Предполагал, что индивидуальная душа обладает некоторыми способностями, коренящимися в чувственности которые позволяют ей воспринимать божественный разум.
Учил, что человек связан с божеством не прямо, а посредством божественного разума. Фома Аквинский (1225 – 1274)
Душа – чистый субъект, не обладающий ни чем кроме способности сознавать. Бернардино Телезио (1509 – 1588) Разработал теорию аффектов.
Полагал, что движение материи не может объяснить особое положение человека. Склонялся к тому, что душа – бессмертна. Леонардо да Винчи (1452 – 1519)
Дал понятие – “живопись”, и стал создателем науки живопись. Придавал большое значение строению и свойству двигательного аппарата. Воспевал высокое значение строения глаза.
Изучая функции органов, рассматривал организм как образец “природной механики”. Впервые описал ряд костей и нервов, особое внимание уделял проблемам эмбриологии и сравнительной анатомии, стремясь ввести экспериментальный метод и в биологию.
Утвердил ботанику как самостоятельную дисциплину, дал классические описания листорасположения.
Явился одним из основоположников палеонтологии, считая, что окаменелости, находимые на вершинах гор, опровергают представления о“всемирном потопе”. Хуан Луис Вивес (1492 – 1540)
Один из первых противопоставил эмпирико – психологическое познание метафизическим учениям о душе. Сформулировал закон ассоциации.
Доказал, что самым верным способом управления чувствами является вытеснение одного аффекта другими, более сильными. Гомес Перейра (1500 – 1560) Отрицал существования души у животных. Животные ничего не слышат, не видят и вообще не чувствуют Не чувственные образы а знаки движут их поведением. Период учения XVII - XVIII века. Ученый Основные идеи. Френсис Бэкон (1561 – 1626)
Провозгласил имевшие в те времена революционный смысл идеи о том, что человек есть слуга и истолкователь природы, что значение становиться силой (подобной силам природы), когда люди от книг обращаются к реальным явлениям, от умозрения– к эксперименту.
Решающую роль он придает эксперименту –не созерцанию и наблюдению, а изменению явлений посредством действий с использованием инструментов, орудий, приборов. Природа предстает как огромный механизм, безгранично открытый для вычислений, наблюдений экспериментов с помощью различных приборов. Декарт (1596 – 1650) Определил новые понятия:
тело – автомат – система, организованная по законам механики. душа – упорядочивание автомата – системы.
Работа внутренних органов и поведение организма нуждается только во внешних толчках и соответствующей материальной конструкции.
Ввел понятие “страсть” или “аффект” – эмоциональное состояние + ощущения + представления. Лейбниц (1646 – 1716)
Считал, что в душе существует известное предрасположение, благодаря которому в дальнейшем из нее могут быть извлечены в неопытные истины. Произвел разделение психических явлений и представленость на уровне сознания, и при отсутствии сознания, считал что, непрерывно продолжается незаметная деятельность психических сил. Является родоначальником учения о психической причинности. Спиноза (1632 – 1677) Его идеи: Единственная субстанция – природа. Психическое мышление столь же реально, как и физическое. Вместе с Гоббсом выдвинули идеи:
О принципиальной неотделимости души и тела, душа не самостоятельная по отношению к телу“начало”
Предметом психологии познания должны служить конкретные психические явления, а не душа как целостная сущность.
Учение о психике – часть общего учения о материальном мире. Законы природы – есть строго причинные явления. Гоббс (1588 – 1679)
Пытался поставить вопрос –каким образом можно вывести мыслительную активность из принципа механического воздействия. Единственная субстанция – природа.
Он считал, что в материальном мире нет ничего, кроме движущейся материи. Дал точное определение понятию самосохранение–конечная цель к которой устремлен каждый и во имя которой один индивид вынужден наносить ущерб другому. Локк (1632 – 1704) Поддерживал Декарта.
Опыт есть последствия совместной деятельности ощущений и рефлексии. Вывел термин “ассоциация” Гартли (1705 – 1757) Противник материализма.
Его учение это первая материалистическая концепция бессознательного. Его идеи:
Рецептор должен рассматриваться не сам по себе, а как компонент системы. Выдвинул идею о том, что следующие за раздражением рецептора движения мышц могут происходить в незаметной для внешнего восприятия форме. Волевое поведение возникает у человека благодаря соединению сенсомоторных реакций с речью. Дейвид Юм (1711 – 1776) Провозгласили единственным объектом познания опыт. Отбросил рефлексию как источник познания. ОПЫТ = впечатления + ощущения + эмоции + … + идеи.
Развил учение о чувственном опыте (источнике знаний) как потоке “впечатлений”, причины которых непостижимы. Проблему отношения бытия и духа считал неразрешимой.
