Рефераты. Возможности использования активных форм и методов во внеклассной работе со школьниками

p align="center">Сколько бед и забот - О, Спаси, Аллах!

Не очень плохо играть в КВН,

Гораздо хуже проигрывать всем.

Наш соперник умён,

Но умнее мы -

Но с другой стороны, при таких делах -

О, жюри, не губи! О, Спаси, Аллах!!!

Таким же образом проходят выступления и других команд.

1-й ведущий предлагает проверить домашние задания: оценить вывешенные стенные химические газеты каждой команды.

2-й ведущий в это время приглашает команды для конкурса команд. Каждая команда задаёт по три вопроса. На обдумывание 30 секунд. Во время обдумывания играет магнитофон с записями популярной музыки. Специально выделенный ученик по часам засекает время и выключает магнитофон.

2-й ведущий: команды будут задавать вопросы следующим образом: команда А - команде Б, команда Б - команде В, команда В - команде А.

Вопросы были следующие:

1. Каким образом можно удалить накипь с чайника?

2. От какого газа можно засмеяться?

3. Где на Земле существует гигантский аппарат для перегонки воды, из каких частей он состоит?

4. Како самый тяжёлый благородный газ? Почему эти газы называются благородными (инертными)?

5. Почему свечи гаснут в атмосфере углекислого газ?

6. Какой известный русский композитор был известным химиком?

7. Какой щелочной металл является радиоактивным?

1-й ведущий: пока жюри подводит итоги конкурса команд приглашает на сцену членов комитета для демонстрирования занимательного опыта.

Присутствующим болельщикам предлагается объяснить этот опыт и объявляется, что за правильный ответ соответствующей команде будут начислены очки.

Опыт I. «Несгораемый платок»

Платок, смоченный водой, смачивают ацетоном и поджигают. Платок горит, но не сгорает.

2-й ведущий просит зрителей объяснить увиденное. Правильного объяснения не поступило и ведущий даёт объяснение сам. Жюри объявляет итоги прошедших конкурсов и результаты вывешиваются на стенд.

1-й ведущий: а теперь конкурс лаборантов. Приглашаем от каждой команды по одному человеку. Задача состоит в том, чтобы собрать прибор для получения кислорода методом вытеснения воды при разложении оксида ртути. Время - 2 минуты.

Заранее на сцене устанавливаются столы. Из отведённого места, где собраны лотки с необходимым оборудованием, эти лотки ставятся на столы. В лотке находятся: штатив, лапка, две пробирки, S-образная стеклянная трубка с пробкой, кристаллизатор, горелка. Сам опыт не проводится, так как оксид ртути - запрещённый для школы реактив, собирается только прибор.

2-й ведущий предлагает, пока жюри обсуждает результаты конкурса лаборантов, посмотреть по одному номеру художественной самодеятельности от каждой команды.

1-й ведущий приглашает на конкурс: «Подумай и отгадай» от каждой команды по 2 человека. Им необходимо отгадать в чайнворде как можно больше слов за три минуты. Каждой команде даётся большой плакат с нарисованным чайнвордом и заданием к нему.

Чайнворд

Чайнворд 1.

1. Разложение веществ на составные части при прохождении через его раствор электрического тока (электролиз).

2. Драгоценный металл (золото).

3. Молочно-голубоватый минерал (опал).

4. Элемент III группы (лантан).

5. Инертный газ (неон).

6. Латинской название азота (нитрогениум).

7. Металл, повышающий прочность, жаростойкость стали (молибден).

8. Элемент группы лантана (неодим).

9. Мельчайшая частица вещества, сохраняющая его химические свойства (молекула).

10. Латинской название серебра (аргентум).

11. Автор периодического закона (Менделеев).

Чайнворд 2.

1. Мельчайшая химически неделимая частица (атом).

2. Мельчайшая частица вещества, сохраняющая его химические свойства.

3. Инертный газ (аргон).

4. Лёгкий и мягкий металл (натрий).

5. Галоген (йод).

6. Французский химик, однофамилец известного писателя в той стране (Дюма).

7. Минерал, используемый для производства удобрений (апатит).

8. Элемент IV группы (титан).

9. Благородный газ (неон).

10. Элемент группы лантана (неодим).

