Рефераты. ЛЮБОВЬ КАК ОСНОВА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО МИРА - (реферат)

p>Что соединяет до крайности разнородные страсти, влечения, привязанности в единство, именуемое“любовью”? Вопрос о взаимных отношениях любви не проще, чем вопрос о её смысле. Т. Кемперв основу своей классификации кладёт два независимых фактора: власть и статус [13. С. 63]. Власть - это способность силой заставить партнёра сделать то, что ты хочешь; статус- способность вызывать желание партнёра, идти навстречу твоим требованиям. В зависимости от того, является уровень власти и статуса низким или высоким, выделяются семь типов любви:

романтическая любовь, в которой оба партнёра обладают высокими статусами и властью: они стремятся идти навстречу друг другу и вместе с тем каждый из них может“наказать” другого, лишив его проявлений своей любви; родительская любовьк маленькому ребёнку, в которой родитель обладает высоким уровнем власти и низким статусом (поскольку любовь ребёнка к нему ещё не сформировалась), а у ребёнка мало власти, но высок статус;

братская любовь, в которой оба члена пары имеют малую власть друг над другом, но охотно идут навстречу один к другому;

харизматическая любовь, имеет место, например, в паре учитель-ученик. Учитель имеет и возможность принуждения, и желание идти навстречу ученику, а ученик не обладает властью над учителем и охотно исполняет его пожелания;

“поклонение” литературному или другому герою, с которым нет никакого реального взаимодействия и у которого нет власти, но высок статус, а у его поклонника нет ни статуса, ни власти; влюблённость, когда у одного из партнёров есть и власть, и статус, а у другого их нет, как это бывает в случае односторонней, безответной любви;

“измена”, когда один обладает и властью, и статусом, а другой только властью, как это имеет место в ситуации супружеской измены, когда оба супруга сохраняют власть друг над другом, но один из них уже не вызывает желания идти ему навстречу. Эта интересная типология любви, отличающаяся простотой и ясностью, является, тем не менее, на наш взгляд, абстрактной и явно неполной. Два элементарных фактора, власть и статус, очевидно, недостаточны для выявления и разграничения всех тех, многообразных отношений, которые покрываются общим словом“любовь”. Попытки разобраться в типах любви известны с давних пор. Так, для выражения различных аспектов и оттенков любвидревние греки, например, использовали различные термины. Словом “эрос”они обозначали чувства, направляемые на предмет с целью полностью вобрать его в себя. Этот термин выражает любовь-страсть, ревность и чувственное влечение и связан с его пафосом, аффектной, чувствительной стороной. “Эрот”выражает царящую в природе полярность и непреодолимую тягу к её преодолению. Эрот–это и страстная самоотдача, восторженная любовь, не оставляющая в себе места жалости и сочувствию к самому себе.

Слово “philia” (“любовь-дружба”) обозначает связь индивидов, обусловленную социальным или личным выбором. Эта любовь затрагивает отношения близких друг другу людей, она обычно удовлетворена присутствием любимого и развитием естественных чувств. Эти чувства, появились без особого усилия, в процессе личного общения, их ценность в том, что они необходимы человеку как чему-то целому, а не как взятому в отдельных его особенностях. Основное душевное состояние здесь– “духовный покой”, внутренняя близость, взаимопонимание. Таким образом, “philia”означает духовную, открытую, основанную на внутренней симпатии любовь, выражает соединение подобных принципов (тогда как эрос– борьба и соединение противоположных). Слово “storge”означает любовь, которая связана с органическими родовыми связями, нерушимыми, не поддающимися отмене (особенно семейные связи). Это нежная, уверенная, надёжная любовь, которая устанавливается между родителями и детьми, мужем и женой. В такой любви человек находит покой и доверие, чувство уверенности. Этот термин выражает чувства не отдельной личности, а чувство родовой общности, без которого греки не представляли своего существования.

Термин “agape”у греков означал разумную любовь, возникающую на основе оценки какой-либо особенности любимого, его черт характера и т. п. эту любовь человек может разумно обосновывать, ведь она основана на убеждениях, а не на спонтанных чувствах, привычках. Этот аспект любви исторически связан с адекватной оценкой другой личности, что лежит в основе взаимоуважения; в ней чем больше понимания, тем меньше места чувствам. Это любовь, укрепляемая деятельность разума, поэтому она абстрактна, безличностна более чем другие формы любви. Это воля, направляемая разумом.

В средние векахристианство трактовало любовь как высший принцип нравственности, наиболее широко раскрывающий человеческую сущность. Под любовью понималась некая внутренняя сила человека, которая никогда не иссякает, а беспрестанно, без усталости распространяется на все действия человека, направляя его к благоденствию [13. С. 52].

Христианский мыслитель Аврелий Августин выделял три формы любви: любовь человека к Богу;

    любовь к ближнему;
    любовь Бога к человеку;

Первая форма любви выражается как стремление человека к совершенству на пути к Богу. Она связана с человеком, его природой, дающей возможность думать, решать. Она начинается как желание любить Бога, однако, без нужной ясности о предмете любви. В результате исканий человеку надо достичь правильного направления любви и, конечно, возвышенной любви к богу, а не низменной любви к сотворённому миру. По мнению Августина, вся любовь к людям, вещам в этом мире истинна тогда, когда она во имя Бога, а не во имя человека.

Любовь к ближнему – вторая форма любви, принятая в христианстве. Она возможна потому, что “ближний” – это подобие Бога. Она объединяет всех людей без исключения в единое целое. Третья форма – любовь Бога к созданию. Бог не только любит, он сам есть любовь. И его любовь прорывается наружу как творение и избавление человека от грехов; хотя в таком аспекте она в своей начальной глубине не постижима, не доступна человеку.

