Рефераты. Кризис семейных отношений и дети подросткового возраста - (диплом)

p>3. Результаты тестирования сына. Ниже представлены результаты детского варианта теста Р. Кеттела, выполненного Андреем. Самые высокие пики на данном профиле–по шкалам В, Е, Н, что можно интерпретировать как хорошо развитый интеллект; выраженную склонность к самоутверждению и независимость; социальную

    - -
    - -
    - -
    - -
    - -
    - -
    - -
    - -
    - -
    - -
    - -

смелость, непринужденность и решительность. Самый низкий пик профиля – по шкале I –говорит о реалистичности, практичности, склонности во всем полагаться на себя, “мужественной независимости”. Также выделяются повышенные показатели по шкалам D, O, Q3 и Q4, указывающие на некоторую возбудимость, реактивность; неустойчивость настроения (возможно, невротичность); развитый самоконтроль; раздражительность, нервное напряжение. 4. Особенности развития автономии и индивидуации у сына. Как показали данные беседы, в семье подростка сложилась конфликтная атмосфера; другой неблагоприятный фактор развития его личности–отсутствие отца (или другого мужчины в семье). Данные особенности семьи мальчика вызывают у него, с одной стороны, некоторое нервное напряжение (что подтверждается и результатами тестирования), а с другой–повышенное стремление к самостоятельной жизни, независимости от семьи, уход в себя (это следует как из беседы с матерью и подростком, так и из данных теста). Таким образом, в данном случае у подростка наблюдаются нарушения в развитии автономии и индивидуации.

    Случай 5.

1. Состав и история семьи. Семья состоит из матери (50 лет) и сына (Антон, 12 лет). Родители развелись полгода назад; отец в настоящее время регулярно навещает сына. Мать по специальности– историк; отец – преподаватель ВУЗа. Антон не посещал детский сад; с 6 лет он ходит в школу. 2. Особенности взаимоотношений в семье по данным беседы и наблюдения. По словам матери, они с бывшим мужем – “люди, разные во всем”: у них разные взгляды на жизнь, на воспитание детей, разные интересы, вкусы, разные черты характера. Отец– человек рациональный, точный, педантичный, не любит “бессмысленных”разговоров. Мать же более эмоциональна, общительна. Важная задача в воспитании сына для матери–дать ему хорошее образование. Мать считает, что родители должны во многом помогать ребенку при обучении, заниматься с ним (поскольку сейчас трудно поступить в хороший ВУЗ, нужны репетиторы и т. п. ). Она считает, что без ее помощи сын будет учиться недостаточно хорошо и в будущем не сможет поступить в хороший институт. “Я считаю, что ребенку надо помогать, чтобы подготовить к будущему”, - сказала мать в беседе. Отец же придерживается противоположного мнения, считая, что ребенок должен всего в жизни добиться самостоятельно (как добился и отец в свое время). “Я не сторонник крайностей, - также сказал отец, - ребенок должен сам столкнуться с трудностью - с тем, чего он не может. И тут я готов ему помочь”. Мать и отец Антона поженились только из-за появления ребенка (которое было незапланированным); это единственное, что их объединяло в течение одиннадцати лет совместной жизни, по словам матери (воспитание сына). С самого начала совместной жизни между матерью и отцом происходили конфликты; супруги были недовольны друг другом. Сын с детства рос капризным, упрямым, непослушным. Матери было трудно добиться послушания от ребенка, поскольку муж обычно во всем противоречил ей, например разрешал сыну то, что мать запрещала, и наоборот. Кроме того, по мнению матери, особенности характера Антона - сильная раздражительность, гневливость, несдержанность–могут быть связаны с врожденной патологией (повышенное внутричерепное давление и определенные особенности деятельности мозга, близкие к эпилептическим признакам, по мнению врачей).

