За минуту пропадешь.
Чтоб ошибок избежать,
Ум свой надо развивать.
А в игре проверить можно
Просто будет или сложно.
Ведущий. Ребята, сегодня совершим с вами путешествие на остров, у которого совсем необычное название: АБВГДйка. Посмотрите, кто же нас встречает на этом необычном остове?
Дети. Нас встречает ворона - Каркуша.
Дедущий. Перед нами много облаков, каждое из которых отражает свою тему. Перелетая с одного облачка на другое, ворона - Каркуша предлагает вам выполнить задания. Путь движения от облачка к облачку указывает стрелка. Какие же темы предлагает вспомнить Каркуша?
Дети читают название тем, записанных на облаках.
Ведущий. Оценивать ваши ответы будет честное и доброжелательное жюри.
Представление жюри.
Результаты заносятся в сводную таблицу.
Тема
Название команд
Синие
Желтые
Красные
Количество баллов
Сказки
1
Загадки
0
Слова
Пословицы
Существенное
Прочитай-ка
Действия
Предложение
Ребусы
Ведущий. Наше путешествие начинается. Делая остановку на каждом облачке, вашему вниманию будут предложены задания, записанные на жёлтом, синем и красным цветах. Даётся время на обсуждение. По готовности ответа командир поднимает табличку с названием команды.
Задания игры
1. Сказки
Задание. Отгадайте загадку. О каком сказочном герое идёт речь?
“Жёлтые”
Столяр Джузеппе - Сизый нос
Полено как-то в дом принёс.
Он начал что-то мастерить,
Полено стало говорить.
Кто в том полене говорил?
Кого Джузеппе мастерил? (Буратино)
“Синие”
Скорей бы приблизился вечер
И час долгожданный настал.
Чтоб мне в золочёной карете
Поехать на сказочный бал.
Никто во дворце на узнает:
Откуда я, как я зовусь.
Но только лишь полночь настанет,
К себе на чердак я вернусь. (Золушка)
“Красные”
Летела стрела и попала в болото,
А в этом болоте поймал её кто-то.
Кто, распростившись с зелёною кожей,
Сделался милой, красивой, пригожей? (Царевна-Лягушка)
2. Загадки
Задание. Отгадайте загадку.
Сели на странички
Тридцать три сестрички,
Сели рядом - не молчат,
Нам загадки говорят. (Буквы)
Долговязый Тимошка
Бежит по узенькой дорожке.
Его следы -
Твои труды. (Карандаш)
То я в клетку, то в линейку.
Написать по мне сумей-ка!
Можешь и нарисовать.
Что такое я? (Тетрадь)
3. Слово. Общее задание для всех команд.
Задание. Составьте несколько новых слов, используя буквы, входящие в состав слова Пароход
4. Пословицы
Задание. Восстановите пословицы.
Дело - Потеха
Ответ: Делу время - потехе час.
Лес - Дрова
Ответ: Чем дальше в лес, тем больше дров..
Свет - тьма
Ответ: Ученье свет, а не ученье тьма.
5. Существенное
Задание. Найдите существенное, которое является существенным словом к данному.
Лес
Лист, деревья, яблоня, охотник, кустарник.
Ответ: Деревья.
Река
Берег, тина, рыба, вода, рыболов.
Ответ: Вода
Больница
Сад, врач, радио, больные, помещение.
Ответ: Больные.
6. Прочитай-ка
Задание. Прочитайте слова. Найдите лишнее.
Карандаш, Чаурк, Тосикчак, Оревд
Ответ: Карандаш, ручка. кисточка, ведро
лишнее слово - Ведро.
Ямч, Рабанаб, Яол, Юал
Ответ: Мяч, Барабан, Оля, Юла
лишнее слово - Оля.
Лейк,Линстипла, Саркак, Теерв
Ответ: Клей, Пластилин, Краска, Ветер
лишнее слово -Ветер.
7. Действия
Задание. Выполните математические действия и прочитайте слово.
ЧЕТ + ИР - ТИР + Т + ВЕРТЬ =
Ответ: ЧЕТВЕРТЬ.
КАН + И + КОМ + УЛ - ОМ + Ы =
Ответ: КАНИКУЛЫ.
ПЕМ + РИК - ИК - М + ЕМЕ + НА
Ответ: ПЕРЕМЕНА.
