Рефераты. Значение полового воспитания подростков и его влияние на формирование личности

ul>
  • Россия пока не относится к числу стран с самой высокой долей внебрачных рождений, но уже обогнала в этом отношении многие европейские страны; доля внебрачных рождений у россиян и в городе и в селе быстро растет. Сейчас она приближается к уровню послевоенного 1945 г., когда высокая доля таких рождений имела демографическое объяснение: ее причины коренились в огромной нехватке мужчин молодых и средних возрастов. Но сейчас демографическое положение иное. Правда, определенная нехватка мужчин, вызванная их чрезвычайно высокой смертностью, существует в России и сейчас, Какой-то вклад в рост числа внебрачных рождений может вносить сложная социально-экономическая обстановка постсоветского времени. Но этот рост происходит не только в России и, видимо, указывает не на конъюнктурные, а на более глубокие, но пока еще не очень хорошо понятые изменения в организации самой семейной жизни людей. Не до конца ясны и последствия этих изменений, хотя многие проблемы, касающиеся самых разных сторон жизни -- и уровня рождаемости, и воспитания детей, и положения одиноких матерей, -- более или менее очевидны. Все это заставляет внимательно присматриваться к новому социальному феномену.
  • 3. Исследовательская работа
  • В ходе написания реферата, у меня сформировалось чёткое представление о значимости полового воспитания подростков. Я поняла, что отсутствие этого воспитания или его недостаток является причиной многих проблем: ЗППП, беременность в юношеском возрасте, неслаженные семейные отношения, изнасилования, поэтому своей исследовательской работой я решила выявить уровень полового воспитания моих сверстников. Мною были опрошены 50 подростков в возрасте 15-17 лет, которые отвечали на несколько вопросов анонимной анкеты, при составлении которой я использовала опросники Ю.Л. Романцевой. Ниже представлена эта анкета.
  • 1. Наименование учебного заведения
  • 1. Школа;
  • 2. Техникум;
  • 3. СПТУ;
  • 2. Сколько тебе лет?
  • _________________
  • 3. Как бы ты охарактеризовал свои отношения с родителями?
  • Мать: Отец:
  • 1. дружеские;
  • 2. безразличные;
  • 3. сложные;
  • 4. затрудняюсь ответить.
  • 4. Каков, на твой взгляд, оптимальный возраст вступления в брак?
  • Для юноши: Для девушки:
  • 1. до 18 лет;
  • 2. 18-19;
  • 3. 20-21;
  • 4. 22-24;
  • 5. 25 и старше;
  • 6. затрудняюсь ответить.
  • 5. Какой, по-твоему, оптимальный возраст для рождения первого ребёнка?
  • Для мужчины: Для женщины:
  • 1. 18-19 лет;
  • 2. 20-21;
  • 3. 22-23;
  • 4. 24-25;
  • 5. 26 лет и старше;
  • 6. затрудняюсь ответить.
  • Считаешь ли ты достаточными имеющиеся у тебя знания о:
  • 6. Строении и функциях мужской и женской половых систем?
  • 1. Да;
  • 2. Нет;
  • 3. Затрудняюсь ответить.
  • 7. Контрацепции?
  • 1. Да;
  • 2. Нет;
  • 3. Затрудняюсь ответить.
  • 8. Половой жизни?
  • 1. Да;
  • 2. Нет;
  • 3. Затрудняюсь ответить.
  • 9. Безопасном сексе?
  • 1. Да;
  • 2. Нет;
  • 3. Затрудняюсь ответить.
  • 10. Брачном законодательстве?
  • 1. Да;
  • 2. Нет;
  • 3. Затрудняюсь ответить.
  • 11. О болезнях, передаваемые половым путём?
  • 1. Да;
  • 2. Нет;
  • 3. Затрудняюсь ответить.
  • 12. От кого бы ты предпочёл получить информацию по этим вопросам (не более двух ответов)?
  • 1. От врачей;
  • 2. От педагогов;
  • 3. От родителей;
  • 4. От друзей;
  • 5. Из специальной литературы, видеофильмов, телевидения и т.д.;
  • 6. Другое ____________________________________.
  • 13. Где бы ты хотел получить информацию по этим вопросам?
  • 1. Женская консультация;
  • 2. Поликлиника;
  • 3. Консультация «Брак и семья»;
  • 4. Центр для подростков;
  • 5. Телефон доверия;
  • 6. Другое ____________________________________.
  • 14. Как ты считаешь, в каком возрасте можно начинать половую жизнь?
  • Девушке ___ лет;
  • Юноше ___ лет.
  • 15. Как ты думаешь, можно ли самостоятельно выбирать противозачаточные средства?
  • 1. Да;
  • 2. Нет;
  • 3. Затрудняюсь ответить.
  • 16. Как ты относишься к половой жизни до брака?
  • 1. Положительно;
  • 2. Отрицательно;
  • 3. Затрудняюсь ответить.
  • 17. Считаешь ли ты для себя приемлемой половую жизнь до брака?
  • 1. Да;
  • 2. Нет;
  • 3. Затрудняюсь ответить.
  • Результаты теста № 1
  • События

