Рефераты. Значение методики использования картин для формирования речи дошкольников

p align="left">В среднем дошкольном возрасте детей приучают охотно вступать в общение со взрослыми и сверстниками, отвечать на вопросы и задавать их по поводу предметов, их качеств, действий с ними, взаимоотношений с окружающими, поддерживают стремления рассказать о своих наблюдениях.

Воспитатель большое внимание уделяет качеству, ответов детей: учит отвечать как в краткой, так и в распространенной форме, не отклоняясь от содержания вопроса. Постепенно он приобщает детей к участию в коллективных беседах, где требуется отвечать только тогда, когда спрашивает воспитатель, слушать высказывания товарищей. Продолжается воспитание культуры общения: формирование умений приветствовать родных, знакомых, товарищей по группе, отвечать по телефону, не вмешиваться в разговор взрослых, вступать в разговор с незнакомыми людьми, встречать гостя, общаться с ними. Воспитание высокообразованных людей включает в себя овладение всеми богатствами родного языка. Поэтому одна из главнейших задач детского сада - формирование правильной устной речи детей на основе овладения ими литературным языком своего народа. Развитие речи нужно тесно связывать с развитием мышления ребенка. Освоение языка, его грамматического строя дает возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями. Важнейшей предпосылкой для решения речевых задач в детском саду является правильная организация обстановки в которой бы у детей появилось желание говорить, называть окружающее, вступать в речевое общение. Об одной из общих задач развития речи детей Е.И. Тихеева писала так: «Прежде всего и главнейшим образом надо заботиться, о том, чтобы всеми мерами при поддержке слова содействовать формированию в сознании детей богатого и прочного внутреннего содержания, способствовать точному мышлению, возникновению и упорядочению значительных по ценности мыслей, представлений и творческой способности комбинировать их. При отсутствии всего этого язык утрачивает свою цену и значение.Сущность слова слагается из его содержания и формы. Гармоническое единение того и другого обуславливает ценность слова». [12]

В старших группах следует учить более точно отвечать на вопросы, объединять в распространенном ответе реплики товарищей, отвечать на один и тот же вопрос по-разному, кратко и распространенно. Закреплять умение учувствовать в общей беседе, внимательно слушать собеседника, не перебивать его, не отвлекаться. Особое внимание необходимо уделять умениям формулировать и задавать вопросы, в соответствии с услышанным строить ответ, дополнять, исправлять собеседника, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения других людей. В рассказывании по серии сюжетных картинок, по игрушкам ребенок учится составлять повествовательные рассказы: указывать место и время действия, развивать сюжет, соблюдать композицию и последовательность изложения, а в рассказах по одной картине - придумывать предшествующее и последующие события. Большое внимание уделяется формированию элементарных представлений о структуре описания и повествования. Предъявляются более серьезные требования к целостности, связанности высказываний. В подготовительной к школе группе детей учат строить разные типы текстов (описание, повествование, рассуждение) с соблюдением их структуры с использованием разных типов внутритекстовых связей. Усложняются задачи и содержание обучения детей рассказыванию по игрушкам, картинам, на темы из личного опыта, творческому рассказыванию без наглядного материала. Более высокие требования предъявляются к произвольности и преднамеренности высказываний. Дети сами анализируют и оценивают рассказы сточки зрения их содержания, структуры, связанности. У них формируется элементарное сознание своеобразия содержания и формы описаний, повествований и рассуждений.

Решая задачи обучения детей связной речи на разных возрастных этапах можно добиться формирования полноценной монологической речи.

1.3 Особенности развития речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием

Психолого-педагогический подход к анализу речевых нарушений является приоритетным направлением отечественной логопедии. В рамках этого направления анализируется развитие языка у детей с речевыми нарушениями. Проведенный в 60-х годах лингвистический анализ речевых нарушений у детей, страдающих разными формами речевой патологии, позволил выделить общее недоразвитие речи и фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Общее недоразвитие речи характеризуется нарушением формирования у детей всех компонентов речевой системы: фонетической, фонематической и лексико-грамматической. У детей с общим недоразвитием речи наблюдается патологический ход речевого развития. Основными признаками общего недоразвития речи в дошкольном возрасте являются позднее начало. Развития речи, замедленный темп речевого развития, ограниченный, не соответствующий возрасту словарный запас, нарушение формирования грамматического строя речи, нарушение звукопроизношения и фонематичного восприятия. При этом у детей отмечается сохранность слуха и удовлетворительное понимание доступной для определенного возраста обращенной речи. У детей с общим недоразвитием речи, речь может находиться на разном уровне развития. Выделяют три уровня речевого развития при общем недоразвитии речи. Каждый уровень может быть диагностирован у детей любого возраста. Первый уровень - саамы низкий. Дети не владеют общеупотребительными средствами общения. В своей речи дети используют лепетные слова и звукоподражания, а также небольшое число существительных и глаголов, которые существенно искажены в звуковом отношении. Одним и тем же лепетным словом или звукосочетанием ребенок может обозначать несколько разных понятий, заменять им название действий и названия предметов.

