Рефераты. Здоровьесберегающая среда как средство успешной социализации ребенка

p align="left">1.2.3 Влияние школы на процесс социализации

Основные этапы роста и развития ребёнка приходится на период школьной жизни - от 6 до 18 лет. Поэтому система организации учебной и воспитательной деятельности в учреждении образования имеет первостепенное значение для охраны здоровья детей, формирования здорового образа жизни. Общее среднее образование призвано обеспечить духовное и физическое становление личности, подготовку молодого поколения к полноценной жизни в обществе, воспитание гражданина Республики Беларусь, овладение им основами наук, государственными языками Республики Беларусь, навыками умственного и физического труда, формирование у него нравственных убеждений, культуры поведения, эстетического вкуса и здорового образа жизни [34, с.2].

Проводимая в стране модернизация школьного образования впервые декларирует "приоритет сохранения здоровья учащихся", что и регламентировано Законом Республики Беларусь "Об образовании". Согласно этому закону, учебная нагрузка, режим занятий в учреждениях образования определяются законодательством Республики Беларусь. Медицинское обслуживание обучающихся обеспечивается территориальными учреждениями здравоохранения. Общеобразовательная школа должна формировать у детей готовность к безболезненной интеграции во взрослое общество, к адекватному взаимодействию с социальной средой, к полноценному выполнению основных социальных функций, т.е. способность к социальной адаптации. Адаптация личности зависит от определённого резерва физических сил организма, а её важнейшим интегральным показателем является состояние здоровья ребёнка. Вместе с тем вариативность форм современного школьного образования сопровождается непрерывным увеличением учебной нагрузки в условиях дефицита учебного времени, интенсификации учебного процесса, расширением спектра изучаемых предметов и практики введения факультативных занятий. Имеет место и так называемая скрытая перегрузка: замена уроков физкультуры, труда, пения на математику, русский язык и т. д. Домашние задания не учитывают сочетание нагрузки по другим предметам, поэтому в отдельные дни школьникам приходится выполнять ряд трудоёмких заданий. Проведение нескольких контрольных в день - обычное явление.

Педагоги увеличивают состояние стресса учащихся, постоянно говоря о сложностях, ожидающих на экзаменах, об угрозе отсева неуспевающих, отсутствии перспектив у тех, кто не может соответствовать выдвигаемым требованиям. В большинстве семей взрослые занимают аналогичную позицию: сверхтребовательность, не всегда обоснованные запреты, жесткие санкции. Учителя в большинстве случаев считают повышенную нагрузку абсолютно нормальной, считая, что значительная часть учащихся не выполняет домашние задания полностью, а некоторые и вовсе никогда не бывают готовы к уроку. Однако исследования показывают, что школьники, не выполняющие домашние задания, испытывают выраженную скрытую тревогу, у них высокий уровень стрессового напряжения, неудовлетворённость собой. Результатом являются дальнейшее падение учебной активности, риск формирования непродуктивных форм поведения для снятия излишнего эмоционального напряжения, что, в свою очередь, приводит к ухудшению здоровья.

Комплексное воздействие неблагоприятных факторов учебного процесса приводит к ухудшению адаптационных резервов нервной, эндокринной, иммунной и других систем растущего организма, формированию у детей функциональных расстройств и хронической патологии. Мониторинг состояния здоровья белорусских школьников свидетельствует о негативных тенденциях устойчивого характера на протяжении последних десятилетий. Наблюдавшаяся в 70-х и 80-х годах некоторая стабилизация показателей, характеризующих здоровье, сменилась в 90-х годах их ухудшением, а к концу ушедшего века - практически лавинообразным падением числа здоровых детей. Наибольшее ухудшение здоровья выражено в подростковой группе - выпускники школы [34, с. 56].

Существенно изменилась общая структура функциональных отклонений - увеличилась доля эндокринно-обменных нарушений и расстройств системы кровообращения. В структуре хронических заболеваний увеличилась доля эндокринно-обменных нарушений и расстройств системы кровообращения. В структуре хронических заболеваний увеличилась доля болезней органов пищеварения и гинекологической патологии. На протяжении всех лет изучения отмечается сохранение высокой распространённости болезней опорно-двигательного аппарата и миопии. Нарастает распространенность как хронических заболеваний нервно-психической сферы, так и функциональных нервно-психических отклонений.

При анализе заболеваемости детей за период с 1991 по 2002 гг. установлено, что, несмотря на колебания первичной заболеваемости в отдельные годы, общий тренд за 12-летний период указывает на тенденцию ее роста и ухудшение состояния здоровья. Первичная заболеваемость в 2002 г. выше уровня 1991 г. на 35,3%. Наибольший рост отмечается по классу "Болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани" - в 3,7 раза. В 2,3 раза увеличилась заболеваемость болезнями мочеполовой системы; в 2,2 раза - болезнями системы кровообращения; более чем в 2,1 раза увеличилась заболеваемость детей психическими расстройствами. [34, с.56]

Функциональные нарушения и расстройства, возникающие в школьном возрасте, являются прогнозом риска возникновения болезней в отдалённом будущем. Так, подростки, страдающие расстройствами сердечно-сосудистой системы, являются группой риска по ишемической болезни сердца, инфарктам миокарда, гипертонии, аритмиям, т. е. тем заболеваниям, смертность и инвалидизация от которых среди взрослого населения занимает одно из первых мест.