    Девушки

    Юноши

    Брак

    22 - 24 гг.

    22 - 25… лет

    Ребенок

    24 - 25 лет

    24 - 26…лет

    Половая жизнь

    16 - 18 лет

    15 лет

    • Проанализировав ответы, я пришла к выводу, что респонденты чётко устанавливают планку для заключения брака и рождения первого ребёнка для девушки (брак - 22-24 года, ребёнок - 24-25 лет). Это означает, что у людей до сих пор бытует мнение о том, что девушка должна целесообразно вести свой образ жизни, и, когда она будет готова физически и морально на важные решения, тогда она может принимать их.
    • Иначе обстоят дела с молодыми людьми. Респонденты не дали чёткого ответа, когда молодой человек должен жениться и когда должен заводить ребёнка, но цифра (брак - 22-24, 25 и более лет, ребёнок - 24-25, 26 и более лет) указывает, что браки между девушками и юношами заключаются примерно в одном возрасте. В русских семьях, как правило, муж старше жены, и цифра тяготеет к более старшему возрасту мужчин при первом рождении ребёнка.
    • Подростки предпочли бы получать информацию по этим вопросам от врачей. Это означает, что в школах, при медосмотре, обычно проводят такие беседы врачи, и это закрепилось в сознании подростков. Это объясняется ещё тем, что врачи наиболее информированы по данным вопросам люди, чем все остальные.
    • Также респонденты отметили специальную литературу. Данный ответ объясняется тем, что многие подростки стесняются подойти с этими вопросами к родителям или обратиться в какую-либо службу, а также потому, что сейчас выпускается очень много книг по сексуальному воспитанию и их легко можно приобрести не только родителям, но и подросткам. Нужно отметить, что некоторые не знают от кого бы они хотели получить эту информацию. Хотя такие ответы и редки, но они требуют большого внимания.
    • Информацию по вопросам полового воспитания подростки хотели бы получать в женской консультации, но есть ответы, где респонденты не знают, куда обратиться с этими вопросами. Принимая во внимание эти ответы, можно сказать, что половое воспитание в России не достаточно высоко и этот пробел необходимо срочно устранить.
    • Настораживают ответы, данные респондентами о начале половой жизни. Большинство ответило, что юношам можно начинать половую жизнь с 15 лет, несколько лет назад было 17-18 лет. Подростки считают, что девушке можно начинать жить половой жизнью с 16 и с 18 лет, и лишь один ответ дан за 19 и один за 20 лет.
    • Данные ответы заставляют задуматься о половом воспитании подростков. К сожалению, существует тенденция к снижению возраста получения первого полового акта. Это ведёт к возрастанию числа заболеваний передающихся половым путём у подростков и юношеской беременности.
    • Второй тест, предоставленный мной 50 подросткам в возрасте 16-17 лет, был направлен на выявление их сексуальной аутоиндентификации (зрелости). Ниже представлен этот тест.
    • 1. Наличие постоянного партнёра, по твоему мнению, должно принести тебе:
    • а) разнообразие (ю-16, д-6);
    • б) чувство защищённости (ю-4, д-14);
    • в) признание окружающих (ю-5, д-5).
    • 2. Тот, у кого есть постоянный партнёр:
    • а) уравновешеннее, чем другие (ю-5, д-6);
    • б) скорее несчастен (ю-6, д-4);
    • в) испытывает целый калейдоскоп различных чувств (ю-14, д-15).
    • 3. Человек твоей мечты должен:
    • а) иметь такие же интересы, что и ты (ю-9, д-13);
    • б) не иметь с тобой ничего общего (ю-0, д-0);
    • в) прежде всего, хорошо выглядеть (ю-16, д-12).
    • 4. Сколько времени тебе нужно общаться с твоим партнёром, прежде чем ваши отношения станут интимными:
    • а) один вечер (ю-8, д-3);
    • б) пока я не полюблю его/её (ю-14, д-18);
    • в) пока не начну доверять ему/ей (ю-3, д-4).
    • 5. Что, скорее всего, может послужить причиной разрыва:
    • а) ревность (ю-8, д-6);
    • б) скука (ю-5, д-6);
    • в) ссора из-за пустяка (ю-0, д-0);
    • г) измена (ю-9, д-11);
    • д) привычка (ю-3, д-2);
    • е) несовместимость с его/её компанией (ю-0, д-0).
    • 6. Насколько важен для любви возраст:
    • а) любви все возрасты покорны (ю-24, д-21);
    • б) настоящая любовь возможна лишь после 18 лет (ю-0, д-2);
    • в) любовь возможна лишь после нескольких разочарований (ю-1, д-2).
    • 7. Вечеринка - это:
    • а) возможность хорошенько пофлиртовать (ю-8, д-9);
    • б) возможность для измены (ю-1, д-0);
    • в) возможность для тебя и партнёра как следует развлечься (ю-13, д-11);
    • г) в любом случае просто дурацкий праздник (ю-3, д-5).
    • 8. Ты идёшь с двумя друзьями по улице. Где твоё место:
    • а) посередине (ю-7, д-8);
    • б) крайним слева (ю-0, д-0);
    • в) крайним справа (ю-0, д-0);
    • г) неважно где (ю-18, д-17).
    • 9. Легко ли тебе говорить о вещах, связанных с сексом:
    • а) да (ю-20, д-18);
    • б) нет (ю-0, д-1);
    • в) только с партнёром (ю-5, д-6).
    • 10. Твоя реакция, если тебе не повезёт в любви:
    • а) тут же начну искать себе кого-нибудь другого (ю-16, д-11);
    • б) начну скорбеть по потерянному счастью (ю-2, д-4);
    • в) буду искать утешение в компании (ю-7, д-10).
    • 11. Юноши:
    • а) стремятся к сексу больше, чем девушки (ю-18, д-14);
    • б) не хотят длительных отношений (ю-2, д-5);
    • в) так же чувствительны, как и девушки (ю-5, д-6).
    • 12. Когда ты используешь выражение «Я люблю»?
    • а) никогда (ю-5, д-2);
    • б) часто и с удовольствием (ю-10, д-12);
    • в) только в момент интимности (ю-10, д-11).
    • 13. В каких ты отношениях со своими родителями?
    • а) в хороших (ю-19, д-20);
    • б) по-разному бывает (ю-5,д-5);
    • в) плохих (ю-1, д-0).
    • 14. Веришь ли ты в любовь с первого взгляда?
    • а) да (ю-9, д-9);
    • б) нет (ю-1, д-0);
    • в) может быть (ю-15, д-16).
    • 15. Трудно ли тебе заплакать в присутствии твоего партнёра?
    • а) да (ю-22, д-2);
    • б) нет (ю-0, д-3);
    • в) в зависимости от ситуации (ю-3, д-20).
    • 16. Когда ты видишь себя в зеркале, то:
    • а) у тебя улучшается настроение (ю-10, д-19);
    • б) ты до смерти пугаешься (ю-9, д-6);
    • в) у тебя появляется желание корчить рожи (ю-6, д-0).
    • 17. Если ты с кем-то расстался:
    • а) он полностью перестаёт для тебя существовать (ю-1, д-0);
    • б) он остаётся твоим другом (ю-24, д-25);
    • в) он становится твоим врагом на всю жизнь (ю-0, д-0).
    • 18. По части секса твой партнёр должен быть:
    • а) опытнее, чем ты (ю-0, д-19);
    • б) так же опытен, как и ты (ю-3, д-6);
    • в) иметь довольно мало опыта (ю-22, д-0).
    • 19. Какое место занимает для тебя в любви секс?
    • а) секс важен (ю-7, д-12);
    • б) это самое главное (ю-17, д-10);
    • в) секс имеет второстепенное значение (ю-1, д-3).
    • 20. Какой предмет мог бы стать для тебя символом большой любви?
    • а) скала (ю-0, д-0);
    • б) река (ю-0, д-4);
    • в) солнце (ю-6, д-10);
    • г) цветок (ю-4, д-1);
    • д) широкая лента (ю-0, д-0);
    • е) золотая цепочка (ю-15, д-10).
    • Вопрос

      Юноши

      Девушки

      Вывод

      • 1. Наличие постоянного партнёра, по твоему мнению, должно принести тебе:
      • а) разнообразие;
      • б) чувство защищённости;

      в) признание окружающих.