8. Предложение. Общее задание для всех команд.
Задание. Составьте предложение из букв данного слова ЛЕТО.
Например: Люда ела торт одна.
9. Ребусы.
Задание. Разгадайте ребусы.
Ответ: Лак.
Ответ: Рыбак.
Ответ: Комар.
Жюри подводит итоги игры, объявляет результаты.
Ведущий: Поздравляю вас, ребята, с победой, которую вы одержали благодаря старанию, трудолюбию и желанию учиться.
3 ученик. Школа - это первый день, начатый от букваря.
Буквы сложатся в слова, цифры в трудные задачи.
Ученику - Ура! Ура! Ура! Много знаний и удачи!
Награждение участников игры медалями “Знатоку русского языка”.
Проведя анализ результатов по каждому заданию, мы выяснили, что в процессе игры ребенку легче выстраивать логическую цепочку (как, например, в задания с загадками, действия, прочитай-ка), не вызывает трудности и воспроизведение в памяти знаний по литературе (загадки о сказках), в процессе игры у детей активизировалось мышление, память, воображение.
Урок прошел быстро и интересно, но вместе с тем и результативно. В памяти учеников, можно сказать, непроизвольно отложись знания по русскому языку.
Кроме того, игра имела и психологическое значение для класса, как для коллектива.
Обычно такого рода уроки проводят как обобщающие, заключительные в теме, с целью выявления общего уровня овладения материалом. Но аналогичного типа уроки можно и нужно проводить и в процессе изучения темы, или же включать подобные элементы в урок.
Эффективными оказались и следующие занимательные игры.
На перемене я готовлю детей, которые будут выполнять роль “живых слов”, обучаю их произносить слова хором, но каждого свое слово. На уроке я сообщаю классу, что “живые слова” приготовили предложение и сейчас произнесут его. Дети - “слова” произносят свои слова хором.
В беседе дети приходят к выводу, что предложение не получилось, потому что слова в предложении произносились не строго друг за другом. Учащиеся выстраивают “живые слова” в нужной последовательности, дети - “слова” произносят друг за другом свое слово. Предложение Солнце светит ярко понимают все дети.
Восстановление последовательности слов в предложении развивает у детей умение определять количество слов в предложении, составлять предложение по заданному количеству слов, а также способствует лучшему пониманию детьми членораздельности и строгой последовательности слов.
Игру “Живые слова” в разных вариантах можно использовать не только на первых уроках по ознакомлению детей с предложением, с его словесным составом и последовательностью слов в предложении, но и в более поздний период, когда дети могут записывать небольшие предложения под диктовку.
Эту игру можно использовать и при изучении темы “Слово”, когда дети начнут учиться делить слово на слоги, составлять слова из слогов. Назвать эту игру нужно не “Живые слова”, а “Живое слово” или “Живые слоги”.
При ознакомлении детей со звуковой стороной слова, при обучении звуковому анализу важное место также отводится игре. При изучении и выделении звуков хорошо использовать игру “Назови слова, в которых есть данный звук”. Так, при изучении звука [у] расставляю на столе игрушки. На уроке в гости к детям приходит нарядная кукла Аленка. Из письма, которое она принесла, дети узнают, что у нее сегодня день рождения.
- Давайте подарим Аленке игрушки, в названиях которых слышится звук [у], - предлагаю учащимся.
Дети произносят слова, называющие игрушки:
- Кукла, уточка, петушок, кубики, курочка, гусь.
Когда все предметы были названы, спросила у детей: “А что бы вы могли подарить Аленке из своих игрушек, в названиях которых есть звук [у]?”.
А вот другой вариант игры “Назови слово…”. При изучении звука [и] говорю детям:
- Представьте себе, ребята, что сейчас зима и вы катаетесь на горке. Назовите слова о зиме, в которых слышится звук [и].
Дети называют слова: зима, снеговик, сани, коньки.
Второе задание:
- А теперь назовите слова, в которых не было бы звука “и”.
- Мороз, каток, холод, горка, лёд, снег.
Развитию внимания, умения определять на слух нужный звук способствует игра “Какой звук заблудился?”.
Во время урока, посвященного изучению буквы “ж”, я дала детям такое задание:
- Послушайте стихотворение и назовите слово, в котором заблудился звук. Определите, какой звук заблудился.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8