Рефераты. Взаимодействие с животными как фактор формирования гуманности у дошкольников

ри чтении книги ребенок видит перед собой определенную картину, конкретную ситуацию, образ, переживает описываемые события, и чем сильнее его переживания, тем богаче его чувства и представления о действительности. Правило морали приобретает в художественном произведении живое содержание. Восприятие искусства является для ребенка своеобразной формой познания объективной действительности. Ребенок как бы входит внутрь событий художественного произведения, становится как бы их участником [10].

Через художественную литературу педагог должен учить детей доброте, вызывать сочувствие, желание помочь, радоваться и получать удовольствие от возможности оказать помощь животному, которое в неё нуждается. В связи с этим педагог должен обратить особое внимание на отбор произведений, методику чтения и проведения бесед по художественным произведениям с целью формирования у детей гуманных чувств и этических представлений, на перенос этих представлений в жизнь и деятельность детей (насколько отражаются чувства детей, пробуждаемые искусством, в их деятельности, в их общении с окружающими людьми).

Отбирая литературу для детей, нужно помнить, что моральное, нравственное воздействие литературного произведения на ребенка зависит прежде всего от его художественной ценности.

Еще в 40-е годы XIX в. В. Г. Белинский предъявлял два основных требования к детской литературе: этическое и эстетическое. Говоря об этической направленности детской литературы, он резко выступал против назойливого морализирования. Художественное произведение должно затрагивать душу ребенка, чтобы у него появилось сопереживание, сочувствие герою [7.].

Решая задачи воспитания детей средствами искусства, необходимо обратиться к классической русской и переводной литературе, к советской литературе и поэзии. Прежде всего это произведения А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, С. Т. Аксакова, П. Ершова, Н. А. Некрасова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. А. Блока, С. А. Есенина, из переводных авторов -- Ч. Диккенса, Р. Киплинга, Ш. Перро, братьев Гримм, Г.-Х. Андерсена, Э. Сентон-Томсон произведения советских писателей: М. Горького, В. Маяковского, С. Маршака, К. Чуковского, А. Барто, С. Михалкова и др.

Определенные трудности у педагогов вызывает не только отбор художественных произведений, но и проведение этической беседы о прочитанном, проведение которой просто необходимо.

Художественное произведение, безусловно, способствует развитию чувств и представлений детей. Но в отличие от взрослого читателя, имеющего большой жизненный опыт, ребенок далеко не всегда может увидеть главное в содержании книги, дать ей правильную оценку -- книга открывает перед ним много неизвестного, и ему сложно самому разобраться во всем. Отсюда и бесконечные вопросы детей: "Почему утенка называли все гадким?", "Гадкий утенок правда был гадкий?", и т. п. Иногда на вопросы детей трудно ответить сразу, нужно сначала подумать, что отвечать.

Готовясь к беседе, педагог должен продумать вопросы, которые он задаст ребенку в связи с прочитанной книгой. Если беседа о книге будет состоять из бездумных вопросов, назиданий и поучений, она только запутает ребенка: назидания и нотации снизят то эмоциональное состояние, ту радость, которую получил ребенок от хорошей книги. Нецелесообразно ставить перед детьми слишком много вопросов, так как это мешает им осознать главную идею художественного произведения, снижает впечатление от прочитанного.

Когда речь идет о развитии нравственного сознания детей, воспитании гуманных чувств, ставятся вопросы, пробуждающие у ребят интерес к поступкам, мотивам поведения героев, их внутреннему миру, их переживаниям. Вопросы эти должны помочь ребенку разобраться в образе, высказать свое отношение к нему (если оценка образа сложна, предлагаются дополнительные вопросы, облегчающие эту задачу); они должны помочь воспитателю понять душевное состояние ребенка во время чтения; выявить способность детей сравнивать и обобщать прочитанное; стимулировать дискуссию среди детей в связи с прочитанным.

Дискуссия во многом способствует активизации чувств у детей, развивает их самостоятельное мышление. Ребенку предлагается утвердить или опровергнуть мнение сверстника. Для дискуссий отбираются художественные произведения, в которых есть конфликтные ситуации. Помогая детям формулировать вопросы в связи с прочитанным, педагог может обратиться к ним так: "О чем бы вы меня хотели спросить, прослушав этот рассказ?" При этом он должен прислушаться к вопросам детей, чтобы понять, что их волнует, чего они не понимают, в каком направлении развиваются их чувства, представления.

Чувства ребенка необходимо укреплять, развивать. Для этого воспитатель подбирает близкие по содержанию художественные произведения, например рассказ В. Осеевой "Почему?" и аналогичный ему по содержанию рассказ Н. Носова "Карасик". В обоих рассказах описываются тяжелые душевные переживания мальчиков, связанные с тем, что по их вине в одном случае собака, в другом -- котенок должны понести незаслуженное наказание, и с тем, что они обманули мам. На занятии целесообразно беседовать сразу о двух произведениях, формируя у детей сравнительную оценку образов, поступков героев. Постепенно ребенок научится сравнивать не только поступки литературных героев, но и свои, а также поступки сверстников.