      • 16
      • 4

      5

      • 6
      • 14

      5

      • Юноши думают, что наличие постоянного партнёра должно принести им разнообразие.

      Девушки считают, что чувство защищённости.

      • 2. Тот, у кого есть постоянный партнёр:
      • а) уравновешеннее, чем другие;
      • б) скорее несчастен;

      в) испытывает целый калейдоскоп различных чувств.

      • 5
      • 5

      14

      • 6
      • 4

      15

      Юноши и девушки уверены, что тот, у кого есть постоянный партнёр, испытывает целый калейдоскоп чувств.

      • 3. Человек твоей мечты должен:
      • а) иметь такие же интересы, что и ты;
      • б) не иметь с тобой ничего общего;

      в) прежде всего, хорошо выглядеть.

      • 9
      • 0

      16

      • 13
      • 0

      12

      • Юноши представляют человека своей мечты с хорошей внешностью.

      Девушки считают, что такой человек должен иметь такие же интересы и привлекательную внешность.

      • 4. Сколько времени тебе нужно общаться с твоим партнёром, прежде чем ваши отношения станут интимными:
      • а) один вечер;
      • б) пока я не полюблю его/её;

      в) пока не начну доверять ему/ей.

      • 8
      • 14

      3

      • 3
      • 18

      4

      Юноши и девушки думают, что для того что бы отношения стали интимными нужно полюбить человека.

      • 5. Что, скорее всего, может послужить причиной разрыва:
      • а) ревность;
      • б) скука;
      • в) ссора из-за пустяка;
      • г) измена;
      • д) привычка;

      е) несовместимость с его/её компанией.

      • 8
      • 5
      • 0
      • 9
      • 3

      0

      • 6
      • 6
      • 0
      • 11
      • 2

      0

      • Юноши считают, что причиной разрыва может послужить измена, а также ревность.

      Девушки уверены, что этой причиной может быть измена.

      • 6. Насколько важен для любви возраст:
      • а) любви все возрасты покорны;
      • б) настоящая любовь возможна лишь после 18 лет;

      в) любовь возможна лишь после нескольких разочарований.

      • 24
      • 0

      1

      • 21
      • 2

      2

      Юноши и девушки утверждают, что возраст для любви не важен.

      • 7. Вечеринка - это:
      • а) возможность хорошенько пофлиртовать;
      • б) возможность для измены;
      • в) возможность для тебя и партнёра как следует развлечься;

      г) в любом случае просто дурацкий праздник.

      • 8
      • 1
      • 13

      3

      • 9
      • 0
      • 11

      5

      Большинство юношей и девушек считают, что вечеринка - это способ хорошо развлечься.

      • 8. Ты идёшь с двумя друзьями по улице. Где твоё место:
      • а) посередине;
      • б) крайним слева;
      • в) крайним справа;

      г) неважно где.

      • 7
      • 0
      • 0

      18

      • 8
      • 0
      • 0

      17

      Как юношам, так и девушкам не важно место, где они будут стоять, когда они идут с двумя друзьями по улице.

      • 9. Легко ли тебе говорить о вещах, связанных с сексом:
      • а) да;
      • б) нет;

      в) только с партнёром.

      • 20
      • 0

      5

      • 18
      • 1

      6

      Юношам и девушкам легко говорить о вещах связанных с сексом.

      • 10. Твоя реакция, если тебе не повезёт в любви:
      • а) тут же начну искать себе кого-нибудь другого;
      • б) начну скорбеть по потерянному счастью;

      в) буду искать утешение в компании.

      • 16
      • 2

      7

      • 11
      • 4

      10

      • Юноши сразу начнут искать замену потерянной любви.

      Девушки тоже будут искать кого-нибудь другого или найдут утешение в компании.

      • 11. Юноши:
      • а) стремятся к сексу больше, чем девушки;
      • б) не хотят длительных отношений;

      в) так же чувствительны, как и девушки

      • 18
      • 2

      5

      • 14
      • 5

      6

      Юноши и девушки думают, что юноши стремятся к сексу больше.

      • 12. Когда ты используешь выражение «Я люблю»?
      • а) никогда;
      • б) часто и с удовольствием;

      в) только в момент интимности.