Исследованиями ведущих гигиенистов установлено, что, даже принимая во внимание многофакторность воздействия на здоровье детей окружающей среды, вклад внутришкольных факторов в формирование нездоровья достаточно велик (21 - 27%) [34, с.57]. К основным неблагоприятным внутришкольным факторам относят:

1. Несоблюдение должного санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима;

2. Недостаток физической активности школьников;

3. Несоблюдение гигиенических требований к организации учебного процесса;

4. Неудовлетворительная организация питания в школе;

5. Отсутствие индивидуального подхода к учащимся с учетом их психологических, физиологических особенностей и состояния здоровья;

6. Недостаточный уровень гигиенической, физиологической и психологической грамотности педагогов;

7. Низкий, слабо формируемый школой уровень культуры здоровья учащихся.

Успешное функционирование учреждения образования с учетом сегодняшнего состояния здоровья детей невозможно без создания единого профилактического пространства, обеспеченного взаимодействием педагогов, психологов, медицинских работников, врачей-гигиенистов, учащихся и родителей, которые согласованно решают общие задачи, связанные с заботой о здоровье, и принимают на себя ответственность за результаты. Обеспечить здоровьесбережение можно только комплексом профилактических мероприятий на всех этапах обучения, начиная с первого класса. Комплексное обеспечение здоровье сбережения предполагает совокупность педагогических, санитарно-гигиенических и медицинских мер, направленных на оптимизацию процесса обучения, охрану и оздоровление окружающей школьной среды, формирование здорового образа жизни. Оптимальной формой комплексирования является создание службы здоровья в общеобразовательном учебном учреждении.

В широком смысле служба здоровья - это все участники образовательного процесса, взаимодействующие в пределах должностных обязанностей и профессиональной компетентности на основе общего концептуального подхода в рамках определенной содержательной модели, учитывающей специфику школы и региона и осуществляющей систему взаимосвязанных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся.

Обязательным условием результативности работы службы является интеграция в деятельности специалистов различного профиля. Ведущий признак интеграции - единство процесса и результатов его осуществления. Элементами интеграции являются структурные единицы, взаимодействие которых и обеспечивает получение интегрального результата.

Модель службы здоровья должна быть адаптивной, не быть жестко привязанной к конкретной образовательной технологии. Она должна обеспечивать мониторинг здоровья участников образовательного процесса и факторов, его определяющих; давать возможность на основании своего, а не чужого опыта принимать управленческие решения, организовывать целенаправленную работу по их выполнению; систематически анализировать полученные результаты и в случае серьёзных отклонений вносить необходимые коррективы. Такой цикл должен стать нормой жизни общеобразовательного учреждения, благодаря чего адаптивная модель службы здоровья обеспечит выполнение координационной, ориентационной, реабилитационной, коррекционной, пропедевтической, стимулирующей функций, а тем самым сохранение здоровья учащихся.

2. ИЗУЧЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ОСВЕДОМЛЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ О ПРОБЛЕМЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ

2.1 Изучение отношения учащихся к здоровому образу жизни и их представления о здоровьесберегающей среде

Исследования с целью получения эмпирических сведений по проблеме здоровьесберегающей среды проводились в ГУО "Терешковичская средняя школа". Основным методом исследования являлось анкетирование учащихся. Выборка составила: 70 человек, учащиеся 8-го, 9', 9-х и 11-го классов.

При проведении анкетирования необходимо было выявить знания и отношения учащихся к здоровому образу жизни, выяснить в какой мере дети соблюдают его основные правила и принципы.

В ходе исследования было выяснено, что основная доля учащихся имеет нечеткие представления о том, что такое здоровый образ жизни, и каким образом необходимо его соблюдать.

На рисунке 1 показано, какое представление имеют учащиеся о здоровом образе жизни, и какие составляющие они включают в его содержание. Почти все из опрошенных учащихся считают, что для того, чтобы придерживаться здорового образа жизни необходимо регулярно заниматься физической культурой или спортом. 15 учащихся из 9' и 17 учащихся из 8-го класса Терешковичской средней школы имеют мнение, что неотъемлемым компонентом человека, придерживающегося здорового образа жизни, является отсутствие вредных привычек (курение, употребление алкогольных напитков и наркотических средств). К сожалению, менее 50 % опрошенных включают в систему здорового образа жизни гигиену питания и культуру приема пищи, а также соблюдение разумного режима труда и отдыха. Только один учащихся включил в состав здорового образа жизни психогигиену.

Образ жизни - это одна из важнейших биосоциальных категорий, интегрирующих представления об определенном типе жизнедеятельности человека. Образ жизни характеризуется особенностями повседневной жизни человека, охватывающими его трудовую деятельность, быт, формы использования свободного времени, удовлетворение материальных и духовных потребностей, нормы и правила поведения.

По мнению Петленко В.П. и Давиденко Д.Н. образ жизни человека включает три категории: уровень жизни, качество жизни и стиль жизни.

Уровень жизни - это степень удовлетворения материальных, культурных и духовных потребностей (в основном экономическая категория).

Качество жизни характеризует комфорт в удовлетворении человеческих потребностей (социологическая категрия).

Стиль жизни - поведенческая особенность жизни человека (социально-психологичекская категория).

Рисунок 1 - Представления учащихся о сущности и составляющих компонентах здорового образа жизни

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.