В воспитании сына участвовали оба родителя, но каждый из них применял свои методы: отец был более строг с сыном, добивался от него самостоятельности; мать же всегда старалась помогать сыну, но ее попытки обычно вызывали протест сына. По словам матери, у нее нет никакого стиля воспитания. “Пытаюсь что-то сделать, но ничего не получается”, - сказала она. Сын в детстве вел себя “как барин”: часто грубил родителям, приказывал им, требовал удовлетворения своих желаний. “Если он что-то захотел, то всё… добивался этого любой ценой”, - сказала мать. У мальчика часто возникали какие-то желания (внезапные, необдуманные), исполнения которых он требовал от родителей (купить что-нибудь и т. п. ). Он часто гневался, раздражался, “делал то, что захочет”. (Мать считает, что причиной раздражительности сына могут быть сильные мигрени, которыми он страдает. ) Если родители пытались настаивать на своем и отказывались выполнить желания сына, он часто капризничал, протестовал; по словам матери, нередко дело доходило до слез и истерик. Например, садясь обедать, Антон мог требовать от матери: “Подай ложку”, “Налей воды”и т. п. Если же мать объясняла сыну, что он должен делать это сам, он мог отказаться есть и уйти их кухни. Сейчас, когда Антон стал старше, он стал менее капризным, однако теперь сильный протест с его стороны вызывают попытки родителей вмешиваться в его жизнь.

С отцом у мальчика плохие отношения (как считает мать, отношение Антона к отцу близко к ненависти). С матерью он в более близких отношениях, но ей он также грубит, на что мать обижается.

Учеба в школе дается Антону с легкостью; по словам матери, сын легко может получить хорошую оценку, даже если забывает подготовиться к уроку, может“сообразить на ходу”, быстро решить задачу по телефону для одноклассника. Он мог бы учиться гораздо лучше, если бы старался, считает мать. Мать подчеркнула, что Антон обычно старается сделать все уроки, сколько бы ни было времени; даже если уже ночью он вспоминает, что забыл что-то сделать, то обязательно доделывает. Антон общителен, но близких друзей у него нет. Мать беспокоит, что сын “психологически отгораживается”от родителей, не слушает их советы, не любит рассказывать о своей школьной жизни, протестует, если мать интересуется его делами или пытается помочь ему в чем-то. Сам Антон в беседе сказал, что из-за родительских ссор он не любил приходить домой из школы и обычно старался задержаться где-нибудь с приятелями; дома же он предпочитает проводить свободное время за компьютером. 3. Результаты тестирования сына. Ниже представлены результаты детского варианта теста Р. Кеттела, выполненного Антоном. Как видно на профиле, наибольшее количество баллов подросток получил по шкалам В, D, Q4, что можно интерпретировать

    - -
    - -
    - -
    - -
    - -
    - -
    - -
    - -
    - -
    - -
    - -
    4

как хорошо развитый интеллект; эмоциональную неуравновешенность; раздражительность, фрустрированность. Самые низкие пики профиля– по шкалам А и I –указывают на некоторую замкнутость, обособленность, проявления негативизма и упрямства, а также независимость, склонность полагаться на себя в различных ситуациях. Повышенные показатели по шкалам Е и О означают склонность к самоутверждению, возможно– наличие агрессии в поведении; неустойчивость настроения, тревожность. 4. Особенности развития автономии и индивидуации у сына. Как показали данные беседы, подросток с детства воспитывался в атмосфере конфликтов между родителями, в условиях противоречивого воспитания (со стороны отца и матери), в результате чего у него сформировалась выраженная склонность к самостоятельности, независимости и обособленности от родителей. Мальчик протестует при попытке родителей интересоваться его жизнью или участвовать в ней, стремится как можно больше времени проводить вне дома; результаты тестирования также показали стремление к независимости, склонность полагаться на себя. Поэтому в данном случае можно сделать вывод о нарушениях в развитии автономии и индивидуации подростка.

3. Особенности взаимоотношений в исследуемых семьях и их влияние на развитие автономии и индивидуации подростков

Как показывают данные бесед, в исследованных семьях сложились конфликтные отношения между родителями, либо между родителями и их детьми; во всех пяти семьях дети-подростки пережили развод родителей, а в двух семьях–не только развод, но и повторный брак матери. Не смотря на то, что каждый из представленных выше пяти случаев имеет свои индивидуальные особенности, у них можно выделить некоторые общие черты - в том, как происходит развитие автономии и индивидуации у детей-подростков. Результаты беседы и тестирования говорят о том, что у подростков из пяти исследованных семей ярко выражено стремление к самостоятельности, независимости и обособленности от родителей, склонность во всем полагаться на себя. В поведении подростков присутствует некоторый негативизм, упрямство, своеволие; также заметны признаки сильного нервного напряжения, вызванного повышенной ответственностью, возложенной на подростка, либо конфликтной обстановкой в семье. Все это позволяет сделать вывод о том, что у подростков из данных семей происходят нарушения в развитии автономии и индивидуации, связанные с формированием преждевременного и чрезмерного стремления к самостоятельности, независимости, автономии.

