Рефераты. Взаимодействие учителя и воспитателя в организации познавательной деятельности младших школьников в режиме продленного дня

акой бы ни была группа продленного дня, одновозрастной или разновозрастной, с детьми здесь работают два педагога. Классный учитель проводит все уроки по расписанию. Воспитатель в группе продленного дня организует питание детей, выполнение ими домашних заданий, прогулки, игры.

Самоподготовка.

Особая организационная форма работы младших школьников в режиме продленного дня - самоподготовка. В обычном школьном режиме урок как основная форма обучения дополняется домашней учебной работой, где и организуется собственно самостоятельная познавательная деятельность учащихся. Но все дело в том, что в условиях домашней работы эта самая познавательная самостоятельность формируется у младших школьников весьма стихийно. Маленький ученик оказывается один на один с домашним заданием, должен сам планировать его по времени, сам себя побуждать к деятельности, контролировать. Осознание ответственности за домашнюю работу - сложное психологическое и нравственное состояние для младшего школьника.

В режиме продленного дня определяется специальное время для самостоятельной учебной деятельности детей, которая организуется под руководством педагога.

Самоподготовка органически связана с уроками по соответствующим предметам: основными образовательными, развивающими и воспитательными целями, с содержанием, элементами методики умственного труда. Но, к сожалению, и внешне, организационно, самоподготовка бавает похожа на ситуацию урока.

Как и всякая форма образовательного процесса, самоподготовка призвана выполнять несколько функций:

Образовательную (систематизация и закрепление знаний учащихся);

Развивающую (развитие познавательных сил учащихся: их внимания, памяти, мышления, речи);

Воспитательную (воспитание устойчивых мотивов учебной деятельности, навыков культуры умственного труда, самоорганизации и самоконтроля, целого ряда значимых качеств личности: честности, трудолюбия, ответственности, самостоятельности и др.)

Начало самоподготовки определяет организационный момент. Это прежде всего подготовка детьми рабочего места к занятию: размещение необходимых книг, тетрадей, письменных принадлежностей в порядке на рабочем столе, выдача словарей, пособий, проветривание помещений.

На самоподготовке можно с успехом реализовать самые главные условия приучения детей к порядку:

Как всякое приучение, оно должно быть систематическим, а самоподготовка, как известно, происходит каждый день;

Действия детей по наведению порядка на столе или в классном помещении должны быть добровольными;

Порядок должен самостоятельно контролироваться детьми.

Следующий структурный элемент самоподготовки - постановка цели и мотивация деятельности детей. Воспитатель четко объявляет содержание задания, объясняет более рациональную последовательность его выполнения. Главный путь приобщения младших школьников к внутренним теоретическим действиям - использование системы алгоритмов познавательной деятельности. Алгоритмическое предписание должно быть сначала введено учителем на уроке, проанализировано, опробовано. На занятиях самоподготовкой идет обработка последовательности внутренних теоретических действий. Младшие школьники многократно повторяют эти действия, и только в результате этого алгоритм познавательной деятельности будет внутренне принят.

Формируя у младших школьников одно из важнейших умений учебного труда - умение видеть учебную задачу, планировать и определять рациональные способы ее решения, воспитатель должен организовать образец таких действий, показать детям приемы постановки цели и планирования учебной деятельности.

Отметим некоторые варианты мотивирующих высказываний воспитателя:

"Как люди становятся умными? Прочитал 100 или 1000 умных книг и стал умным? Не. Человек становится умным тогда, когда думает, ищет на каждый вопрос свой ответ. Сначала на маленькие вопросы, не очень трудные, а постепенно на сложные и большие. Вот и мы с вами будем развивать свой ум прямо сейчас, выполняя задание по природоведению…"

"Сейчас нам предстоит решать трудную задачу. Тот, кто постарается, не просто получит завтра хорошую отметку. Он укрепит свою волю. Сильная воля очень нужна в жизни каждому человеку: волевой человек может преодолеть многие трудности, страх. И подвиги совещают только волевые люди. А воспитывается сила воли каждый день, по капельке: нужно доводить начатое дело до конца, тратить на него как можно больше своих сил и терпения…"

Прогулки

Кончил дело - гуляй смело! Постоянное мельтешение младших школьников на переменах, их стремление потолкаться, на чем-нибудь повисеть и спрыгнуть, беспричинные подскоки при ходьбе - все указывает нам, взрослым: им хочется двигаться.

Специальные исследования, проведенные в НИИ физиологии детей и подросток РАО, показали, что увеличение двигательной активности младших школьников в режиме продленного дня возможно только при организации системы физкультурно-оздоровительной работы. Такая система должна включать в себя ежедневно:

Гимнастику до занятий (10 минут);

Физкультминутки на каждом уроке и на занятия самоподготовкой, на занятиях кружков и клубных часах (1,5-2 минуты);

Спортивные часы (45-59 минут);

Игры на переменах (5-10 минут);

Подвижные игры во время прогулок (30-40 минут).

