Рефераты. Воспитание культуры здорового образа жизни

p align="left">В образовательной системе обучения дисциплина «Физическая культура» является обязательной и неразрывно связанной с другими дисциплинами, частью обучения и воспитания молодежи. В этом процессе используются различные методы, формы и средства физической культуры для достижения единой цели -- формирования личности высокопрофессионального специалиста.

При выполнении упражнений, приемов и действий необходимо помнить, что они осуществляются в точном соответствии с описанием, по распоряжению руководителя занятий и под непосредственным его контролем. Соблюдение спортивной формы одежды, нормативов, этики способствует воспитанию у студентов дисциплинированности, чувства собственного достоинства, гордости за свой коллектив.

Моральное удовлетворение приносят те занятия и соревнования по физической культуре, на которых студенты достигают запланированных результатов за счет проведения систематических тренировок и честной борьбы с соперником.

На занятиях по физической культуре необходимо создавать такие условия, чтобы обучаемые проявляли инициативу, поверили в свои силы и способности. Корректное устранение ошибок при выполнении упражнений снимает у студентов робость и неуверенность, порождает желание достичь высоких результатов. Использование специальных упражнений непосредственно в течение учебного дня во время коротких перерывов предотвращает их отрицательное воздействие, снимает эмоциональное напряжение, устраняет застойные явления в организме. В сочетании с мероприятиями гигиенического характера специальные упражнения повышают работоспособность и служат профессиональному долголетию. Интенсивная учеба связана с большими нервно-психическими напряжениями, поэтому она требует определенного уровня физической подготовленности студентов. При помощи средств и методов физической культуры происходит развитие личной инициативы и самостоятельности. При подготовке к зачетам, экзаменам часто наблюдается дефицит времени, который не дает многим студентам активно заниматься физическими упражнениями. Полезны упражнения в утренние часы. Регулярное проведение утренней физической зарядки способствует профилактике заболеваний, закаливанию и снятию стрессовых напряжений.

Содержание, характер, условия обучения и подготовки студентов к профессиональной деятельности имеют свои особенности, что определяет специальную направленность их физического обучения и воспитания. Под специальной направленностью понимается подбор и применение таких средств, методов и форм, которые в наилучшей степени обеспечивают решение как общих, так и частных задач. В современных условиях вопросы специальной направленности физического обучения и воспитания приобретают большое теоретическое и практическое значение.

Одна из важных задач преподавателей физического воспитания -- заинтересовать каждого обучаемого выполнять физические упражнения. При этом многое зависит от квалификации и опыта преподавателя, материально-технической и учебно-спортивной базы, оснащенности мест занятий инвентарем, оборудованием и санитарно-гигиенических условий.

Коллектив учебной группы составляет, как правило, одна возрастная категория. В ходе обучения учитываются специфические особенности каждого, отрабатываются различные упражнения, приемы и действия, которые могут выполняться даже без спортивного инвентаря и оборудования. Чем выше уровень подготовленности студентов, тем разнообразнее и сложнее средства и методы физической культуры.

Факторы, определяющие специальную направленность обучения, тесно связаны с содержанием и характером учебно-воспитательного процесса и между собой. Важнейшая обязанность каждого преподавателя -- всесторонне анализировать и учитывать эти факторы в процессе физического воспитания студентов.

В системе проверки и оценки физической подготовленности студентов имеются широкие возможности для отражения специальных задач. Например, на зачеты и экзамены выносятся упражнения и нормативы, установленные по годам обучения и способствующие объективной оценке физической подготовленности юношей и девушек.

Специальная направленность -- характерная черта физического обучения и воспитания, позволяющая оптимально использовать все имеющиеся средства и методы для повышения работоспособности, следовательно, успеваемости студентов. Поэтому для успешной профессиональной деятельности преподавателя необходимо придерживаться следующих направлений: вести учет основных факторов, определяющих специальную направленность учебно-воспитательного процесса; отслеживать их влияние на физическое и психологическое состояние обучаемых; использовать наиболее эффективные средства и методы физического обучения и воспитания.