Классификации любви, имеющие достаточно ясное основание, обладают тем достоинством, что они поддаются хотя бы теоретической проверке. Такие классификации полезны в психологии, при исследовании эмоциональных отношений. Но их роль в философском анализе любви не может быть существенной. Любовь очень разнородна, она включает в себя не только разные виды и их подвиды, но и то, что можно назвать формами любви, еёмодусами. Видами любви являются, например, любовь к ближнему и эротическая любовь. Формами проявления любви к ближнему служат любовь к детям, любовь к родителям, братская любовь; модусамиявляются любовь мужчины и любовь женщины, любовь северянина и любовь южанина, любовь средневековая и любовь современная. Можно говорить просто о любви к ближнему; можно говорить более конкретно о любви к детям или, ещё более конкретно, об отцовской (материнской) любви. Конкретизация может идти дальше, в результате чего выделяются не только формы и модусы, но и“модусы модусов”. Познакомимся с некоторыми формами любви.

Материнская любовь –это забота и ответственность, необходимые для жизни ребёнка. Это установка, которая внушает ребёнку любовь к жизни, а не только желание оставаться жизнеспособным, которая даёт ему почувствовать, что хорошо быть живым, хорошо быть маленьким мальчиком или девочкой, хорошо жить на этой земле. Связь матери и ребёнка по своей природе –это неравенство, где один полностью нуждается в помощи, а другой её даёт. Из-за бескорыстного характера материнская любовь считается высшим видом любви и наиболее священным изо всех эмоциональных связей. Сущность материнской любви– забота о росте ребёнка –предполагает желание, чтобы ребёнок отделился от матери. В этом основное её отличие от любви эротической. В эротической любви два человека, которые были разделены становятся едиными. В материнской любви два человека, которые были едины, становятся отдельными друг от друга. Мать должна не просто терпеть, а именно хотеть и поддерживать отдаление ребёнка. Именно на этой стадии материнская любовь превращается в такую трудную задачу, потому что требует бескорыстности, способности отдавать всё и не желать ничего взамен, кроме счастья любимого человека. Именно на этой стадии многие матери оказываются неспособными решить задачу материнской любви.

Материнская любовь – это любовь к растущему ребёнку, любовь, которая ничего не желает для себя. Это, возможно, наиболее трудная форма любви из всех достижимых, и наиболее обманчивая из-за лёгкости, с которой мать может любить своего младенца. Но именно потому, что это трудно, женщина может стать действительно любящей матерью. Женщина, которая не в состоянии любить, не может быть нежной матерью, не может быть любящей матерью, чья задача в том, чтобы быть готовой перенести отделение ребёнка– и даже после отделения продолжать его любить. Братская любовь – это любовь между равными; материнская любовь –это любовь к беспомощному существу. Как бы они не отличались друг от друга, общее у них то, что онипо своей природе всеобщи. Противоположность этим обоим типам любви составляет эротическая любовь. Она жаждет полного слияния, единства с любимым человеком. Она по своей природе исключительна, а не всеобща, к тому же, вероятно, это самая обманчивая форма любви [20. С. 139]. Прежде всего, её часто путают с переживанием “влюблённости”, внезапного крушения барьеров, существовавших до этого момента между двумя чужими людьми. И кроме этого за эротическую любовь часто принимают влечение друг к другу, которому способствует обманчивый характер полового желания. Половое желаниетребует слияния, оно может быть внушено не только любовью, но так же и тревогой и одиночеством, жаждой покорять и быть покоренным, тщеславием, потребностью причинять боль и даже унижать. Половое желание вызывается или легко сливается с любой другой сильной эмоцией, одной из которых является любовь. Из-за того, что половое желание в понимании большинства людей соединено с идеей любви, они легко впадают в заблуждение, что они любят друг друга, когда их физически влечёт друг к другу [20. С. 138]. Когда желание полового слияния вызвано любовью, то физическая близость лишена жадности, потребности покорять или быть покорённым, но исполнена нежности. Если желание физического соединения вызвано не любовью, это никогда не ведёт к единству, которое было бы чем-то большим, чем оргиастическое преходящее единение [20. С. 138].

В эротической любви есть предпочтительность, которой нет в братской и материнской любви. Она предпочтительна только в том смысле, что человек может соединять себя целиком и прочно с одним человеком. Отношения форм любви к её видам и модусов к формам не остаётся постоянным: разные виды любви могут иметь разные формы своего проявления, а разные формы разные модусы.

А сейчас сосредоточимся на видах любви. Их можно соотносить по-разному. Самое простое и достаточно естественное их упорядочение– это представление всего поля любви в виде серии “наплывающих” друг на друга “кругов”. Каждый из “кругов”включает в чем-то близкие виды любви, а движение от ядра к периферии подчиняется определённым принципам.

Следуя этому принципу, выделяется девять таких “кругов”, ведущих от эротической любви через любовь к ближнему, любовь к человеку и т. д. к любви к истине, к добру и т. п. и далее к любви к власти, к богатству и т. д.

В первый “круг любви” следует, судя по всему, включать эротическую (половую) любовь и любовь к самому себе. Что представляет собой эротическая любовь, известно каждому из собственного опыта или научной литературы. Лишь 16% мужчин и 10% женщин сомневаются в том, знают ли они, что такое любовь, остальные в этом вполне уверены [5. С. 76]. По нашим исследованиям [См. приложение 1] лишь 8% мальчиков и 5% девочек не смогли дать определение.

В определённом, очень важном значении эротическая любовь делает человека полноценным: она сообщает ему такие полноту, насыщенность и остроту бытия, какие не способно давать ничто иное.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.