      • 5
      • 10

      10

      • 2
      • 12

      11

      Юноши и девушки используют выражение «Я люблю» часто и с удовольствием или в момент интимности.

      • 13. В каких ты отношениях со своими родителями?
      • а) в хороших;
      • б) по-разному бывает;

      в) плохих.

      • 19
      • 5

      1

      • 20
      • 5

      0

      Юноши и девушки в хороших отношениях со своими родителями.

      • 14. Веришь ли ты в любовь с первого взгляда?
      • а) да;
      • б) нет;

      в) может быть.

      • 9
      • 1

      15

      • 9
      • 0

      16

      Юноши и девушки не уверены, верят ли они в любовь с первого взгляда.

      • 15. Трудно ли тебе заплакать в присутствии твоего партнёра?
      • а) да;
      • б) нет;

      в) в зависимости от ситуации.

      • 22
      • 0

      3

      • 2
      • 3

      20

      • Юношам трудно заплакать в присутствии партнера.

      Девушки могут заплакать в зависимости от ситуации.

      • 16. Когда ты видишь себя в зеркале, то:
      • а) у тебя улучшается настроение;
      • б) ты до смерти пугаешься;

      в) у тебя появляется желание корчить рожи

      • 10
      • 9

      6

      • 19
      • 6

      0

      У юношей и девушек поднимается настроение, когда они видят своё отражение.

      • 17. Если ты с кем-то расстался:
      • а) он полностью перестаёт для тебя существовать;
      • б) он остаётся твоим другом;

      в) он становится твоим врагом на всю жизнь.

      • 1
      • 24

      0

      • 0
      • 25

      0

      После разрыва человек остаётся другом как для юношей, так и для девушек.

      • 18. По части секса твой партнёр должен быть:
      • а) опытнее, чем ты;
      • б) так же опытен, как и ты;

      в) иметь довольно мало опыта.

      • 0
      • 3

      22

      • 19
      • 6

      0

      Юноши думают, что их партнёр должен иметь мало опыта, а девушки наоборот считают, что их партнёр должен быть опытнее их.

      • 19. Какое место занимает для тебя в любви секс?
      • а) секс важен;
      • б) это самое главное;

      в) секс имеет второстепенное значение.

      • 7
      • 17

      1

      • 12
      • 10

      3

      Секс у юношей занимает главенствующее место в отношениях, а девушки думают, что секс важен.

      • 20. Какой предмет мог бы стать для тебя символом большой любви?
      • а) скала;
      • б) река;
      • в) солнце;
      • г) цветок;
      • д) широкая лента;

      е) золотая цепочка.

      • 0
      • 0
      • 6
      • 4
      • 0

      15

      • 0
      • 4
      • 10
      • 1
      • 0

      10

      Юноши и девушки представляют символом любови золотую цепочку.