Таким образом, результаты данного исследования свидетельствуют в пользу выдвигавшейся гипотезы: в обследованных неполных и смешанных семьях, переживающих кризис взаимоотношений, у детей-подростков наблюдаются нарушения в развитии автономии и индивидуации.

    Итоги исследования

1. Проведен анализ литературы, посвященной проблемам развития личности подростков, а также особенностям взаимоотношений в семьях, переживающих кризис, и влияния этих отношений на детей-подростков. Рассмотрены важнейшие аспекты личностного развития в подростковом возрасте– развитие автономии и индивидуации. Также проанализировано влияние семейных отношений на возникновение у подростков тех или иных проблем. Рассмотрены результаты исследований развития личности подростков, переживших развод или развод и повторный брак родителей, а также исследований, в которых получены данные о нарушениях развития автономии и индивидуации у подростков.

2. Проведено экспериментальное исследование особенностей развития автономии и индивидуации у подростков из неполных и смешанных семей (т. е. семей, где имеется только один родитель либо один из родителей является приемным), переживающих кризис взаимоотношений. Результаты исследования говорят в пользу гипотезы о том, что в неполных и смешанных семьях, переживающих кризис взаимоотношений, у детей-подростковнаблюдаютсянарушения в развитии автономии и индивидуации. Исследование показало, что у подростков из пяти обследованных семей ярко выражено стремление к самостоятельности, независимости и обособленности от родителей, склонность во всем полагаться на себя. В поведении подростков присутствует некоторый негативизм, упрямство, своеволие; также заметны признаки сильного нервного напряжения, вызванного повышенной ответственностью, возложенной на подростка, либо конфликтной обстановкой в семье. Все это позволило сделать вывод о том, что у подростков из данных семей происходят нарушения в развитии автономии и индивидуации, связанные с формированием преждевременного и чрезмерного стремления к самостоятельности, независимости, автономии.

    Заключение

Следующим этапом работы должно стать обследование семей с высоким уровнем благополучия в плане затяжного кризиса взаимоотношений, деструктивных супружеских конфликтов и расставаний родителей. Необходимо исследовать, насколько в этих благополучных семьях можно говорить об отсутствии нарушений в развитии автономии и индивидуации у детей подросткового возраста. Интересно получить данные о тех конкретных формах, развития автономии и индивидуации, которые можно наблюдать в семьях с высоким уровнем благополучия в супружеских отношениях. Интересно описать условия, сопутствующие возникновению и развитию этих форм. Это окажет неоценимую услугу консультативной практике–будет понятно, в каком направлении ориентировать семью с целью создания более оптимальных условий для развития автономии и индивидуации у детей подросткового возраста.

Полученные нами в данном исследовании результаты (см. стр. 50) говорят в пользу выдвигавшейся гипотезы. Но для того, чтобы действительно сделать вывод в пользу выдвигавшейся в данном исследовании гипотезы, необходимо собрать подобного рода материалы и в семьях с высоким уровнем благополучия (контрольная группа). Это задача исследований на будущее.

    Литература

Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М. :Прогресс, 1995. 2. Александровская Э. М. , Гильяшева И. Н. Адаптированный модифицированный вариант детского личностного вопросника Р. Кеттела. М. : Фолиум, 1995. 3. Захаров А. И. Психологические факторы формирования неврозов у детей. Автореф. дис. Л. , 1991.

4. Ковалев С. В. Психология семейных отношений. М. : Педагогика, 1987. 5. Леонгард К. Акцентуированные личности. Киев, 1981.

6. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л. :Медицина, 1983. 7. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб. : Питер, 2000. 8. Сатир В. Как строить себя и свою семью. М. : Педагогика-Пресс, 1992. 9. Семья в психологической консультации. // Под ред. Бодалева А. А. , Столина В. В. М. : Педагогика, 1989.

