Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева»
Факультет начальных классов
Кафедра МХО
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Теории и технологии художественно - эстетического образования в начальной школе»
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО КАК СРЕДСТВО САМОВЫРАЖЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА
Красноярск 2009
Художественное творчество есть не только повышенная способность к представлению. Процесс творчества - весьма сложное психическое явление. Если в нём главным образом участвуют воображение, огромную долю принимает память, столько же, если не больше, мысль. 4
Детская изобразительная деятельность рассматривается как одна из наиболее эффективных форм художественного освоения детьми окружающей действительности, в процессе которой они изображают предметы и явления. Детские рисунки, лепка, аппликация часто поражают интересным замыслом, своеобразной формой выражения, которая привлекает внимание взрослых художников. Они восхищаются детским творчеством, считают его своеобразным искусством.
Интерес к этому виду творчества возник в 80-х гг. XIX в., и изучение детского рисунка продолжается по настоящее время. Исследователи анализировали большое количество рисунков и определяли стадии развития рисования у ребёнка, причины, побуждающие детей рисовать.
А.В. Бакушинский рассматривал детский рисунок с позиции искусствоведа, историка, педагога. Он утверждал, что источником детского творчества являются биологические факторы и развивается оно не под влиянием познания окружающего, а под влиянием накопленного родового опыта, инстинкта. Он считал, что детское творчество как родовой опыт совершенно и представляет собой искусство, поэтому ребёнок у взрослого научиться ничему не может. 3
А.В. Бакушинский рассматривал детский рисунок с точки зрения его художественных особенностей, отмечал двигательный ритм как организующее начало в рисунке, которое помогает ребёнку постепенно осваивать пространство листа ритмичными мазками - штрихами. Он выделяет также цвет в рисунке как одно из наиболее ярких художественно-выразительных средств, обращает внимание на его орнаментальное значение при создании композиции узора. За основу он берёт двигательный и зрительный опыт ребёнка, зависимость развития детского творчества от развития движений и двигательных ощущений в познании и отражении мира.
В 30-х гг. XX века, детское творчество стали рассматривать как подлинную форму искусств. Идеи американского философа и педагога Джона Дьюи (30-е гг.) и педагога Виктора Ловенфельда (40-50-е гг.), заложили фундамент современного мышления в области детского изобразительного искусства.
Д. Дьюи полагал, что изобразительное искусство должно освободить творческую энергию детей и сделать их активными участниками творческого процесса. Благодаря работам Дьюи и других педагогов детское искусство стали рассматривать не просто как неадекватное отражение мира взрослых, а как одну из полноценных форм искусства.
Ловенфельд, в свою очередь, обратил внимание на психологические аспекты художественного творчества. Он рассматривал его как некий процесс, средство к достижению цели, которое, по его мнению, заключалось в развитии индивида. Его идея о том, что развитие детского искусства имеет типичный и предсказуемый характер, сыграло важную роль в освобождении детей от неоправданных ожиданий взрослых. 1
Подчёркивая значение творческого аспекта занятий изобразительным искусством для здорового психологического развития, Ловенфельд призывал использовать подход, который он назвал «терапевтическим преподаванием изобразительного искусства». Идеи Дьюи и Ловенфельда нередко использовались для поддержки усилий, направленных на превращение преподавания изобразительного искусства в более значимую творческую сферу исследований.
Проблема детского рисунка продолжает интересовать психологов и педагогов отечественной школы. В середине XX в. эта проблема была раскрыта в исследованиях В.И. Киреенко, Н.Н. Волкова, Е.И. Игнатьева, Е.А. Флёриной. В этих работах раскрываются глобальные проблемы детского рисунка.
Е.А. Флёрина 22, рассматривая проблему детского изобразительного творчества, изучает, прежде всего, характерные особенности детского рисунка (своеобразие линий, формы, цвета, расположение на листе), обращает внимание на специфику проявления этих черт в рисунке. С разработкой проблемы обучения она предложила систему игровых упражнений, которые были направлены на развитие движений руки. В основе этих упражнений - начертания различных линий, форм образного характера. Система игровых упражнений тесно связана с восприятием детьми предметов и явлений действительности. Например, дети рисуют «дождь», «снег», «дорожки» и т.д.
Большое внимание Е.А. Флёрина 22 уделяет цвету в предметном, декоративном рисунке, особенно при составлении композиции узора. Разрабатывая методы обучения, большое значение она придаёт подбору различной тематике, развитию у детей чувства контроля, оценки. Обучение средствам художественной выразительности при создании образа в рисунке, лепке, Е.А. Флёрина рассматривает как основу развития творчества.
Понимая детское творчество как познание жизни, она делает попытку найти причины своеобразного изображения детьми явлений окружающей действительности, и намечает два пути:
· через ознакомление детей с материалом;
· через создание ими образа в рисунке.
Исследователь делает вывод о том, что интерес к материалу, процессу нанесения штрихов в рисовании продолжается у детей до 3 - 4 лет, затем возникает интерес к изображению. На основе этих положений Е.А. Флёрина предлагает следующую периодизацию детского рисования:
* доизобразительиый период;
* процессуальный (до 4 лет) период;
* период реалистического изображения (до 7 лет).
Известный исследователь детского рисунка Г. Кершенштейнер в своей работе «Развитие художественного творчества ребёнка» 8 рассматривает постепенную эволюцию детского рисунка. Кершенштейнер, производивший систематические опыты над детским рисованием, распределил весь процесс развития детского рисунка на четыре ступени.
Кершенштейнер, также как Флёрина, отмечает доизобразительную стадию детского творчества, но не включает её в свою периодизацию как самостоятельную ступень. Он выделяется следующие уровни становления детского рисунка:
· ступень схемы (головоноги);
· ступень возникающего чувства формы и линий;
· ступень правдоподобного изображения (при котором схема исчезает из детского рисунка вовсе);
· ступень пластичного изображения (светотень, перспектива, передача движения).
В целом, нужно отметить, что приведённые периодизации детского рисунка мало отличаются друг от друга, несмотря на тот факт, что их разделяет 42 года.
Исследования 60 - 70-х гг. XX века показали, что понимание детского творчества и этапов его развития даёт совершенно иную возрастную периодизацию возникновения образного начала. Оно рассматривается в связи с теми средствами образной выразительности, которыми овладевают дети уже в раннем дошкольном возрасте, начиная с двух лет. С помощью штрихов, цветовых мазков ребёнок способен передать некоторые явления действительности (капля дождя, падающие листья, снег).
Страницы: 1, 2, 3