Рефераты. Воспитание прекрасного у учащихся начальной школы через внеклассную работу по курсу "Мы и окружающий мир"

p align="left">-Критика и обида несовместна.

Подведение итогов.

Сегодня мы разобрались, как нужно реагировать на критику и похвалу. На комплемент, как и на справедливую критику, нужно всегда отвечать благодарностью. Если вас критикуют, то вы не должны воспринимать как личный упрек. Если вы сможете объективно оценивать себя и свои поступки, то и окружающие будут поступать так же по отношению к вам.

Внеклассная работа по обществознанию решает различные задачи:

- обогащает школьников новыми фактами, понятиями, отражающими различные стороны жизни общества;

- усиливает интерес к данному предмету;

- создает условия для развивающего познавательного досуга детей;

- включает в реальные , социально - значимые отношения;

- способствует неформальному межличностному общению;

- открывает возможности для самореализации детей.

Для успешной реализации внеклассной работы важно представить основные ее черты:

- добровольное участие школьников в работе и мотивации;

- выбор содержания и форм занятий;

- общественно полезная деятельность школьников;

- формы внеклассной работы младших школьников;

- групповая форма работы;

- коллективные формы работы.

Внеклассная работа несет выраженную воспитательную и социально - педагогическую направленность.

Эта работа тесно связана с продолжением урока, раздвигает его рамки во времени и пространстве. Внеклассная работа по обществознанию может быть определена как деятельность учащихся, которая осуществляется на основе добровольного участия и самостоятельности, направляется учителями, содействует углублению знаний школьников в области обществознания, развитию их разносторонних интересов и способностей, формированию нравственных и эстетических качеств личности.

2.2 Произведения детской литературы и искусства как средство эстетического воспитания школьников

Эстетическое воспитание при общении с литературой есть прежде всего воспитание творческого читателя, развитие литературно-творческих способностей школьников.

У младших школьников сохраняется отличающая детей образность восприятия действительности, живость воображения. Главная задача литературно - творческого развития детей младшего школьного возраста: развивая характерное для младших школьников воображение, делать его в то же время более содержательным оснащенным знаниями закономерностей окружающего мира.

В младших классах при проведении внеклассных мероприятий по обществознанию можно использовать словесное рисование. («Как бы ты нарисовал этого героя? Какой рисунок ты хотел бы сделать к этому рассказу?»)

Рисуя словами, школьник упражняет воображение, развивает речь и чувство стиля.

Младшие школьники сравнивают иллюстрации разных художников к одному произведению. Им по силам сравнивать разных героев.

Начиная с младшего возраста школьники охотно выполняют несложное упражнение, развивающее внимание к деталям художественного текста: рассказ или отрывок из повести читается вслух, затем ребятам показывается иллюстрация, а они должны указать то место, к какому относится эта иллюстрация.

Увлекает младших школьников упражнение: учитель читает рассказ не до конца, а учащиеся конец должны написать сами. Затем придуманный школьниками конец сравнивают с тем, который предлагает автор, затем выясняются приимущества авторского варианта. Упражнение развивает внимание к деталям произведения и к логике авторской мысли. Под руководством педагога младшие школьники выполняют не только литературно - творческие задания, углубляющие восприятие прочитанного, но и упражнения, рассчитанные на творческое освоение окружающей действительности, т. е. под непосредственным жизненным впечатлением.

Младшие школьники могут рассказать случаи из своей жизни, описать лето, проведенное в лагере, рассказать о своей собаке или кошке, о младшем братишке или сестренке. Младшие школьники охотно сочиняют сказки, в которых причудливо переплетаются волшебство из старинных сказок, современная фантастика и бытовая повседневная реальность.

Младший школьный возраст - это период наиболее благоприятный для развития речи ребёнка, его творчества, фантазии, познавательной и физической активности. Мыслительный процесс у ребенка тогда наиболее активен, когда он сопровождается чувством радости, открытия нового, неизвестного.

Начинающий читатель испытывает радость когда он открывает для себя, читая произведения что-то новое. Самое обычное слово может вызвать смех и слезы, в него можно играть, оно может содержать разный смысл, в нём заключена музыка. Нужно только помочь ребёнку открыть для себя эту радость.

Научиться грамотно читать - это ещё не значит воспринять художественное произведение во всем его богатстве.

Если ребенок почерпнет мало слов в детстве, то он будет мало знать всю жизнь. Наша задача дать детям как можно больше слов, воображения и способности высказывать свои мысли. Слова - это мысли, это духовный фонд. Причем художественное воспитание не ограничивается лишь полноценным восприятием прочитанного. Книга должна вызвать желание самому стать творцом в любом виде деятельности. А творец, художник должен обладать, кроме научных знаний, развитым воображением, способностью интуиции.

Читатель проникается мыслью о величии человека - творца через эмоциональные переживания героя, через отношение автора к рассказанному, изображенному, к тому, что он любит и отвергает.

Силу чувств писатель передает с помощью слова. Значит, в основе первоначального эстетического освоения произведение лежит слово, которым читатель должен уметь наслаждаться, чувствовать его оттенки, интонацию, точность.

Как нельзя воспринять музыку, не слыша звука, а картину, не чувствуя цвета, так, не обладая чувством слова, ребёнок не сможет по - настоящему получить эстетическое наслаждение от художественного произведения. Он воспримет содержание, научится прямолинейно понимать нравоучения, но оно так и останется пустым нравоучением, не прикоснувшись ни к одному из его чувств. Отсутствие языковой культуры губительно сказывается на всем развитии человека, в том числе интеллектуальном. Об этом говорили все великие писатели и педагоги прошлого и настоящего.