Таким образом, беседы с детьми нужно строить так, чтобы этическое представление приобрело для ребенка определенное, яркое, живое содержание. Тогда и чувства его развиваются более интенсивно. Именно поэтому необходимы разговоры с детьми о состоянии, переживаниях героев, о характере их поступков, о совести, о сложности различных ситуаций.

Представления, полученные детьми из художественных произведений, переносятся в их жизненный опыт постепенно, систематически. Но, к сожалению, взрослые нередко вообще забывают о связи литературы с жизнью детей, о том, когда необходимо сосредоточить внимание детей на этой связи [8].

Для всестороннего развития чувств следует включать детей в различную деятельность, связанную с художественной литературой. Например, дети создают свои рисунки по мотивам сказок, рассказов, организуют выставки: "Моя любимая книга", "Сказки А. С. Пушкина", "Книги о труде", "К. И. Чуковский" и др. Воспитатели подбирают диафильмы к произведениям, уже знакомым детям. В кино и театре ребята смотрят картины, спектакли по мотивам литературных произведений. Взрослые должны способствовать развитию детских игр по мотивам рассказов и сказок. Особенно вдохновенно действуют дети, когда самостоятельно разыгрывают роли, как настоящие актеры принимают участие в концертах.

Итак, воспитание гуманных чувств необходимо рассматривать в тесной взаимосвязи с общим эмоциональным развитием ребенка. Эмоциональное отношение детей к окружающему является косвенным показателем становления их чувств. Художественная литература в сильной степени способствует возникновению у детей именно эмоционального отношения к описываемым событиям, природе, героям, персонажам литературных произведений, к окружающим их людям, к действительности.[2,6]

4. Ознакомление с животными на участке детского сада

В каждом детском саду есть участок, на котором дети проводят значительную часть времени, особенно в теплое время года. Участок -- это место для игр, прогулок, занятий, наблюдений за растениями и животными в течение всего года.

В ясные солнечные летние дни ребята замечают, что цветник детского сада приглянулся пчелам. То одна пчела, то другая садится на цветок, улетает куда-то, а затем появляется вновь. Уместно здесь рассказать о пользе этих насекомых: упорно и долго собирает пчела цветочный нектар, несет его в соты, где и образуется мед. Говорит педагог и о целебных свойствах пчелиного яда. В дополнение к рассказу можно совершить экскурсию на пчельник. По возможности следует показать детям соты, предложить попробовать мед липовый и цветочный.

Знания о птицах дети получают также на прогулке, во время систематических наблюдений за птицами у кормушки. Под руководством воспитателя они отмечают самые характерные, немногие признаки внешнего вида и повадок птиц, сравнивают контрастных птиц, узнают их названия. Малыши видят, что старшие дети и воспитатель систематически подкармливают птиц, заботятся о них (особенно в зимнее время, когда для птиц мало корма), это укрепляет положительное отношение детей к живым существам и вызывает желание самим заботиться о них, а так же создает представление о необходимости оказания помощи животным в трудное для них время.[5,6]

5. Наблюдения на экскурсиях

Экскурсия -- один из видов занятий по ознакомлению детей с природой. Во время экскурсии ребенок может в естественной обстановке наблюдать явления природы, сезонные изменения, увидеть, как люди преобразуют природу в соответствии с требованиями жизни и как природа служит им.

Преимущества экскурсий-занятий и в том, что здесь дети имеют возможность видеть растения и животных в среде их обитания. Экскурсия помогает формировать у ребят первичные мировоззренческие представления о взаимосвязях, существующих в природе, материалистическое миропонимание.

Экскурсии в лес, в поле, на берега рек и озер привлекают внимание детей, предоставляют возможность под руководством воспитателя собирать разнообразный материал для последующих наблюдений и работы в группе, в уголке природы. На экскурсии у детей развиваются наблюдательность, интерес к изучению природы.

Они приучаются всматриваться в предмет и подмечать его характерные особенности. Красота природы вызывает у ребят глубокие переживания, неизгладимые впечатления, способствует развитию эстетических чувств. На этой основе формируется любовь к родной природе, бережное отношение к ней, любовь к Родине.

