Рефераты. Значение досуговой занятости подростков в профилактике правонарушений

p align="left">Борьба с такими групповыми правонарушениями в школе требует постоянного внимания и последовательных действий социального педагога. Здесь нельзя ограничиваться разовой акцией.

Чтобы профилактическая работа по предупреждению девиантного поведения подростков была эффективной необходимо сформировать их личную и социальную компетентность, то есть развить у них позитивное отношение к самим себе и к окружающему обществу, укрепить чувство самоуважения, уметь принимать ответственные решения.

В современной практике воспитателю приходится постоянно корректировать поведение воспитанников, развивать нужные качества личности и черты характера. В этих случаях воспитатель использует разумные методы и приемы педагогического влияния.

Для выбора нужного метода и приема весьма важно определить характер и преобладающие мотивы поведения и поступков, психическое состояние и внутренний мир воспитанника. Затем необходимо создать ситуацию, в которой ребенок вынужден, будет менять свое поведение. Действия и поведение воспитателя должны вызвать у ребенка положительный эмоциональный отклик, новое отношение к своим поступкам, что и послужит причиной дальнейших изменений в поведении к лучшему.

Тезаурус

Ансамбль [23, с. 107] - небольшая группа исполнителей отдельных художественных произведений, выступающих совместно как единый творческий исполнительский коллектив;

Группа [5, с. 251] - это неформальное сообщество детей и педагога, особое добровольное самодеятельное объединение;

Клуб [14, с. 223] - объединение детей и подростков на основе совпадения интересов, стремления к общению, совместному проведению досуга и отдыха;

Клубная работа [17, с. 106] видов социальной деятельности, сфера реализации интересов и индивидуально-творческой активности личности;

Кружок [9, с. 122] - это среда общения и совместной деятельности, в которой можно проверить себя, свои возможности, определиться и адаптироваться в реалиях заинтересовавшей сферы занятости, приняв решение продолжать или отказаться от нее;

Мастерская [5, с. 106] - чаще всего это слово употребляют при описаний помещения, в котором работает художник, скульптор, архитектор, или небольшого производственного предприятия, связанного с выпуском какой-либо продукции или выполнением услуг;

Правонарушение [11, с. 65] - вид действий или деятельности, противоречащий правовым нормам. Проявляется как проступок или преступление и является обычно результатом низкого уровня правоправных способностей и девиантных ситуаций

Правонарушение несовершеннолетним [11, с. 65] - антисоциальные действия несовершеннолетнего, которые следовало бы рассматривать как уголовные по своему характеру, если бы они совершались взрослым;

«Свободное время» [17, с. 102] - время, которым человек располагает сам, по собственному усмотрению, может использовать для удовлетворения своих потребностей и стремлений. Наиболее распространенное определение досуга звучит так: досуг - это свободное от работы и учебы время, остающееся за вычетом разного рода непреложных, необходимых затрат;

Студия [15, с. 18] - творческий коллектив в определенном виде деятельности, объединенный общими задачами, едиными ценностями совместной деятельности, эмоциональным характером межличностных отношений;

Театр [23, с. 109] - творческий коллектив, где разделение труда, ролей, видов деятельности определяется индивидуальными способностями и единым стремлением добиться успеха в исполнении сложного совместного художественного действия на сцене;

Список литературы

1. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. - М., 1993.- с 54 -55.

2. Бочарова В.Г. Социальная педагогика. - М., 1994.

3. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: учебное пособие для студентов высших пед. учеб. заведений. - М., Издател. Центр «Академия» 2001.

4. Евладова Е.Б. Дополнительное образование детей: Учебное пособие для студентов учреждений сред. проф. образования. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. - стр. 249.

5. Евладова Е.Б. Дополнительное образование: проблема взаимосвязи// Внешкольник, 2000 г.

6. Зайнычев И.Г. Технология социальной работы. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000г. - стр. 208 -218.

7. Зубкова Т.С. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи. - М.:издател. Центр «Академия», 2004.

8. Кудрявцев В.Н., Эминов В.Е. Криминология: учебник. - М.: 1995 г.

9. Кутьев В.О. Внеурочная деятельность школьников: пособие для классных руководителей. - М., 1983 г.

10. Лодкина Т.В. Взаимодействие семьи и школы в работе с трудными. - Вологда: издательство ВГПИ «Русь», 1994г.

11. Мардахаев Л.В. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: изд. центр «Академия», 2002г.

12. Мардахаев Л.В. Методика и технология работы социального педагога. -М., 2002 г.

13. Маслова М.Ф. Рабочая книга социального педагога. - Орел, 1994 г.

14. Полукаров В.В. Клубная деятельность как модель организации школьной и внешкольной среды // Моделирование воспитательных систем: теория-практике. - М., 2000 г.

15. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. - М., 2000 г.

