Рефераты. Детские страхи у детей младшего возраста - (курсовая)

p>“Ты плохой, потому что ты плохо учишься”, - говорят ребёнку. Он соглашается, и возникает неразрешимый внутренний конфликт. Он сопровождается чувством неопределённости, неуверенности в себе и различны- ми страхами. В ряде случаев страх перед школой выз ван конфликтом со сверстниками, боязнью проявле - ний физической агрессии с их стороны. Чаще всего по- добные страхи с возрастом меняют свой характер, иног да исчезают совсем. Но, принимая длительный харак–тер, они вызывают у ребёнка чувство бессилия, неспо- собность справиться со своими чувствами, контролиро вать их.

Итак, большая часть страхов младших школьников лежит в области учебной деятельности : “боязнь быть не тем”, страх сделать ошибку, боязнь получить пло- хую отметку, боязнь конфликта со сверстниками. Школьные страхи не только лишают ребёнка психоло- гического комфорта, радости учения, но и способст– вуют развитию детских неврозов.

    Преодоление страха и тревожности у детей.

Психологи выделяют два способа преодоления тревожности у детей. Выработка конструктивных способов поведения в трудных для ребёнка ситуациях, а также овладение приёмами, позволяющими справиться с излишним волнением, тревогой.

Укрепление уверенности в себе, развитие самооцен-ки и представления о себе, забота о“личностном росте” человека.

Для преодоления школьной тревожности у учащих- ся 1 класса, необходимо : Смягчить, снизить силу потребностей, связанных с внутренней позицией школьника. Развить и обогатить оперативные навыки повед –ния, деятельности, общения с тем, чтобы новые навыки, более высокого уровня, позволили детям отказаться от неправильно сложившихся спосо- бов реализации мотива, чтобы дети могли свобод-но выбрать продуктивные формы. Вести работу по снятию излишнего напряжения в школьных ситуациях. Для снятия тревожности у младших школьников существыют целые комплексы приёмов, упражн-ний. Однако центральную роль играют 2 метода.

Метод последовательной десенсибилизации. Суть его состоит в том, что ребёнка помещают в ситуации, связанные с областью, вызывающей у него тревогу и страх, начиная с тех, которые могут лишь немного его волновать, и кончая теми, которые вызывают сильную тревогу, возможно, даже испуг. Для снятия напряжения ребёнку предлагают сосать конфету. Метод “отреагирования” страха, тревоги, напряжения. Осуществляется с помощью игры- драматизации “в очень страшную, страшилищную школу”, где сначала с помощью кукол- петрушек, в форме театральных этюдов дети изображают пугающие их ситуации школьной жизни, причём все“пугающие” моменты должны быть доведены до крайней степени (“так чтобы зрителям было очень страшно”). Кроме того, можно применять приёмы “рисование страхов”, “рассказы о страхах”, причём акцентироваться должна школьная тематика. В ходе этой работы поощряют ся попытки юмористического, карикатурного изо- бражения ситуации. Работая с тревожными детьми, используются специ- альные оценки : максимально развёртываются критерии той или иной оценки, похвалы, замечания и одновремен но предельно сужается и конкретизируется сфера дейст вия оценочного суждения ( оценивается не вся деятель- ность сразу, а её отдельные элементы, особенно успеш- ные. ) При этом большое внимание уделяется поддержа нию в классе атмосферы принятия, безопасности, чтобы ребёнок чувствовал что его ценят вне зависимос ти от его успехов. Важным является формирование такого отношения не только к оценке, но к успеху, неуспеху, выигрышу, проигрышу–к любому результа ту, когда он воспринимается ребёнком, прежде всего, как ориентир на пути овладения знаниями, умениями. Именно это позволяет детей не ориентироваться на результат, сделать детей свободными к собственным успехам и неудачам. Для этого можно использовать ишуточные соревнования, в которых победа или поражение достаточно относительны, не требуют значительных усилий, легко переходят от одного ребён ка к другому. Повышенная значимость требований школы ведущая к дезорганизации деятельности детей, сильной напряжённости, снимается посредством приё- ма“Школа клоунов”. Детям читают отрывки из книги Э. Успенского, рассказывают о каких-нибудь правилах это школы, придумывают уроки, отметки. Каждый ребё нок обязательно должен что-нибудь рассказывать или показывать. Класс предварительно договаривается, какое правило для“Школы клоунов” будет выполнят-ся, и оно включается в ход “учебных”игровых занятий, что способствует развитию произвольности. Задача такой работы-игры, с одной стороны, показать относи- тельность рамок“хорошо-плохо”, а с другой –помочь детям осознать, для чего эти правила нужны. Дети начи нают понимать, что требования, правила относительны и необходимы. Таким образом, создаются условия для преодоления стремления всегда и во всём действовать по правилам. Важным направлением этой работы является развитие у детей мотива компетентности, стремления быть не хуже других, не мириться с собственной“не- полноценностью”. Для развития указанных мотивов следует использо вать ряд специальных приёмов. Один из них“Я не могу- я могу- я сумею”. Суть его состоит в следующем. Если ребёнок отказывается выполнять задание, говоря что он с ним не справится, учитель просит его выпол–нить другого ребёнка, который знает меньше и не мо- жет справиться с заданием, и изобразить такого ребён- ка. Затем просит изобразить ребёнка, который сумеет справиться с заданием. При этом дети убеждаются, что они далеко продвинулись от полного неумения и могут, если попробуют продвинуться ещё дальше. Дети произ носят“волшебное заклинание” : “Я не могу…”- и каж- дый по очереди говорит, чем ему трудно это задание ; “Я могу…” – дети по очереди говорят что они могут сделать ; “Я сумею…”- каждый старается сказать, насколько он может выполнить задание. При этом правильность или неправильность реплик детей не ком ментируется, подчёркивается только, что каждый чего- то не умеет, чего-то не может и каждый сумеет, если захочет, добиться продвижения вперёд и быть не хуже других. Особо следует сказать о приёмах, помогающих детям снять повышенную напряжённость. С ней часто бывают связаны двигательные беспокойства, агрессив ность. Здесь можно использовать щит, который держит взрослый и в который можно стучать игрушечным мячом, бить кулаком и т. п. Это приём можно приме– нять в зависимости от условий. Работа учителя по снятию школьной тревожности и страхов может проводиться непосредственно в ходе учебных занятий, когда используются отдельные мето- ды и приёмы, описанные выше, а также в специальной группе. Эта работа будет иметь эффект только при соз-дании благоприятных условий семье и школе, где хоро шие отношения будут поддерживать ребёнка.