Раскрытие силы слова - одна из задач учителя. Постепенно, во время чтения и беседы, игры, постижения образной речи и развития фантазии, учитель подарит ребенку будущее, тот «духовный фонд» который является неотъемлемой частью творческого человека.

Сам ребенок, естественно, не может определить, что лучше ему почитать. Он не знает, какие есть книги, - их великое множество.

Поэтому необходимо в списке рекомендованных книг указать лучшие, которые ребенок обязательно должен прочитать.

Использование произведений искусства предполагает формирование в каждом человеке действительно человеческих потребностей, так и непримитивную борьбу с тем, что эти потребности извращает, а человека калечит, уродует.

Воспроизводя жизнь в художественно-образной форме, искусство создает иллюзию действительности, отражает жизнь в наиболее существенных её проявлениях с целью осмысления этой жизни и вохдействия на жизнь. Искусство не требует признания его произведений за действительность, но искусство - это замечательный способ познать действительность и особым образом воздействовать на неё, формируя тем самым в человеке личность, пробуждая в каждом человеке художника. Искусство раскрывает человеческие взаимоотношения с такой стороны, которая недоступна ни физику, ни биологу, ни историку. Искусство дополняет наши знания о человеке, помогает высветить его сущность с разных сторон.

Не случайно многие выдающиеся, да и не только выдающиеся, ученые не мыслят свою жизнь без общения с искусством, без постоянного соприкосновения с художественными ценностями, являются тонкими ценителями и знатоками поэзии, театра, музыки, балета и т.д., сами занимаются художественным творчеством в качестве любителей или даже поднимаясь до высот профессионализма. Но дело даже не в том, играл или не играл тот или иной ученый, предположим, А. Эйнштейн, на скрипке, писал он пейзажи или не писал. Дело в том, что регулярное воздействие поэзии, живописи и музыки, как считал Ч. Дарвин, необычайно благотворно, а утрата высших эстетических вкусов достойна сожаления, она не только равносильна утрате счастья, но вредно отражается на умственных способностях и нравственных качествах.

Серьёзно увлекался живописью Д. И. Менделеев.

Расширяются границы самого искусства.

Семья искусств приняла ряд его новых видов, сложившихся в xx веке - художественную фотографию, кино, радиоискусство, телевидение.

Как осуществляет свою воспитательную функцию искусство? В чем особенность его нравственного воздействия? В том, что искусство воспитывает без дидактики и нравоучений. Оно увлекает, доставляет эстетическое наслаждение, заставляет восхищаться красотой и тем самым постепенно, незаметно влияет на человека, меняет его жизненные установки, формирует мир чувств и убеждений. Оно способно вдохновлять и на подвиги, внушить стремление сопротивляться негативным обстоятельствам жизни, выпрямить человека, как выпрямила «Венера Милосская» забытого, уставшего от жизни учителя. Тяпушкина в христаматийно известном рассказе Глеба Успенского. Конечно, писатель мог выдумать своего героя. Именно такого Тяпушкина могло и не быть в действительности. И, скорее всего, не было. Искусство не копирует действительность, оно - «не отображающее зеркало, а увеличительное стекло», - писал Вл. Маяковский.

Советский воин - освободитель (скульптура Вучетича в берлинском Трептов- парке) держит в руке меч. Хотя этого оружия не было на вооружении Советской Армии. Во всех этих и им подобных случаях внешне правдоподобное создатель нарушается во имя усиления нравственного и эстетического воздействия искусства, ради достижения большей художественной правды.

Показывая положительное, высоконравственное начало как прекрасное, эстетически привлекательное, а отрицательное, безнравственное как безобразное, эстетически отталкивающее, искусство учит умению находить подлинную красоту, отличать её от красивости. Это великолепно проявляется в фольклоре - поэтическом и музыкальном, в народных сказках, где простоватый и понукаемый братьями, но самоотверженный и добрый Иванушка - дурачек в глазах полюбившей его красной девицы превращается в прекрасного принца, а безответная трудолюбивая замарашка Золушка внезапно расцветает несказанной красотой. Это замечательно показывает и мировая художественная литература, формируя истинно человеческое понимание красоты как красоты духовной, моральной, а не только телесной.

Воспевая красоту нравственного подвига, утверждая моральные нормы, искусство использует особые, только ему присущие средства и приемы. Оно приводит в движение огромные и неизрасходованные в повседневной жизни эмоциональные ресурсы человека, возбуждает, потрясает его, все за чем наступает душевное просветвление , очищение.

Таким образом, неотъемлемым звеном в системе эстетического воспитания являются искусство и литература. Без них задачи эстетического воспитания не могут быть решены во всей полноте. Это обусловлено спецификой искусства как особой формы отражения и познания действительности, как особой формы художественного отражения и познания действительности, как особой формы освоения прекрасного в действительности. Каждое искусство располагает своими особыми средствами освоения действительности. Знакомство с различными его видами расширяет познавательные возможности человека, его возможности освоения прекрасного. Искусство раскрывает эстетическую сторону различных явлений жизни. А это позволяет воспитать эстетическое отношение к этим явлениям, расширить круг эстетических впечатлений человека, обогащать его нравственные и эстетические идеалы. Под воздействием искусства у человека развивается способность эстетической оценки художественных произведений. А это в свою очередь пробуждает творческую активность, вызывает стремление самому посильно вносить красоту в жизнь.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.