Рефераты. История психологии

p>“ … Чувствующей частью органа зрения является не хрусталик, а сетчатая оболочка”.

Предполагал, что индивидуальная душа обладает некоторыми способностями, коренящимися в чувственности которые позволяют ей воспринимать божественный разум.

Учил, что человек связан с божеством не прямо, а посредством божественного разума.

    Фома Аквинский
    (1225 – 1274)

Душа – чистый субъект, не обладающий ни чем кроме способности сознавать. Бернардино Телезио

    (1509 – 1588)
    Разработал теорию аффектов.

Полагал, что движение материи не может объяснить особое положение человека. Склонялся к тому, что душа – бессмертна.

    Леонардо да Винчи
    (1452 – 1519)

Дал понятие – “живопись”, и стал создателем науки живопись. Придавал большое значение строению и свойству двигательного аппарата. Воспевал высокое значение строения глаза.

Изучая функции органов, рассматривал организм как образец “природной механики”. Впервые описал ряд костей и нервов, особое внимание уделял проблемам эмбриологии и сравнительной анатомии, стремясь ввести экспериментальный метод и в биологию.

Утвердил ботанику как самостоятельную дисциплину, дал классические описания листорасположения.

Явился одним из основоположников палеонтологии, считая, что окаменелости, находимые на вершинах гор, опровергают представления о“всемирном потопе”. Хуан Луис Вивес

    (1492 – 1540)

Один из первых противопоставил эмпирико – психологическое познание метафизическим учениям о душе. Сформулировал закон ассоциации.

Доказал, что самым верным способом управления чувствами является вытеснение одного аффекта другими, более сильными.

    Гомес Перейра
    (1500 – 1560)
    Отрицал существования души у животных.
    Животные ничего не слышат, не видят и вообще не чувствуют
    Не чувственные образы а знаки движут их поведением.
    Период учения XVII - XVIII века.
    Ученый
    Основные идеи.
    Френсис Бэкон
    (1561 – 1626)

Провозгласил имевшие в те времена революционный смысл идеи о том, что человек есть слуга и истолкователь природы, что значение становиться силой (подобной силам природы), когда люди от книг обращаются к реальным явлениям, от умозрения– к эксперименту.

Решающую роль он придает эксперименту –не созерцанию и наблюдению, а изменению явлений посредством действий с использованием инструментов, орудий, приборов. Природа предстает как огромный механизм, безгранично открытый для вычислений, наблюдений экспериментов с помощью различных приборов.

    Декарт
    (1596 – 1650)
    Определил новые понятия:

тело – автомат – система, организованная по законам механики. душа – упорядочивание автомата – системы.

Работа внутренних органов и поведение организма нуждается только во внешних толчках и соответствующей материальной конструкции.

Ввел понятие “страсть” или “аффект” – эмоциональное состояние + ощущения + представления. Лейбниц

    (1646 – 1716)

Считал, что в душе существует известное предрасположение, благодаря которому в дальнейшем из нее могут быть извлечены в неопытные истины. Произвел разделение психических явлений и представленость на уровне сознания, и при отсутствии сознания, считал что, непрерывно продолжается незаметная деятельность психических сил.

    Является родоначальником учения о психической причинности.
    Спиноза
    (1632 – 1677)
    Его идеи:
    Единственная субстанция – природа.
    Психическое мышление столь же реально, как и физическое.
    Вместе с Гоббсом выдвинули идеи:

О принципиальной неотделимости души и тела, душа не самостоятельная по отношению к телу“начало”

Предметом психологии познания должны служить конкретные психические явления, а не душа как целостная сущность.

Учение о психике – часть общего учения о материальном мире. Законы природы – есть строго причинные явления.

    Гоббс
    (1588 – 1679)

Пытался поставить вопрос –каким образом можно вывести мыслительную активность из принципа механического воздействия.

    Единственная субстанция – природа.

Он считал, что в материальном мире нет ничего, кроме движущейся материи. Дал точное определение понятию самосохранение–конечная цель к которой устремлен каждый и во имя которой один индивид вынужден наносить ущерб другому.

    Локк
    (1632 – 1704)
    Поддерживал Декарта.

Опыт есть последствия совместной деятельности ощущений и рефлексии. Вывел термин “ассоциация”

    Гартли
    (1705 – 1757)
    Противник материализма.

Его учение это первая материалистическая концепция бессознательного. Его идеи:

Рецептор должен рассматриваться не сам по себе, а как компонент системы. Выдвинул идею о том, что следующие за раздражением рецептора движения мышц могут происходить в незаметной для внешнего восприятия форме. Волевое поведение возникает у человека благодаря соединению сенсомоторных реакций с речью.

    Дейвид Юм
    (1711 – 1776)
    Провозгласили единственным объектом познания опыт.
    Отбросил рефлексию как источник познания.
    ОПЫТ = впечатления + ощущения + эмоции + … + идеи.

Развил учение о чувственном опыте (источнике знаний) как потоке “впечатлений”, причины которых непостижимы. Проблему отношения бытия и духа считал неразрешимой.