11. Русский химик (Менделеев).

Чайнворд 3.

1. Мельчайшая химически неделимая частица (атом).

2. Великий русский химик (Менделеев).

3. Элемент, входящий в состав органического вещества (водород).

4. Минерал карбонатного состава (доломит).

5. Элемент, названный в честь земли (теллур).

6. Радиоактивный инертный газ (радон).

7. Применяемый для наполнения рекламных трубок газ (неон).

8. Радиоактивный элемент группы лантана (неодим).

9. Элемент 7 группы, применяемый для производства ударопрочной стали ( марганец).

10. Металл, используемый для предохранения железа от коррозии (цинк).

11. Щелочной металл (калий).

В то время, как решается чайнворд, 1-й ведущий предлагает посмотреть ещё один занимательный опыт.

Опыт 2. «Дым без огня».

Стеклянную банку заранее смачивают небольшим количеством концентрированной соляной кислоты, а крышку этой же банки смачивают раствором аммиака. Накрывают банку крышкой, и банка заполняется белым дымом.

Как и в предыдущем случае, болельщики дают объяснение увиденному.

1-й ведущий объявляет конкурс исследователей.

На сцену вызываются от каждой команды по два человека. Задача состоит в том, чтобы разделить с помощью предложенных веществ данные в пробирке смеси и объяснить принцип разделения.

Время - 2 минуты.

Каждой команде даётся лоток, на котором находятся: магнит, стакан с водой, лист фильтровальной бумаги и пробирка с одной из следующих смесей:

1. сера + железо;

2. сера + песок;

3. железо + песок.

1-й ведущий предоставляет слово жюри, которое объявляет итоги предыдущих конкурсов.

После окончания конкурса исследователей вновь продолжается конкурс художественной самодеятельности.

2-й ведущий объявляет заключительный конкурс - конкурс капитанов. Каждый капитан задаёт по три вопроса. Время на обдумывание 30 секунд.

Были заданы такие вопросы:

1. Какие элементы периодической системы названы в честь планет солнечной системы?

2. Почему атомная масса элементов в периодической таблице указана в дробных числах?

3. Как Ломоносов называл молекулу?

4. Какие отклонения в периодической системе вы знаете? В чём их причина?

5. В честь какого одного города названо 4 химических элемента?

1-й ведущий снова предлагает, пока жюри будет подводить окончательные итоги КВН посмотреть несколько занимательных опытов.

Опыт 3. «Огненная метель»

В бутыль ёмкостью 3-10 л, заранее смоченную 25%-ным раствором аммиака, вносят ложечку с накалённым над пламенем горелки оксидом хрома (III) и сбрасывают его. Образуется целый сноп искр, которые кружатся внутри бутыли как метель. В темноте эффект усиливается.

Опыт 4. «Самовозгорание спиртовки»

В тигель насыпается несколько крупинок перманганата калия и прибавляется одна капля концентрированной серной кислоты (осторожно). Стеклянную палочку вносят в тигель, а затем подносят к фитилю спиртовки. Фитиль загорается.

Опыт 5. «Вулкан на столе»

Накалённую металлическую или стеклянную палочку вносят в дихромат аммония, горкой насыпанный на асбестовой сетке, укреплённой на кольце штатива или уложенной на песок. Реакция экзотермическая, протекает бурно, вместе с азотом вылетают раскалённые частицы оксида хрома (III). Если погасить свет, то создаётся впечатление извергающегося вулкана, из кратера которого выливаются раскалённые массы.

Жюри подводит окончательные итоги КВН и объявляет победителей. Им вручаются почётные грамоты, лучших участников отмечают призами.

Время проведения КВН - 1,5 часа.

Место проведения - актовый зал школы.

После окончания вечера зал убирают заранее назначенные ученики.

Оборудование и реактивы

1. Стенд или доска с названиями команд, на котором вывешивались результаты конкурсов.

2. Магнитофон с записью популярной музыки.

3. Столы.

4. Специальный стол для размещения оборудования.

5. Стол для жюри.

6. Плакаты с нарисованными чайнвордами.

7. Штативы.

8. Лотки.

9. Лапки.

10. Пробирки.

11. S-образная стеклянная трубка с пробкой.

12. Кристаллизатор.