      • Результаты теста были такими: все респонденты сексуально зрелые люди, что говорит о том, что они готовы к вступлению в половую жизнь и сейчас необходимо уберечь их от ЗППП и беременности.
      • Таким образом, можно сделать общий вывод. Сегодня молодёжь является достаточно просвещенной в сфере сексуальных отношений и в вопросах создания и планирования семьи. Я объясняю это тем, что все они относятся к одной социальной группе (школьники) и имеют, примерно, одинаковые жизненные интересы, приоритеты, живут в одной субкультуре. Не сомневаюсь, что если бы среди моих респондентов были учащиеся из ПТУ, то результаты опроса могли быть иными. Однако я считаю, что сексуальное воспитания человека не ограничивается возрастом и может продолжаться многие годы.
      • Заключение
      • Итак, пубертатный период, то есть период полового созревания, в среднем начинается в 12-13 лет, а заканчивается -- в 20-25. Следовательно, половое воспитание нужно начинать до 12 лет.
      • Ознакомление подростка с процессами размножения должно происходить постепенно, начиная с размножения низших организмов, растений и животных, с тем, чтобы переход к рассмотрению анатомических и физиологических особенностей человека произошел совершенно естественно. При рассмотрении естественных процессов жизни нельзя допускать ни малейшего лицемерия и ханжества. Говоря о половых органах и их функциях без неуместного здесь смущения и стыда. Необходимо научит подростков относиться с необходимой серьезностью и уважением к половой жизни.
      • Ознакомление с вопросами гигиены в период полового созревания должно происходить до появления самих признаков зрелости с целью предотвращения вредного психического травмирования молодого человека. Нет нужды вести беседы на половые темы в виде каких-то специальных лекций или курсов. Лучше всего, если все необходимые сведения и разъяснения будут даваться на фоне нравственного воспитания.
      • Нужно открыто и откровенно рассматривать вопросы о начале полового общения, об опасностях, связанных с легкомысленным отношением к половым связям, влекущим за собой и раннюю беременность, и аборты, которые могут стать причиной бесплодия, и венерические болезни.
      • Естественно, лучший метод воспитания детей -- положительный пример поведения их родителей. В дружной семье, в которой родители не на словах, а на деле уважают моральные принципы социалистического общества, дети будут с должным вниманием относиться к советам, касающимся взаимоотношений между юношами и девушками.
      • Работа по половому воспитанию особенно необходима среди старшеклассников и студентов вузов, многие из которых считают себя вполне сформировавшимися и достигшими половой зрелости. Молодым людям хочется не столько слушать нравоучения, сколько высказывать свое мнение, полемизировать. И с этим нужно считаться. Откровенный диалог между отцом и сыном, матерью и дочерью, когда каждый высказывает свое мнение, например, при обсуждении поведения того или иного литературного героя, постепенно направляемый старшим в нужное русло (если, конечно, родители при этом будут играть роль старших товарищей), совместная попытка дать определение таким понятиям, как половая, психологическая и социальная зрелость, может быть одним из методов полового воспитания.
      • Говорить о половом воспитании нужно даже с теми, у кого уже наступило половое созревание и даже с достигшими более старшего возраста.
      • Половое воспитание, как любое другое, должно продолжаться на протяжении всей жизни человека. Тогда можно будет избежать многих дисгармоний в половой жизни, которые встречаются не так уж редко.
      • Я изучила литературу по данной теме и убедилась в том, что половое воспитание необходимое звено в воспитательной работе с подростками. А итоги проведённой исследовательской работы убедили меня в том, что хотя мои сверстники и являются достаточно образованными в области полового воспитания, просветительская работа в этом направлении должна вестись более активно.
      • Список литературы
      • 1. Аккузина О.П. Установки подростков по отношению к началу половой жизни//«Вопросы психологии».- 2001. - №4. - М.: Наука
      • 2. Белов В.В. Подросток - сверстник. - СПб.: Питер
      • 3. Борисов В.А. Демографическая теория и эффективность демографической политики в области рождаемости. - М.: Мир
      • 4. Варшавский П.С. Молодёжь. - Ростов-на-Дону: Феникс
      • 5. Грушенко П.Р. Опыты сексуальных отношений, материнства и супружества несовершеннолетних женщин //«Социс».- 2002. -№11. - М.: Наука
      • 6. Гудкович Л.Н. Половое влечение. - М.: Просвещение
      • 7. Гурко Т.А. Девочка-мать. М.: Омега-Л
      • 8. Иванов Е.И. Внебрачное материнство в России. - М.: Республика
      • 9. Каган В.В. Что мы знаем о половом воспитании? - М.: Просвещение
      • 10. Кон И.С. Введение в сексологию. - СПб.: Питер
      • 11. Кукушин В.С. Теория и методика воспитательной работы. - М.: Мир
      • 12. Марков В.В. Основы ЗОЖ. - М.: Наука
      • 13. Масоликова Н.Ю. Проблемы психосексуального развития и воспитания детей в современных условиях // «Психологическая наука и образование». - 2000. - №4. - М.: Московский городской психолого-педагогический институт
      • 14. Орлов Ю.М. Половое воспитание, как звено становления личности. - М.: Просвещение
      • 15. Романцева Ю.Л. Психологические тесты. - М.: Мир
      • 16. Савельева И.Д. Формирование репродуктивного здоровья подростков//«ОБЖ».- 2002. - №3. - М.: Наука
      • 17. Смелзер Н. Ранний ребёнок. - М.: Наука
      • 18. Соловцова Е.А. Представления подростков о половой жизни//«Народное образование». - 2001. - №5. - М.: Красная звезда
      • 19. Степанов В.Г. Психология трудных подростков. - СПб.: Питер
      • 20. Хаптанова Т.Г. Формирование мотивационной сферы сексуальности подростков//«Педагогика».- 2002. - №3. - М.: Педагогика
      • 21. Чумаков Б.Н. Валеология. - М.: Наука
      • 22. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. - М.: Мир
      • 23. Ямшор И.Р. Проявление жестокости в обществе. - М.: Просвещение

      Страницы: 1, 2, 3, 4



    2012 © Все права защищены
    При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.