Представляется, что имела место утрата достигнутого в XIX веке уровня эстетического воспитания и образования, что объяснялось рационализацией всего процесса образования и вытеснением в конечном итоге классического образования, являвшегося основой общекультурного развития. В “Материалах” говорилось о том, что “одной из задач воспитания является развитие эстетического чувства в ученике. Школа по мере возможности должна стараться вселить в воспитанника любовь к красивому, научить его воспринимать и чувствовать все возвышенное и величественное” [1.550]. Отмечалось, что недостаточное развитие чувств и художественных вкусов сдерживает творческое развитие личности. В “Материалах” отмечалось, что эстетическое воспитание должно занять равноправное место с религиозно-нравственным, умственным и физическим воспитанием и образованием.
Среди мер, которые требовалось предпринимать для этого, комиссия планировала:
- поднять на должную высоту преподавание рисования и продолжить обучать рисованию и в старших классах;
- создать возможность ученикам на уроках пения освоить элементарную музыкальную грамоту, произведения церковной и народной музыки; знакомить учеников с выдающимися образцами музыки различных эпох и стилей;
- поощрять создание хоров, обучение воспитанников игре на струнных и духовых инструментах, посещение концертов, а где возможно, и оперных спектаклей;
- прослушивать с учащимися записи (где есть техническая возможность) лучших музыкальных произведений, предварительно их прокомментировав;
- организовывать литературно-музыкальные выступления и спектакли силами учеников;
- воспитывать эстетическое отношение к природе (это предлагалось вменить в обязанность учителям географии, биологии и др. дисциплин).
Мы посчитали необходимым столь подробно остановиться на мерах, которые предлагались для поднятия роли и значения эстетического воспитания потому, что после революции 1917 г. в России в первые годы советская школа выводы и рекомендации комиссии в частности эстетического воспитания восприняла как руководство к действию.
Сущность эстетической культуры человека заключается в способности к эстетическому восприятию, переживанию, осмыслению и творчеству. Основу эстетической культуры личности составляют, по мнению М.А. Верба, три взаимосвязанных блока личностных свойств:
· научно-познавательный (художественно-эстетический кругозор, система обобщенных знаний о сущности и критериях прекрасного, о закономерностях взаимодействия человека с красотой),
· ценностно-ориентационный (интеграция личностных свойств на основе эстетических идеалов вкусов, интересов, потребностей),
· творчески-созидательный (наличие художественных способностей: творческого воображения, образного мышления, восприимчивости к красоте.
1. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. /Сост. П.А. Лебедев. М., 1987.
2. Балакиной Т.И. История русской культуры. - М.: Просвещение, 1995.
3. Белинский В.Г. “О воспитании детей вообще и о детской книге”. См.: Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. М., 1987.
4. Боборыкин П.В. Воспоминания. М., 1965.
5. Быстрова А.В. Мир культуры. М.: АСК, 2001.
6. Денисова И. Культурология. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.
7. Куприн А.И. Указ. соч. Т. 5.
8. Куприянов И.Т. Судьба поэта.
9. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. СПб., 1994.
10. Успенский Г.И. Собр. соч.: В 9 т. М., 1956. Т. 5.
11. Цветаева А. Воспоминания. М., 1971. О благотворной роли женщины в привитии вкуса к русской литературе в семье будущего поэта Волошина пишет и И.Т. Куприянов: “Е.О.Волошина (мать поэта. - В.Л.) любила русскую классическую литературу и рано познакомила своего сына с лучшими ее образцами” (Куприянов И.Т. Судьба поэта. К., 1979).
12. Шапошников Б.М. Воспоминания. Военно-научные труды. М., 1982.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5