13. Горелки.

14. Стакан с водой.

15. Фильтровальная бумага.

16. Магниты.

17. Металлическая ложечка для нагревания веществ.

18. Железный лист для демонстрации опытов.

19. Сухая чистая стеклянная банка с крышкой.

20. Бутыль на 3 - 10 л.

21. Тигель.

22. Спиртовка.

23. Ацетон.

24. Водный раствор аммиака (концентрированный).

25. Смеси: сера + железо; сера + песок; песок + железо.

26. Оксид хрома (III).

27. Перманганат калия.

28. Концентрированные кислоты: серная и соляная.

29. Дихромат аммония.

30. Посуда для слив химических реактивов.

31. Почётные грамоты для награждения команд, призы победителям.

32. Спички.

2.2. Анализ результатов

Проведённая внеклассная работа по химии с использованием активных форм и методов позволила углубить и расширить знания учащихся по важнейшим разделам химии; повысить прочность знаний, умений и навыков учащихся на основе их самостоятельной работе; повысить их познавательный интерес, развить творческое отношение к работе. Результаты определялись согласно школьному журналу и отзыву классного руководителя.

Выводы

В результате проделанной работы можно сделать следующие выводы:

1. Осуществлён информационный поиск и анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования.

2. Проведён теоретический анализ состояния проблемы внеклассной работы по химии.

3. Изучен практический опыт использования активных форм и методов внеклассной работы учителей химии.

5. Осуществлёна экспериментальная проверка эффективности форм и методов внеклассной работы по химии.

Заключение

Внеурочная работа по химии является наиболее подвижной формой обучения и воспитания учащихся, содержание и методика, которой определяется учителем и учащимися в зависимости от их интересов, опыта и возможностей учителя, производственного окружения школы. Внеурочные занятия с их разнообразием форм и методов создают для становления творческой личности благоприятные условия, позволяя не только ответить на возникающие у учащихся вопросы, но существенно конкретизировать и расширить их знания как в области химической науки, так в отношении научно - технических задач, ознакомления с профессиями и специальностями, связанными с химией и ее приложениями. Тем самым внеурочная работа по химии способствует решению проблемы профессиональной ориентации молодежи.

Используемая литература:

1. Верзилин Н.М. Проблемы методики преподавания. - М.: Просвещение, 1983.-142с.

2. Панчешникова Л.М. Методическое пособие для вузов. - М.: Просвещение, 1976.-187с.

3. Никишов А.М. Организация воспитания школьников. - М.: Просвещение, 1995.-58с.

4. Ланина И.Я. Развитие интереса школьника к предмету. - М.: Просвещение, 2001.-24с.

5. Усова А.В. Об организации обучения школьников. - М.: Просвещение, 1989.-67с.

6. Кузнецов В.И. Принципы активной педагогики. - М.: Академия, 2001.-95с.

7. Щуркова Н. Е. Педагогическая технология. - Педагогическое общество России, 2005.- 160с.

8. Внеклассная работ по химии: методические разработки. - М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1981.

9. Внеклассная работа по химии: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1976.

10. Родин А.А. Массовые формы внеклассной работы в школе. - М.: АПН РСФСР, 1961.- 183с.

11. Байкова В.М. Химия после уроков. В помощь школе. - Петрозаводск,

«Карелия», 1974.- 175с.

12. Гольдфельд М.Г. Внеклассная работа по химии. - М.: Просвещение,1976.-191с.

13. Наврусейко Н., Дебалтовская В. Химические викторины. - Минск, «Народная застава», 1972.

14. Гроссе Э., Вайсмантель Х. Химия для любознательных. Л.: Химия, 1978.

15. Конарев Б.А. Любознательным о химии. - М.: Химия, 1978.

16. Левашов В. Занимательная химия. - М.: Просвещение,1991.

17. Плетнер Ю., Полосин В. Практикум по методике обучения химии. - М.: Просещение 1971.

18. Популярная библиотека химических элементов. тт. 1-4. - М.: Наука, 1977.

19. Алексинский В. Занимательные опыты по химии. - М.: Просвещение, 1980.

20. Сомин Л. Увлекательная химия. - М.: Просвещение,1978.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.