    Выявление страхов у детей.

2. 1 Методика выявления страхов у детей с помо – щью рисования страхов. Методика выявления страхов у детей с помощью рисунков проводится с целью понять интересы, увле- чения детей, особенности их темперамента, пережива ний и внутреннего мира ребёнка.

Детям предлагалось рисовать на темы : “В школе”, “На улице, во дворе”, “Семья”, “Что мне снится страш ное или чего я боюсь днём”, “Что было со мной самое плохое или самое хорошее”, “Кем я хочу стать”. Сначала детям было предложено рисовать цветными карандашами. С целью активизации интереса к рисова нию дома, за месяц до этого, детей попросила принес–ти свои рисунки, чтобы некоторые из них показать в классе. На первых двух подготовительных занятиях бы ло предложено детям темы выбрать самим. Дети рисо вали : медведя, машины, деревья, лес, людей и т. д.

После подготовительных занятий можно приступать к тематическому рисованию. Такие занятия проводи – лись два раза в неделю и затрагивали одну или две те – мы. Анализ рисунков.

    Рисунки на тему “В школе”

Рисунки получились самые разнообразные. Некоторые дети рисовали только школу, столы и учителя ; другие рисовали только своих одноклассников, учителей, чем занимаются на переменах, в группе продлённого дня ; третьи же рисовали только себя в центре внимания.

    Таблица N1.
    Исследование страхов с помощью рисунков.
    В центре внимания
    Мало друзей среди
    Нет друзей среди
    сам ученик
    сверстников
    сверстников
    20%
    45%
    35%

В рисунках на тему “В школе”самое важное то, как ребёнок взаимно располагает фигуры сверстников и себя. Те дети, которые рисуют себя в центре группы это дети с истерическими чертами характера. Те дети, у которых на рисунке оказалось мало сверстников или они отсутствуют совсем это дети с невротическими реакциями. Это также отражает прблемы взаимопони– мания со сверстниками. То же самое относится к рисун кам на тему “На улице, во дворе”. Если в рисунке ребёнка мало сверстников, то это указывает на затруд- нения в приобретении дружеских, устойчивых контак- тов и чрезмерную опёку в семье.

    Рисунки на тему “Семья”.
    Детям даётся задание нарисовать всех, с кем живёт ребёнок.
    Таблица N2.
    Исследование страхов с помощью рисунков.
    Ребёнок между
    Ребёнок ближе к
    родителями
    маме или к папе
    35%
    65%

В этих рисунках имеет большое значение порядок и близость расположения фигур и особенно место ребён ка. Если ребёнок рисует себя между родителями- это говорит о привязанности к обоим родителям, если вблизи к одному из них- это говорит о выраженной привязанности к одному родителю. Наконец, цветовая гамма, общая с одним из взрослых, в частности одна и та же окраска туловища, указывает на большую степень отождествления с ним по признаку пола.

Рисунки на тему “Что мне снится страшное или чего я боюсь днём”. Перед детьми ставится цель отобразить наиболее яркий страх. Какой именно детям не объясняется, каж дый ребёнок должен выбрать его сам.

    Таблица N3.
    Исследование страхов с помощью рисунков.
    Не нарисовали
    Нарисовали
    страх
    страх
    30%
    70%

Некоторые дети не нарисовали страх вообще. Дру- гие дети смогли нарисовать рисунок и преодолеть барьер страха в своём сознании, и отразить волевым, целенаправленным усилием то, о чём он старается не думать.

Рисование страхов детьми не приводит к его усиле нию, а наоборот, снижает напряжение от тревожного ожидания его реакции. В рисунках страх уже во мно гом реализован, как нечто уже происшедшее, фактичес ки случившееся ; остаётся меньше недоказанного, неяс ного, неопределённого. Вместе всё это снимает аффек тивно-травмирующее звучание страха и психике ребён ка. Важно, во первых, то, что задание задаёт учитель, ребёнок которому доверяет. Во вторых, само рисова–ние происходит в жизнерадостной атмосфере общения со сверстниками, обеспечивая поддержку с их стороны, не говоря уж об одобрении самого учителя.

Рисунки на тему “Самое хорошее или самое плохое” Ребёнку была предоставлена возможность выбора событий, происходивших с ним. Таблица N4.

    Исследование страхов с помощью рисунков.
    Хорошие, радостные
    Неприятные
    эпизоды
    события
    80%
    20%

Большинство детей предпочитают отображать в ри- сунке хорошие, радостные эпизоды из своей жизни. Тем не менее в классе присутствуют дети, рисующие неприятные события, что может послужить основой для последующей психотерапевтически ориентирован ной беседы с ними.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.