Подготовка молодежи к профессиональной деятельности и поведению в экстремальных ситуациях, которые являются элементом профессии -- одна из важнейших задач системы физического воспитания. Методически правильное использование средств физической культуры и спорта укрепляет здоровье человека, повышает его работоспособность и производительность труда, способствует профилактике профессиональных заболеваний и травматизма. Именно этим целям должна служить профессионально-прикладная физическая подготовка студенческой молодежи, являющаяся составной частью всесторонней физической подготовки будущих специалистов к длительному и плодотворному труду в народном хозяйстве.[4.с.48]

Глава 2 Опыт работы Волжского Филиала МАДИ по формированию у студентов здорового образа жизни

2.1 Цели и задачи воспитательной работы

Воспитательный процесс в Филиале рассматривается как неотъемлемая часть профессионального и личностного составления будущих специалистов автомобильно - дорожной отрасли и осуществляется непрерывно как в ходе учебной работы, так и во внеурочное время.

Основная цель воспитательной работы, это:

- воспитание гражданина новой России - личности высоконравственной, духовно развитой и физически здоровой, способной к профессиональной деятельности и моральной ответственности за принимаемые решения;

- формирование у студентов нравственных, духовных и культурных ценностей, этических норм и общепринятых правил поведения в обществе;

- совершенствование условий для творческой самореализации личности и для проведения досуга студентов во внеурочное время;

- создание полноценной социально - педагогической воспитывающей среды.

В соответствии с поставленной целью определены следующие основные задачи воспитательной деятельности:

- формирование гражданского и патриотического сознания студентов, организация работы совета по патриотическому воспитанию;

- изучение проблем студенчества и организация психологической поддержки, консультативной помощи;

- сохранение и приумножение культурных ценностей и традиций Филиала, МАДИ(ГТУ), Республики и России в целом;

- проведение научно - просветительских, физкультурно - спортивных и культурно - массовых мероприятий, организация досуга студентов;

- информационное обеспечение студентов, создание студенческой газеты Волжского филиала МАДИ (ГТУ);

- формирование навыков здорового образа жизни , проведение профилактических мероприятий, направленных на предотвращение асоциального поведения студентов (профилактика правонарушений, наркомании, ВИЧ - инфекции, СПИД, табакокурения, алкоголизма и т.д.);

- организация и проведение мероприятий среди студенческой молодежи по запрету курения в помещениях и на территории Филиала;

- проведение рейдов боевой студенческой дружины (БСД) совместно со службой безопасности (СБ) Волжского филиала МАДИ (ГТУ) по недопущению воровства и хищения имущества;

- развитие органов студенческого самоуправления, организация обучения студенческого актива;

- развитие института кураторства.

2.2 Здоровый образ жизни в программе воспитания студентов Волжского филиала МАДИ

Воспитание здорового образа жизни в вузе проводится на протяжении всего периода обучения студентов и осуществляется в многообразных формах, которые взаимосвязаны, дополняют друг друга и представляют собой единый процесс физического воспитания студентов.

Учебные занятия являются основной формой физического воспитания. Они планируются в учебных планах по всем специальностям, и их проведение обеспечивается преподавателями кафедр физического воспитания.

Массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия направлены на широкое привлечение студенческой молодёжи к регулярным занятиям физической культурой и спортом, на укрепление здоровья, совершенствование физической и спортивной подготовленности студентов. Они организуются в свободное от учебных занятий время, в выходные и праздничные дни, в оздоровительно-спортивных лагерях, во время учебных практик, лагерных сборов, в студенческих строительных отрядах. Эти мероприятия проводятся спортивным клубом вуза на основе широкой инициативы и самодеятельности студентов, при методическом руководстве кафедры физического воспитания.