Отрицал объективный характер причинности и понятие субстанции. Разрабатывал теорию ассоциации идей. В этике развил концепцию утилитаризма, в политэкономии разделял трудовую теорию стоимости А. Смита. Учение Юма один из источников философии И. Канта, позитивизма и неопозитивизма.

Волей человека, по Юму, руководят именно аффекты, а не разум. Разум сам по себе не способен нейтрализовать действие какого-либо аффекта, это может сделать только другой аффект.

Все аффекты Юм делит на спокойные (например, чувство прекрасного) и бурные (например, любовь или ненависть).

Особое место среди описываемых им аффектов занимает аффект симпатии, которая оживляет все другие аффекты. Она возникает в результате воображаемого перенесения себя на место другого человека, испытывающего определенные душевные переживания

    Христиан Вольф
    (1679 – 1754)
    Приемленик Лейбница
    Первым преподнес понятие ПСИХОЛОГИЯ в Европу.

Описал различные классы психических явлений и разделил их на иерархически расположенные группы.

    Томас Рид
    (1710 – 1796)
    “Шотландская школа”

Его теория –каждый человек рождается с запасом принципов и истин, позволяющих ему независимо от опыта различать прекрасное и безобразное, дурное и хорошее. Дал понятие ощущение – простое состояние, которое существует в уме познающего. А. Н. Радищев

    (1749 – 1802)
    “…Бытие вещей независимо от силы познания о них”

Он налагал, будучи материалистическим монистом, что психические явления совершаются в пространстве и воплощены в пространственных структурах. Тем самым он отвергал противопоставление психического физическому по признаку не протяженности.

Придерживался, что формирование умственных качеств индивида зависит не только от взаимодействия внешней среды но и от телесной организации. Общие “достижения” для данного периода

    Развитие учения о механизмах тела.

Развитие проблемы аффекта (страсти) – как телесное состояние, являющимся могучим регулятором психической жизни. Развитие учения о живом теле как механической системе, которая не нуждается для своего объяснения ни в каких скрытых качествах и душах

Развитие понятия о сознании как присущей индивиду способности путем внутреннего наблюдения иметь самое достоверное, знание о собственных психических состояниях и актах.

    Развитие взаимосвязи физического и психического.
    XIX век.
    Ученый
    Основные идеи.
    Чарлз Белл
    (1774 – 1842)
    Создатель проекта “Новая анатомия мозга”

Ссылаясь на свои опыты он указывал, что единый нерв представляет в действительности связку различных нервов, имеющий каждый собственное качество. Рассчитывал экспериментально расчленить душевную жизнь на ее первичные элементы.

В результате хирургических экспериментов установил различие в функциях нервов. Он очень близко подошел к понятию рефлекторной природе чувственного познания тем–что считал пространственный образ вещи складывается благодаря непроизвольной деятельности глазных мышц.

В 1811 установил распределение нервных волокон в корешках спинного мозга Провел работы по связи выразительных движений с функциями различных отделов нервной системы. Внес существенный вклад в разработку представлений о рефлексах и рефлекторной дуге. Обнаружил один из защитных рефлексов, состоящий в том, что при смыкании век оба глазных яблока поворачиваются к верху. Маршал Холл

    Отделил рефлексы от движений.

Рефлекс – такие акты, природа который апсична. Рефлекс – не есть деятельность психических моментов. Ф. Галль

    (1758 – 1828)
    Основатель науки френологии (наука о деятельности мозга).

Произвел первые попытки “размещения” в извилинах больших полушариев все “умственные силы”. Флуранс

    (1794 – 1867)
    Мозг – орган мысли.
    Экспериментальными способами впервые выяснил, что:
    мозжечок – координирует движения
    продолговатый головной мозг – это жизненный узел
    четверохолмие – зрение
    спиной мозг – возбуждение
    Томас Юнг
    (1773 – 1829)

Выдвинул гипотезу, что сетчатка глаза содержит три вида волокон каждый из которых реагирует на свой световой луч.

    Карл Густав Юнг
    (1875-1961)
    Основатель “аналитической психологии”.

Развил учение о коллективном бессознательном, в образах которого (т. н. архетипах) видел источник общечеловеческой символики, в т. ч. мифов и сновидений (“Метаморфозы и символы либидо”).

Цель психотерапии, по Юнгу, осуществление индивидуации личности. Оказал влияние на культурологи, сравнительное религиоведение и мифологию (К. Кереньи, М. Элиаде и др. ).

    Огюстом Конт
    (1798 – 1857)

В период его деятельности он предложил новую классификацию наук, среди которых – психологии не было. Внутренний мир станет предметом науки тогда, когда будет восстановлена бесплодная почва интроспективного анализа.

    Вод его влиянием образовалась социальная психология.
    Фохт
    (1817 – 1895)
    Молешотт
    (1822 – 1893)
    Бюхнер
    (1824 – 1899)
    Чольбе
    (1819 – 1873)

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.