10. Семья и формирование личности. // Под ред. Бодалева А. А. М. : Мысль, 1987. 11. Соколова Е. Т. , Чеснова И. Г. Зависимость самооценки подростка от отношения к нему родителей. // Вопросы психологии, 1986, № 2.

12. Спиваковская А. С. Как быть родителями. М. : Педагогика, 1986. 13. Спиваковская А. С. Профилактика детских неврозов. М. : МГУ, 1988. 14. Тарнавский Ю. Б. Срыва можно избежать: неврозы, их лечение и профилактика. М. : Медицина, 1990.

15. Франкл В. Человек в поисках смысла. М. : Прогресс, 1990. 16. Фромм Э. Бегство от свободы. М. : Прогресс, 1990.

    17. Фромм Э. Иметь или быть. М. : Прогресс, 1996.
    18. Фромм Э. Человек для себя. Минск: Коллегиум, 1992.

19. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. М. : Прогресс, 1993. 20. Эйдемиллер Э. Г. Роль внутрисемейных отношений в развитии психопатий и психопатоподобных расстройств в подростковом возрасте. Автореф. дис. , Л. , 1976.

21. Эйдемиллер Э. Г. , Юстицкий В. В. Анализ семейных отношений у подростков при психопатиях, акцентуациях характера, неврозах и неврозоподобных состояниях. Обнинск, 1992.

22. Эйдемиллер Э. Г. , Юстицкий В. В. Семейная психотерапия. М. : Медицина, 1990. 23. Эриксон Э. Детство и общество. Обнинск, 1993.

    24. Юнг К. Конфликты детской души. М. : Канон, 1995.
    25. Юнг К. Психология бессознательного. М. : Канон, 1994.

26. Cobb N. J. Adolescence: Continuity, Change, and Diversity. 2d ed. 1995. Mayfield Publishing Company. California.

Рецензия на дипломную работу студентки факультета психологии МГОПУ Лебедевой Ольги Валерьевны“Кризис семейных отношений и дети подросткового возраста” Елизаров Андрей Николаевич, кандидат психологических наук

Дипломная работа Лебедевой Ольги Валерьевны представляет собой явление довольно редкое среди студенческих научных работ. Способность к качественному анализу является вершиной развития психолога. Метод исследования с помощью клинической беседы, если он проводится опытным специалистом, является наиболее точным и глубоким методом психологического исследования, дающим наиболее ценные и значимые результаты. Однако доступен он далеко не многим. Это объясняется тем, что использование этого метода предполагает, прежде всего, наличие у экспериментатора глубоких, существующих в актуальной форме знаний в виде развернутой системы представлений относительно изучаемых психических явлений, умение переводить информацию с языка бытийных категорий на научный язык, и наоборот. Поэтому многие студенты с недоумением смотрят, когда им предлагаешь взяться за деятельность, связанную с качественным анализом. Использование опросника и коэффициента корреляции выглядит для них более понятным. Лебедева Ольга Валерьевна не только взяла на себя труд исследования особенностей влияния внутрисемейных отношений на развитие личности ребенка подросткового возраста с помощью метода клинической беседы и последующего качественного анализа ее результатов, но и успешно решила эту задачу. Ее описания консультативных случаев лаконичны, ясны, последовательны, логичны. Она явно обладает высокими способностями к логическому мышлению, рациональному анализу.

Хотим выразить благодарность научному руководителю студентки – Чудовой Натальи Владимировне за то, что она не стала “ломать”студентку, подгонять ее работу под бездушную и достаточно мало информативную форму сбора эмпирических данных, сложившуюся в эпоху критикуемого на данный момент позитивизма. Большинство наиболее значимых, наиболее используемых сейчас в практике оказания психологической помощи результатов психологии XX столетия были получены в результате применения методов качественного анализа (см. , например, работы Фрейда, Адлера, Юнга, Фромма и других). Проблему мы видим в том, что большинство современных студентов к качественному анализу пока не готовы.

Считаем, что осуществленное Лебедевой Ольгой Валерьевной исследование закладывает основы для получения в дальнейшем очень значимых результатов (см. заключение работы). Выражаем желание, чтобы Лебедева Ольга Валерьевна и в дальнейшем продолжила разрабатывать эту тему в том направлении, о котором заявлено в заключении.

    Считаем возможным, рекомендовать оценку отлично.
    22 апреля 2002 года.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.