коллектив стал центром приложения воспитательных усилий, его форми-рование - главной задачей отечественной школы. Новые цели потребовали теоретического осмысления, разработки больших и малых проблем. На их решение направили свои усилия А.С. Макаренко, Н.К. Крупская, В.А. Сухомлинский, многие другие видные педагоги. Подласый И.П. Педагогика. - П., 1996.
Широкомасштабная воспитательная деятельность дала не-значительные плоды, благородные замыслы не осуществились. За многие десятилетия коллективистского воспитания наша школа мало продвинулась в формировании человека нового типа. О чем это свидетельствует - о слабости идеи или неуме-нии воплотить ее в жизнь? Сегодня, когда осмыслено про-шлое, ясно, что попытки переделать индивидуальную природу человека оказались прямолинейными и упрощенными.
Отсю-да - выводы: нельзя доводить дело воспитания до абсурда, культивируя только коллективизм и ущемляя при этом разви-тие индивидуальности.
Гармония личного и коллективного в наибольшей сте-пени соответствует зрелым представлениям о воспитании.
Но особенно отчетливо они проявля-ются лишь при коллективной организации.
Группа формально сотрудничающих людей может обходиться без этих качеств, коллектив без них теряет свои преимущества
В коллективе, обладающем всеми перечисленными призна-ками, формируется иная система отношений к труду, к людям, к своим личным и общественным обязанностям. В дружном, сплоченном коллективе система отношений определяется ра-зумным сочетанием личных и общественных интересов, умени-ем подчинять личное общественному. Такая система формиру-ет ясную и уверенную позицию каждого члена коллектива, знающего свои обязанности, преодолевающего субъективные и объективные препятствия.
1. органичная часть более сложного объединения - вос-питательного коллектива, включающего помимо детского и коллектив педагогов-воспитателей;
2. относительно автономная система, которой свойствен-ны процессы саморегуляции, самоорганизации, самоуправ-
3. скоординированное единство двух структур: официаль-ной, складывающейся под влиянием взрослых, определяю-щих его организационное строение и деятельность, а также неофициальной, складывающейся в значительной степени в процессе межличностного общения;
4. субъект деятельности по реализации единых обще-ственно значимых целей;
5. носитель общего интегративного свойства - его поля, характеризующего коллектив как целостное образование, отличное от суммы составляющих его индивидов и входящих в него микро-групп, и проявляющегося в общественном мнении коллекти-ва, в его эмоциональных реакциях и ценностных ориентаци-ях, в нормах и традициях, определяющих поведение его членов;
6. субъект воспитания по отношению к личности каждого из входящих в него членов.
При этом ученический коллектив рассматривается как система динамическая, развитие которой детерминировано изменениями во внутреннем мире воспитанников, измене-ниями в жизни общества в целом, в непосредственно окру-жающей коллектив среде, в характере педагогического руко-водства деятельностью коллектива. Движет процесс разви-тия коллектива, как везде и всюду, борьба противоречий, возникающих между перспективами, достигнутыми и плани-руемыми, между интересами коллектива и отдельных чле-нов, между потребностями учеников и возможностями их удовлетворения в коллективе.
Воспитание принадлежит к социальным явлениям и выступает в роли одного из факторов жизни и развития общества. С точки зрения социальной, воспитание - это целенаправленная подготовка молодого поколения к жизни в данном и будущем обществе, осуществляемая через специаль-но создаваемые государственные и общественные структуры, контролируемая и корректируемая обществом. Например, создание сети учебных заведений составляет одно из про-явлений воспитания как социального явления.
Всем доступно наблюдать, как упражняет в хищнических навыках кошка своих детены-шей, хотя при сегодняшнем положении кошек в домах она, вероятно, сама не поймала ни одной мышки. Воспита-ние в мире животных - это только начатки будущего человеческого воспитания, основание пирамиды, которое вы-страивало человечество на протяжении истории своего су-ществования, все более осознавая великую роль усилий старших, направленных в адрес младших, вступающих в жизнь, и все более наделяя эти направленные усилия целью. Но и эти начатки обнаруживаются в человеческом существовании, достаточно проследить за поведением мо-лодых женщин по отношению к малышам: всем им свой-ственна в тот или иной мере забота о маленьком ребенке.
Последнее, а именно предельно короткие сроки вхож-дения ребенка в контекст культуры породили воспитание как профессиональное явление - то, что организуется профессионалами-педагогами в специальных воспитатель-ных учреждениях, наделенными обществом профессио-нальными полномочиями и несущими профессиональную ответственность перед обществом.
Воспитание - это целенаправленная содержательная про-фессиональная деятельность педагога, содействующая макси-мальному развитию личности ребенка, вхождению ребенка в контекст современной культуры, становлению его как субъекта и стратега собственной жизни, достойной Человека.
1. Новикова Л.И., Сидоркин А.М. Воспитательная система. //Российская педагогическая энциклопедия, Т. 1 . - М., 1993.
2. Подласый И.П. Педагогика. - П., 1996.
3. Педагогика / Под ред. И.П.Пидкасистого. - М., 1996.
Страницы: 1, 2