Работы по профилактике антисоциальных явлений и формированию здорового образа жизни:

- разработка программы по профилактике табакокурения среди студенческой молодежи;

- организация встреч студентов с представителями правоохранительных органов, УФСН по ЧР и лечебно-профилактических организаций ЧР, экскурсии в наркодиспансер;

- участие студентов в Республиканском месячнике «Молодежь за здоровый образ жизни» (конкурс стенгазет, конференция «Молодежь против наркотиков», встречи с представителями лечебно-профилактических учреждений, экскурсия с студентами в ГУЗ «Наркологический диспансер», спортивные мероприятия среди студенческих групп и факультетов, выставка научно-публицистической литературы)

- проведение лекций на темы: «О вреде алкоголизма», «О профилактике кишечных инфекций», «Оказание первой доврачебной помощи при травмах, ранениях, отравлениях»;

- проведение лекций на темы: «О вредных привычках», «О здоровом образе жизни», «Профилактика венерических заболеваний»;

- проведение межфакультетского фестиваля конкурса «Скажи наркотикам: «НЕТ»;

- выпуск информационного материала (плакаты, бюллетени) о здоровом образе жизни;

- участие в конкурсе плакатов «Твой разумный выбор» совместно с Калининской администрацией г. Чебоксары;

- Организация экскурсий первокурсников в УФ СНК по ЧР.

Организация работы социально-психологической службы:

- разработка программы «Образование и здоровье» по следующим направлениям (диагностическое, коррекционно-профилактическое, консультативное, образовательно-методическое);

- разработка рекомендаций по формированию здорового образа жизни студентов с учетом их индивидуальных склонностей и психофизических особенностей;

- проведение тренингов на повышение психической устойчивости студентов в период сессий;

- разработка методического материала и рекомендаций для выявления лиц, имеющих социальную патологию(злоупотребляющих алкоголем, табакокурением, наркотикам);

Спортивно массовая работа:

- участие во «Всероссийском дне бега-Кросс нации»;

- проведение спартакиады среди учебных групп, факультетов Волжского филиала МАДИ (ГТУ) по различным видам спорта;

- привлечение студентов к участию в универсиаде среди ВУЗов г.Чебоксары;

- участие в традиционной л/а эстафете на призы газеты «Советская Чувашия»;

- участие в открытом чемпионате г.Чебоксары по в/борьбе среди мужчин;

- проведение соревнований по лыжным гонкам среди факультетов;

- участие в чемпионате города Чебоксары по волейболу среди мужских и женских команд;

- участие в соревнованиях по мини-футболу «Футбол-игра народная»;

- участие в чемпионате России СБЛ по баскетболу среди женщин;

- проведение спортивно-оздоровительных мероприятий в рамках акции «Лыжня зовет»;

- организация спортивно-массовых мероприятий в рамках месячника оборонно- массовой и спортивной работы;

- проведение соревнований среди факультетов по «пейнт болу»;

- спартакиада среди вузов Поволжья по футболу;

- участие студентов Филиала в месячнике по оборонно- массовой работе по плану города и района;

Немаловажную роль в здоровом образе жизни играет патриотическое воспитание, в нашем вузе на такую тематику проводятся следующие мероприятия:

- оформление стенда «Наши традиции»

- организация участия студентов в осенних и весенних экологических субботниках

- организация экскурсии в с. Шоршелы

- участие в месячнике оборонно-массовой работы(встреча с представителями ГВК, в\ч г.Чебоксары и т.д.)

- организация встреч студентов с участниками ВОВ

- участие студентов в возложении цветов к Вечному огню

- организация участия в конкурсе плакатов «Салют Победы»

- встреча с представителями-ветеранами дорожно-транспортного комплекса

- участие в праздничном концерте, посвященном Дню Республики и т. п.[5]

Правильно продуманная система воспитания здорового образа в студенческой жизни будет способствовать как оздоровлению подрастающих поколений, так и комплексному подходу в осуществлении идейно-нравственного, трудового и эстетического воспитания.

2.3 Студенты о культуре здорового образа жизни

Исследование о культуре здорового образа жизни студентов проводилось с группой УП-18,28. Исследование проводилось в виде опроса.

