КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Педагогика»
по теме: «Взаимосвязь стиля педагогической деятельности и проявления школьной дезадаптации школьников»
.
Глава 4. Методики диагностики школьной дезадаптации.
4.1 Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе.
Заключение
Список литературы
Введение
Практика показала, что необходимо иметь гибкую методически совершенную систему работы педагогического коллектива по профилактике дезадаптации и организации процесса реадаптации подростков, которая бы обеспечила поддержку их личностного развития. Такую систему педагогической поддержки обучающихся можно создать при условии, если:
- будет определена методика диагностики уровня реальной адаптированности подростков и их адаптационного потенциала;
- в общей системе педагогической работы в качестве ведущих направлений будут выступать развитие стержневых смыслообразующих и социально значимых мотивов деятельности школьников (активационных центров мотивации деятельности) и становление у них гармоничной аксиологической системы, в которой развитие ценностей идет как в пространстве (от личных к общечеловеческим), так и во времени (от близких к далеким);
- в результате педагогической деятельности будет создана система педагогических средств по нейтрализации дезадаптационных факторов, направленных на поддержку адаптационных свойств личности. Вместе с тем следует заметить, что педагогическая поддержка учащихся в школьной адаптации невозможна без учета индивидуальных особенностей подростков. Даже благоприятная внутренняя адаптация личности к условиям и требованиям социума может произойти при создании условий для саморазвития и самореализации способностей индивидуума лишь в случае перехода внешних требований общества в личностные убеждения подростка. В противном случае адаптация будет сопровождаться дезадаптационными процессами. Педагогически целесообразное их преодоление требует обращения к концептуальным основам личностно-ориентированного подхода в образовании и воспитании.
Целью настоящей работы явилось изучение взаимосвязи стиля педагогической деятельности и проявления школьной дезадаптации школьников.
Объектом исследования является учебная деятельность.
Предметом исследования является дезадаптация школьников.
Гипотезой нашего исследования является предположение о том, что школьная дезадаптация связана со стилем педагогической деятельности.
Задачи исследования:
1. Проанализировать различные теоретические подходы к пониманию школьной дезадаптации.
2. Изучить стили педагогической деятельности.
3. Установить взаимосвязь и степень влияния стиля педагогической деятельности и дезадаптации первоклассников.
Методы исследования:
? наблюдение;
? экспериментально психологическое исследование с помощью методики диагностики школьной дезадаптации;
? беседы с детьми, учителями;
Теоретическую значимость исследования мы видим в возможности использования полученных нами результатов для дальнейшего развития теории учебной деятельности школьников.
Практическая значимость работы заключается в том, что ее результаты позволяют определить наиболее эффективные стили педагогической деятельности учителей для адаптации школьников.
Структура работы включает: введение, 4 главы, заключение, список литературы.
Во введении раскрывается актуальность изучения проблемы взаимосвязи школьной дезадаптации и стиля педагогической деятельности, сформированы цели, задачи, гипотеза, обозначены объект и предмет.
Глава I рассматривает теоретические основания проблемы школьной дезадаптации как социально-психологическую проблему, дает обзор проблемы школьной дезадаптации в теории и истории психологии на основе изучения работ отечественных и зарубежных психологов.
Глава II рассматривает различные стили педагогической деятельности.
Глава III отслеживает связь стиля педагогической деятельности с дездаптацией школьников.
Глава IV представляет собой практическую часть работы, а именно, методику диагностики школьной дезадаптации.
В заключении изложены теоретические и практические выводы в целом по работе.
Глава 1. Школьная дезадаптация
1.1 Понятие школьной дезадаптации
Проблемы превенции и преодоления школьной дезадаптации, проявляющейся в нарушениях успеваемости, поведения и межличностных взаимодействий у значительной части учащихся общеобразовательной школы являются очень актуальными в современных условиях. Согласно данным выборочных исследований, уже в начальных классах выявляется около 25-30% детей с подобными проблемами, и несвоевременное распознавание их характера и природы, отсутствие специальных коррегирующих программ приводят не только к хроническому отставанию в усвоении школьных знаний, но и к вторичным нарушениям психосоциального развития ребенка, к различным формам отклоняющегося поведения. Не менее остро данная проблема сказывается и на качестве учебно-воспитательного процесса, дестабилизируя учебную деятельность других учащихся и отвлекая на себя значительную часть усилий педагогов.
Практическое решение проблем школьной дезадаптации нуждается в серьезных научно-методических разработках, направленных на раннюю диагностику ее симптомов и факторов риска, на создание дифференцированных программ коррекционного обучения, включающих и приемы психологической коррекции нарушений личностного развития этих детей, на поиски эффективных средств психолого-педагогической поддержки учителей и родителей дезадаптированных учащихся.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7