16. Рычкова Н.А. Дезадаптивное поведение детей: Диагностика, коррекция, психопрофилактика. - М., 2000 г.

17. Рябов И.И, Развитие клубных любительских объединений в условиях социального педагогического комплекса // Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. - Т.2. - с 102 - 109.

18. Тимошина Н.В. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи. - М.: издательский центр «Академия», 2004 г.

19. Трошин О.В., Жулина Е.В., Кудрявцев В.А. Основы социальной реабилитации и профориентации: Учебное пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2005. стр. 177.

20. Фалькович Т.А. Подростки XXI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях: 8 - 11 кл. - М.: ВАКО, 2007 г.

21. Холостова Е.И. Словарь - справочник по социальной работе. - М., 1997

22. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. - М.: изд. центр «Академия», 2002.

23. Шишковец Т.А. Справочник социального педагога. - М.: ВАКО, 2005.

24. Школьная пресса. Воспитание школьников, 2002 г.

25. Щуркова Н.Е, Классное руководство. Настольная книга для учителя. - М., 1999г.

Приложение 1

Анкета для опроса учащихся

ФИО

Возраст, класс

Как ты учишься?

Чем ты занимаешься в свободное от учебы время?

Ты посещаешь какие-либо кружки, секции?

Что бы хотел (а) изменить в деятельности кружков?

Какими учебными предметами ты увлекаешься?

Есть ли у тебя нелюбимые предметы?

Помимо школы ты посещаешь какие-либо спортивные секции, вне школы?

Какие кружки ты бы хотел еще посещать, добавь свои.

Помимо кружков, есть ли у тебя другие интересы?

Приложение 2

Методика склонности к отклоняющемуся поведению

Методика содержит 7 шкал:

Шкала установки на социальную желательность - 15 пунктов;

Шкала склонности к нарушению норм и правил -17 пунктов;

Шкала склонности к аддиктивному поведению - 20 пунктов;

Шкала склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению - 21 пункт;

Шкала склонности к агрессии и насилию - 25 пунктов;

Шкала волевого контроля эмоциональных реакций - 15 пунктов;

Шкала склонности к делинквентному поведению - 20 пунктов.

Опросник

Я предпочитаю одежду неярких, приглушенных тонов;

Бывает, что откладываю на завтра то, что должен сделать сегодня;

Я охотно бы записался добровольцем для участия в каких-нибудь боевых действиях;

Бывает, что я иногда ссорюсь с родителями;

Тот, кто в детстве не дрался, вырастет маменькиным сынком и ничего не сможет добиться в жизни;

Я бы взялся за опасную для жизни работу, если бы за нее хорошо заплатили;

Иногда я ощущаю такое сильное беспокойство, что просто не могу усидеть на месте;

Иногда я немного хвастаюсь;

Если бы мне пришлось стать военным, то я бы хотел быть летчиком-истребителем;

Я ценю в людях осторожность и осмотрительность;

Только слабые и трусливые люди выполняют все правила и законы;

Я предпочел бы работу, связанную с переменами и путешествиями, даже если она и опасна для жизни;

Я всегда говорю только правду;

Если человек в меру и без вредных последствий употребляет возбуждающие и влияющие на психику вещества - это вполне нормально;

Даже если я злюсь, я стараюсь не прибегать к ругательствам;

Я думаю, что мне бы понравилось охотиться на львов;

Если меня обидят, то я обязательно должен отомстить;

Человек должен иметь право выпивать, сколько хочет и где хочет;

Если мой приятель опаздывает к назначенному времени, то я обычно сохраняю спокойствие;

Мне обычно затрудняет работу требование выполнить ее к определенному сроку;

Иногда я перехожу улицу там, где не положено;

Некоторые правила и запреты можно отбросить, если испытываешь сильное сексуальное влечение;

Иногда я не слушаюсь родителей;

Если при покупке автомобиля мне придется выбирать между скоростью и безопасностью, то я выберу безопасность;

Я думаю, что мне бы понравилось заниматься боксом;

Если бы я мог свободно выбирать профессию, то стал бы дегустатором вин;

Я часто испытываю потребность в острых ощущениях;

Иногда мне очень хочется сделать себе больно;

Мое отношение к жизни хорошо описывает пословица «Семь раз отмерь, один раз отрежь»;

Я всегда покупаю билеты в общественном транспорте;

Среди моих знакомых есть люди, которые пробовали одурманивающие, токсические вещества;

Я всегда выполняю обещания, даже если мне это не выгодно;

Бывает, что мне очень хочется выругаться;

Правы люди, которые в жизни следуют поговорке «Если нельзя, но очень хочется, то можно»;

Бывало, что я случайно попадал в драку после употребления спиртных напитков;

Мне редко удается заставить себя выполнять работу после ряда обидных неудач;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.