По содержанию экскурсии условно делят на два вида: природоведческие -- в парк, в лес, на реку, на луг и т. д., а также в зоопарк, ботанический сад (они проводятся в разные сезоны); экскурсии на сельскохозяйственные объекты -- в поле, на птицефабрику, в сад, огород и т. д. в целях ознакомления с трудом взрослых

Воспитатель, планируя экскурсию, точно определяет тему и цель экскурсии, конкретизирует программное содержание, намечает объект экскурсии. Важно выбрать дорогу до места, которая не была бы утомительной, не отвлекала детей от намеченной цели. Определяя место экскурсии, надо учитывать физические возможности детей (пешеходные экскурсии для маленьких детей допустимы только на близкое расстояние), а также сезон, особенности дороги, состояние погоды. Заранее побывав на месте будущей экскурсии, воспитатель уточняет маршрут, находит нужные объекты. После этого намечает последовательность наблюдений, содержание и объем тех знаний, которые должны получить дети о данном круге явлений; устанавливает, где они могут самостоятельно вести наблюдение и отдыхать. Чтобы экскурсия была интересной, воспитатель заранее подбирает стихи, загадки, пословицы, которые затем использует в работе.

За несколько дней до экскурсии воспитатель проводит с детьми небольшую беседу, с тем чтобы вызвать у них интерес к предстоящему занятию, оживить впечатления и представления, которые могут быть полезными в ходе экскурсии, сообщает ее цель. Дети должны знать, куда пойдут, зачем, что увидят, что нужно собрать.

При подготовке к экскурсии нужно обратить внимание на одежду детей. Они должны одеваться с учетом погоды и сезона. Хорошо привлечь детей к подготовке вместе с воспитателем экскурсионного снаряжения и оборудования для размещения собранного материала к уголке природы и на участке детского сада. Эта работа повышает их интерес к предстоящему занятию.

Количество изучаемых на экскурсии объектов и явлений должно быть небольшим (для младших групп Ї 1Ї2, для средней Ї 2Ї3, для старших Ї 3Ї4). На экскурсии не всегда легко организовать детей для наблюдения. Часто слушают воспитателя только некоторые из них, а остальные смотрят по сторонам.

Внимание маленьких детей (2Ї4 лет) можно привлечь, как уже указывалось, приближением к ним наблюдаемого объекта и соединением их восприятий с радостными переживаниями. Так, например, обращаясь к ребенку, воспитатель может сказать: "Послушай, как для тебя птички поют". "А для меня поют?"Їсейчас же спрашивают другие дети. "Послушайте хорошенько,Ї говорит воспитатель,Ї если услышите, значит, и для вас поют". Дети прислушиваются и с радостью сообщают: "И для меня поют" (из опыта воспитателя Е. П. Хромовских, Ленинград). Можно использовать игровые приемы: как скачет лягушка, как прыгает воробей". Чтобы воспроизвести движение, ребенок должен понаблюдать за животными.

В средней и старшей группах основным приемом привлечения внимания детей служат вопросы воспитателя о наблюдаемом объекте. Ответы детей воспитатель сопровождает пояснениями. Продуманность вопросов и пояснений имеет очень большое значение, Учитывая чрезвычайную активность дошкольников, следует избегать многословия. Говорить нужно только о том, что дети непосредственно воспринимают. При организации наблюдений воспитатель должен учитывать неустойчивость внимания у некоторых детей и ставить их ближе к себе, чаще обращаться к ним с вопросами. В процессе наблюдений у детей часто возникают вопросы. Отвечать следует только на те, которые связаны с непосредственными восприятиями. Например, воспитатель подводит детей к дереву для наблюдения за дятлом. Они сразу же задают вопросы: "Что делает дятел? Он портит дерево? Он вредный? Где его детки? Где его гнездо?" Воспитатель поясняет, что своим клювом дятел отыскивает на дереве жуков и ест их; жуки портят кору, поэтому дятел Ї полезная птица. Затем предлагает рассмотреть, какой клюв у дятла, как он стучит по дереву, как сидит птица, упираясь хвостом в дерево, какого цвета голова, хвост и спина. О гнезде же дятла и его птенцах обещает рассказать в другой раз. Вовремя экскурсии воспитатель ставит вопросы так, чтобы дети, наблюдая явления, сопоставляли их и делали некоторые самостоятельные выводы.

Ребята неоднократно наблюдали, как. муравей усердно тащит личинку, гусеницу. Этот момент наблюдения целесообразно использовать, рассказывая об огромной пользе муравьев: они съедают очень много вредных личинок. Если бы в лесу не было муравейников, то лес очень быстро погиб бы от насекомых, которые питаются листьями и плодами деревьев. Муравьи Ї прилежные работники, целый день они трудятся, разыскивая и перетаскивая в муравейник личинки и гусениц разных вредных насекомых.

Такой небольшой рассказ подводит ребят к правильному ответу на вопрос: "Полезны ли муравьи? Как нужно относиться к муравейникам?" Дети приходят к выводу: "Надо, чтобы в лесу было много муравейников".

Знания, полученные на экскурсии, расширяются и закрепляются на занятиях, в играх, в наблюдениях в уголке природы за принесенными объектами. Сразу же после возвращения с экскурсии собранный материал необходимо разместить в уголке природы (растения поставить в вазы, цветочные горшки; животных поместить в аквариум, террариум, садки), за растениями и животными организовать наблюдения.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.