Прогулка - это педагогически организованная форма активного отдыха детей. Она решает, прежде всего, задачи восстановления умственной работоспособности, а также расширения кругозора детей, развития их познавательных интересов, воспитания навыков нравственных взаимоотношений. Рассмотрим виды прогулок:

Спортивная прогулка - дети играют в спортивные игры: хоккей, футбол, волейбол, катаются на лыжах и коньках;

Прогулка-наблюдение - целенаправленное наблюдение младших школьников за сезонными изменениями в природе, особенностями растительного и животного мира (в школьном саду, ближайшем сквере, парке);

Прогулка-практикум - для отработки, закрепления жизненно необходимых навыков (культуры поведения, правил дорожного движения);

Прогулка-задание - содержание этой прогулки определяется задачами общественной жизни школы или планами клубной работы продленного дня;

Прогулка-экскурсия - ознакомить младших школьников с историей своего города, района, достижениями в науке, искусстве;

Прогулка-поход - за час-полтора настоящий поход не провести, но можно создать ситуации, где было бы много перемещений на местности, неожиданных открытий, испытаний навыков ориентирования, взаимодействия, дисциплины (игра-поиск);

Прогулка-творчество - ее задача - вызвать у детей эмоциональный подъем и организовать их творческую деятельность (в общении с природой);

Прогулка-развлечение - на этих прогулках можно повеселиться, позабавиться, попеть, пошутить (катание с ледяной горки, забавные состязания, разгадывание занимательных задач, шарад, показ фокусов).

Прогулки дают ребенку определенный социальный опыт проживания его детской жизни, который просто не может возникнуть на уроке или перед экраном телевизора. Ребенок на прогулке как бы выходит в реальный мир и сам выбирает, с чем соприкоснуться, что созерцать, мимо чего пройти, что преобразовать по-своему. Он сам выстраивает событие сегодняшнего дня. Именно прогулка, а никакое иное занятие в режиме продленного дня, дает ребенку возможность почувствовать себя участником жизни.

Клуб по интересам

В режиме продленного дня час-полтора ежедневно предусмотрено для занятий по интересам. Это время, как правило, отводят для работы кружков, занятий хора, изостудии, студии бального танца, кукольного театра и др.

Кружок - самая распространенная форма внеклассной работы с младшими школьниками. Он позволяет расширять и углублять знания, полученные на уроках, применять их на практике, в детском творчестве. В группах продленного дня начальных классов чаще всего организуются кружки: "Умелые руки", мягкой игрушки, занимательной математики или грамматики, юных натуралистов, юных художников, шахматные и т.д.

Самый главный, определяющий принцип работы клуба - добровольность. Поле общих познавательных интересов детей в клубе значительно расширяется, и это естественно ведет к обогащению их взаимоотношений. В клубе со временем стираются страницы между отличниками, хорошистами и троечниками. Сильные ученики убеждаются, что ребята, которых считают слабыми на уроках, оказываются большими специалистами, например, по части собак, марок, хорошо мастерят, знают морские узлы, да и вообще веселые люди. А слабоуспевающие в учебной деятельности дети начинают избавляться от тревожности, угрюмого отчуждения.

Клуб предполагает и более разнообразные методы организации занятий: беседы-споры, обсуждения книг и статей, игры-драматизации, заочные путешествия, конкурсы, турниры. Клуб побуждает воспитателя не замыкаться в своей школе, а устанавливать связи с учреждениями дополнительного образования, музеями, библиотекой, привлекать специалистов из числа родителей, бывших выпускников школы, увлеченных и интересных людей.

1.3 Роль и функции воспитателя в группах продленного дня

Специальность воспитателя режима продленного дня еще только складывается, нет достаточно полной ее профессиограммы. А в начальной школе нередко работу в качестве воспитателя группы продленного дня предлагают учителям средних и старших классов, проявивших себя слабыми предметниками, учителям пенсионного возраста. А между тем специальность воспитателя продленного дня сложна, многообразна по своим требованиям к его личности и имеет специфические педагогические функции. Группа продленного дня - объединение учащихся под руководством педагога-воспитателя, организующего с ними ежедневно занятия во внеурочное время в соответствии с установленным режимом работы согласно уставу учреждения.

Планирование работы группы продленного дня должно вытекать из общего плана работы образовательного учреждения. Выполнение общих воспитательных и образовательных программ - главная цель работы группы продленного дня.

В плане работы на неделю четко должны быть прописаны основные режимные моменты и мероприятия (без указания точного времени), цель и задачи их организации на каждый день (в соответствии с Приложением).

Основными направлениями планирования являются:

сохранение здоровья и формирование здорового образа жизни;

обеспечение воспитанности учащихся;

обеспечение всеобщего основного образования.

Должностные инструкции педагога-воспитателя.

Педагог-воспитатель планирует и организует жизнедеятельность обучающихся (воспитанников, детей) и осуществляет их воспитание. Проводит повседневную работу, обеспечивающую создание условий для их социально-психологической реабилитации, социальной и трудовой адаптации. Использует разнообразные приемы, методы и средства обучения. На основе изучения индивидуальных особенностей, рекомендаций психолога планирует и проводит с воспитанниками коррекционно-развивающую работу (с группой или индивидуально). Совместно с медицинскими работниками обеспечивает сохранение и укрепление здоровья воспитанников, проводит мероприятия, способствующие их психофизическому развитию, отвечает за их жизнь и здоровье. Организует выполнение режима дня, выполнение ими домашних заданий, оказывает им помощь в учении, организации досуга и в получении дополнительного образования, вовлекая их в художественное и научно-техническое творчество, спортивные секции, кружки и другие объединения по интересам. Организует с учетом возраста воспитанников работу по самообслуживанию, соблюдение ими требований по охране труда, техники безопасности, участие в общественно-полезном труде. Способствует проявлению интереса воспитанников к определенному виду деятельности, сознательному выбору профессии, содействует их трудоустройству и дальнейшему обучению. Проводит работу по профилактике отклоняющегося поведения, вредных привычек. Оказывает помощь в организации самоуправленческих начал в деятельности коллектива воспитанников. Изучает индивидуальные способности, интересы и склонности обучающихся, их семейные обстоятельства и жилищно-бытовые условия. Взаимодействует с родителями воспитанников или лицами, их заменяющими. Действует в рамках единого образовательного процесса.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.