Высказывания детей могут сопровождаться активными жестами и мимикой. В речи преобладают предложения из одного - двух слов. Грамматические связи в этих предложениях отсутствуют. Речь детей может быть понятна только в конкретной ситуации общения с близкими людьми. Понимание речи детьми в определенной мере ограничено. Звуковая сторона речи резко нарушена. Количество дефектных звуков превосходит число правильно произносимых. Правильно произносимые звуки нестойки и в речи могут искажаться и заменяться. В большей степени нараушается произношение согласных звуков, гласные могут оставаться относительно сохраненными. Фонематическое восприятие нарушено грубо. Дети могут путать сходные по звучанию, но разные по значению слова. До трех лет эти дети практически являются безречевыми. Спонтанное развитие полноценной речи у них не возможно. Второй уровень - у детей имеются начатки общеупотребительной речи. Понимание обиходной речи достаточно развито. Дети более активно общаются при помощи речи. Наряду с жестами, звуковыми комплексами и лепетными словами они используют общеупотребительные слова, которые обозначают предметы, действия и признаки. Хотя их активный словарь резко ограничен. Дети пользуются простыми предложениями из двух - трех слов и начатками грамматического конструирования. В тоже время отмечаются грубые ошибки в использовании грамматических форм. Звукопроизношение значительно нарушено. Это проявляется в заменах, искажениях и пропусках целого ряда согласных звуков. Нарушена слоговая структура слова. Как правило, дети сокращают количество звуков и слогов, отмечаются их перестановки. При обследовании отмечается нарушение фонематического восприятия. Третий уровень - дети пользуются развернутой фразовой речью, не затрудняются в назывании предметов, действий, признаков предметов, хорошо знакомых им в обыденной жизни. Они могут рассказать о своей семье, составить короткий рассказ по картинке. В то же время у них имеются недостатки всех сторон речевой системы как лексико-грамматической, так и фонетико-фонематической. Для их речи характерно неточное употребление слов. В свободных высказываниях дети мало используют прилагательных и наречий, не употребляют обобщающие слова и слова с переносными значением, с трудом образуют новые слова с помощью приставок и суффиксов, ошибочно используют союзы и предлоги, допускают ошибки в согласовании существительного с прилагательными в роде, числе и падеже. У части этих детей недоразвитие речи может быть выражено нередко. Оно характеризуется тем, что нарушения всех уровней языковой системы проявляются в незначительной степени. Звукопроизношение может быть нарушенным, но «смазанным» либо страдать в отношении двух - пяти звуках. Фонематическое восприятие недостаточно точно. Фонематический синтез и анализ отстают в развитии от нормы. В устных высказываниях такие дети допускают смешения слов по акустическому сходству и по смыслу. Контекстная монологическая речь носит ситуативно-бытовой характер. Фонетико-фонематическое недоразвитее характеризуется нарушением произношения и восприятия фонии родного языка.

Среди детей с нарушениями речи эта группа является наиболее многочисленной. К ним относятся дети, у которых наблюдаются: неправильное произношение отдельных звуков, одной или нескольких групп звуков; недостаточное фонематическое восприятие нарушенных звуков; затрудненность восприятия акустической и артикуляционной разницы между оппозиционными фонемами. В устной речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием могут наблюдаться следующие отклонения в звукопроизношении: отсутствие звука; замена одного звука другим определенным звуком, смешения тех звуков, которые входят в состав определенных фонетических групп. Наблюдается неустойчивое употребление этих звуков различных словах. Ребенок может в одних словах употреблять звуки правильно, а в других заменять их близким Ио артикуляции или акустическим признакам. У детей фонетико-фонематическое недоразвитее нарушено формирование фонематического анализа и синтеза. Соответственно они испытывают значительные затруднения при обучении письму и чтению.

Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием имеют свои особенности в развитии и развитии речи, их необходимо знать и учитывать в работе с детьми.

1.4 Роль картинки в развитии речи детей дошкольного возраста

Особую роль картинки в развитии ребенка и в развитии речи детей дошкольного возраста отводила Е.И. Тихеева. [12] Она описала что картинам как фактору умственного развития ребенка должно быть отведено почетное место с первых лет его жизни. Мы знаем, какое громадное значение имеют опыт и личное наблюдение ребенка для развития его и мыслительной способности и речи. Картины раздвигают поле непосредственного наблюдения. Образы, представления, ими называемые, конечно, менее ярки, чем те, которые дает реальная жизнь, но во всяком случае они несравненно более ярки и определенны, чем образы, называемые голым словом. Видеть жизнь во всех ее проявлениях собственными глазами нет никакой возможности. Поэтому-то картины так ценны и значение их так велико. Рассматривание картины в раннем детстве преследует тронную цель:

1) Упражнение способности к наблюдению;

2) Поощрение сопутствующих наблюдению интеллектуальных процессов (мышления, воображения, логического суждения).

3) Развитие языка ребенка.

Большинство восприятий ребенка становится его достоянием, пройдя через его моторную сферу, его деятельность. Одни лишь картины специально предназначены для того, чтобы поощрять развитие спокойного, немоторного созерцания.

Большая радость, которую доставляют ребенку, начинания со второго года, картинки, доказывает, что наряду с сенсорно-моторным способом восприятия у него проявляются уже начатки функций высшей формы - чисто созерцательной. Развивать способность рассматривать картинку, разбираться при участии языка в ее подробностях - основная цель при занятиях с детьми дошкольного возраста. Занятиям с детьми по картинкам принадлежит методике развития речи детей первенствующее место. Свои переживания ребенок охотно претворяет в речь. Эта потребность является пособником для развития его языка. Молчаливое рассматривание картины составляет исключение. Рассматривая картинку, маленький ребенок все время говорит. Педагог должен поддерживать этот детский разговор, должен сам говорить с детьми, путем наводящих вопросов руководить их вниманием и языком.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.