Отрицал объективный характер причинности и понятие субстанции. Разрабатывал теорию ассоциации идей. В этике развил концепцию утилитаризма, в политэкономии разделял трудовую теорию стоимости А. Смита. Учение Юма один из источников философии И. Канта, позитивизма и неопозитивизма.
Волей человека, по Юму, руководят именно аффекты, а не разум. Разум сам по себе не способен нейтрализовать действие какого-либо аффекта, это может сделать только другой аффект.
Все аффекты Юм делит на спокойные (например, чувство прекрасного) и бурные (например, любовь или ненависть).
Особое место среди описываемых им аффектов занимает аффект симпатии, которая оживляет все другие аффекты. Она возникает в результате воображаемого перенесения себя на место другого человека, испытывающего определенные душевные переживания Христиан Вольф (1679 – 1754) Приемленик Лейбница Первым преподнес понятие ПСИХОЛОГИЯ в Европу.
Описал различные классы психических явлений и разделил их на иерархически расположенные группы. Томас Рид (1710 – 1796) “Шотландская школа”
Его теория –каждый человек рождается с запасом принципов и истин, позволяющих ему независимо от опыта различать прекрасное и безобразное, дурное и хорошее. Дал понятие ощущение – простое состояние, которое существует в уме познающего. А. Н. Радищев (1749 – 1802) “…Бытие вещей независимо от силы познания о них”
Он налагал, будучи материалистическим монистом, что психические явления совершаются в пространстве и воплощены в пространственных структурах. Тем самым он отвергал противопоставление психического физическому по признаку не протяженности.
Придерживался, что формирование умственных качеств индивида зависит не только от взаимодействия внешней среды но и от телесной организации. Общие “достижения” для данного периода Развитие учения о механизмах тела.
Развитие проблемы аффекта (страсти) – как телесное состояние, являющимся могучим регулятором психической жизни. Развитие учения о живом теле как механической системе, которая не нуждается для своего объяснения ни в каких скрытых качествах и душах
Развитие понятия о сознании как присущей индивиду способности путем внутреннего наблюдения иметь самое достоверное, знание о собственных психических состояниях и актах. Развитие взаимосвязи физического и психического. XIX век. Ученый Основные идеи. Чарлз Белл (1774 – 1842) Создатель проекта “Новая анатомия мозга”
Ссылаясь на свои опыты он указывал, что единый нерв представляет в действительности связку различных нервов, имеющий каждый собственное качество. Рассчитывал экспериментально расчленить душевную жизнь на ее первичные элементы.
В результате хирургических экспериментов установил различие в функциях нервов. Он очень близко подошел к понятию рефлекторной природе чувственного познания тем–что считал пространственный образ вещи складывается благодаря непроизвольной деятельности глазных мышц.
В 1811 установил распределение нервных волокон в корешках спинного мозга Провел работы по связи выразительных движений с функциями различных отделов нервной системы. Внес существенный вклад в разработку представлений о рефлексах и рефлекторной дуге. Обнаружил один из защитных рефлексов, состоящий в том, что при смыкании век оба глазных яблока поворачиваются к верху. Маршал Холл Отделил рефлексы от движений.
Рефлекс – такие акты, природа который апсична. Рефлекс – не есть деятельность психических моментов. Ф. Галль (1758 – 1828) Основатель науки френологии (наука о деятельности мозга).
Произвел первые попытки “размещения” в извилинах больших полушариев все “умственные силы”. Флуранс (1794 – 1867) Мозг – орган мысли. Экспериментальными способами впервые выяснил, что: мозжечок – координирует движения продолговатый головной мозг – это жизненный узел четверохолмие – зрение спиной мозг – возбуждение Томас Юнг (1773 – 1829)
Выдвинул гипотезу, что сетчатка глаза содержит три вида волокон каждый из которых реагирует на свой световой луч. Карл Густав Юнг (1875-1961) Основатель “аналитической психологии”.
Развил учение о коллективном бессознательном, в образах которого (т. н. архетипах) видел источник общечеловеческой символики, в т. ч. мифов и сновидений (“Метаморфозы и символы либидо”).
Цель психотерапии, по Юнгу, осуществление индивидуации личности. Оказал влияние на культурологи, сравнительное религиоведение и мифологию (К. Кереньи, М. Элиаде и др. ). Огюстом Конт (1798 – 1857)
В период его деятельности он предложил новую классификацию наук, среди которых – психологии не было. Внутренний мир станет предметом науки тогда, когда будет восстановлена бесплодная почва интроспективного анализа. Вод его влиянием образовалась социальная психология. Фохт (1817 – 1895) Молешотт (1822 – 1893) Бюхнер (1824 – 1899) Чольбе (1819 – 1873)
Страницы: 1, 2, 3