В опрос были включены следующие вопросы:

- По- вашему, что такое здоровый образ жизни?

- Какие мероприятия проводятся в филиале по формированию культуры ЗОЖ?

- Как часто вы участвуете на таких мероприятиях?

- Считаете ли вы их эффективными?

В общем количестве было опрошено 20 студентов. Из которых 15 девушек и 5 юношей. Были получены следующие результаты:

Для всех опрошенных ЗОЖ - это когда человек отказывается от вредных привычек (т.е. не курит, не употребляет алкоголь и т.п.) и активно занимается спортом.

Многие из опрошенных знают, какие мероприятия проводятся в филиале по формированию здорового образа жизни. Ими были перечислены: выпуск стенгазет, плакатов, организация разных спортивных мероприятий (футбол, волейбол, баскетбол, соревнования по армрестлингу, по гиревому спорту, лыжные гонки, веселые старты, кросс нации, лыжня России и т. д.), встречи с представителями правоохранительных органов, Студ Весна, Мисс-МАДИ и т. п.

Многие студенты ответили, что они редко принимают участие в мероприятиях проводимых в вузе, а некоторые ответили, что не могу в них участвовать по состоянию здоровья.

Многие сказали, что мероприятия проводимые в нашем филиале являются эффективными, а некоторые даже считают, что они помогают адаптироваться в институте. И лишь единицы ответили, что мероприятия не эффективны.

По результатам опроса можно сделать следующие выводы, что все мероприятия, которые проводятся в нашем филиале являются эффективными и играют огромную роль в воспитании культуры здорового образа жизни.

Так же все мероприятия, которые проводятся в вузе помогают многим студентам приобщится к студенческой жизни и для многих студенческая жизнь становится яркой и незабываемой.

Заключение

На сегодняшний день практически каждый человек, живущий в странах хоть какого - либо технического прогресса, имеет массу дел и обязанностей. Порою ему не хватает времени даже на свои дела. В результате, с горою мелочных технических проблем человек просто забывает главные истины и цели, запутывается. Забывает о своем здоровье. Он не спит по ночам, не ходит в походы, не бегает по утрам, ездит на машине (по улицам с опасным составом воздуха) , не ходит пешком, кушает с книгой. А спроси у него: “Что же такое здоровье?” Да ничего он вам на это не ответит. Забудет он про этот вопрос. А вспомнит вас (задавшего этот вопрос) только где-нибудь в кардио - или онкодиспансере. Но, скорее всего, будет поздно… И начнет он рассказывать вам то же самое, что было изложено выше… Но вот вопрос: нужны ли ему теперь все его материальные ценности? Наверное нет… Так вот, давайте еще раз продумаем свои жизненные задачи и цели, выделив тем самым время для укрепления своего здоровья.

Таким образом, в общественном сознании прочно утверждается мнение, что здоровый образ жизни общества в целом и каждого человека в отдельности представляет собою базовое условие формирования и осуществления здорового образа жизни , который, в свою очередь,- не только основа хорошего самочувствия и бодрого настроения, но и путь к оздоровлению нации, к решению многих социальных проблем современной России.

Утверждение здорового образа жизни - важная общегосударственная задача. Всеми силами способствовать ее решению - долг всех людей, каждого жителя нашей страны.

Список использованной литературы

1. Воложин А.И., Субботин Ю.К., Чикин С.Я. «Путь к здоровью». Москва.,1987.

2. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. - М., 1985г.

3. Виноградов Д.А. Физическая культура и здоровый образ жизни. - М, 1990г.

4. Абаскалова Н.П. Теория и практика формирования здорового образа жизни учащихся и студентов в системе «школа--вуз». - Барнаул, 2000г. - 48с.

5.План воспитательной работы Волжского филиала МАДИ (ГТУ) на 2009-2010 учебный год.

6. Белов В.И. Энциклопедия здоровья. Молодость до ста лет. 2-е изд. - М., 1994. - 400 с.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.