Рефераты. Медитация как метод изменения сознания - (курсовая)

p>нейропсихологического и электрофизиологического анализа дея тельности. По материалам В. Н. Пушкина показатели реоэнцефа лографии (РЭГ), регистрирующие кровоснабжение мозга, растут в лобных областях коры при повышении общеличностной напря женности при решении задачи, если испытуемый ориентирован на людей, оценивающих его интеллектуальные возможности. При ориентации испытуемого на сам процесс решения показатели РЭГ растут в теменно-височной области. В случаях одновременного личностного и познавательного напряжения показатели РЭГ в этих областях растут синхронно. На основании этих и большого количества других данных (травмы, патологии) Пушкиным дела ется вывод о том, что существуют два крупных блока психичес кой саморегуляции - личностный и познавательный, которые анатомически представлены соответственно лобными долями и теменной областью.

    ОбЫЧНОЕ СОЗНАНИЕ КАК ИЛЛЮЗОРНОЕ СОСТОЯНИЕ.
    Итак, соэнание воспринимает и осмысливает реальность

так, и в той мере, как это позволяют ему способности, сфор мированные этой же реальностью, в первую очередь- реаль ностью, социально и культурно обусловленной.

    Восточные философско-психологические учения, о которых

пойдет речь ниже в связи с медитацией, в основе своей содер жат идею о том, что обычное состояние человеческого сознания есть нечто такое, что могло бы быть выражено как некая иллю

    - 11

зия, сон наяву, гипнотическое бодрствование, неведение. Индуис ты называют это "майа", буддисты- "самсара". Основной целью медитации, по их мнению, является освобождение от этой иллю зии, "просветление", "видение" мира таким, каков он есть на самом деле.

    В свяэи с этим важно рассмотреть вопрос о том, насколь

ко соэнательное отражение соответствует действительности с точки зрения современной науки.

    По Ч. Тарту, сознание человека подвергается троякой де

терминации. Во-первых, оно детерминируется физическими зако нами, поскольку процессы сознания протекают благодаря дейс твию нервной системы. Кроме того, оно детерминируется специфи ческими законами самого сознания, не сводящимися к действию законов физики, химии, физиологии. Наконец, происходит детерми нация социокультурного плана.

    Психологами и философами не раз отмечалось, что та ре

альность, о которой осведомлен индивид, является "консенсус ной", то есть это "реальность по соглашению", границы которой совпадают с границами языка. ".... Такие понятия и формы восп риятия действительности, как время, пространство, измене ние, причина, судьба, число.... в каждой культуре связаны между собой, образуя своего рода "модель мира"- ту "сетку коорди нат", при посредстве которых люди воспринимают действитель ность и строят образ мира, существующий в их сознании"- пи шет А. Я. Гуревич.

    Конечно, эта модель формируется в реальной деятельнос

ти, а другие виды детерминации - в биологической эволюции, поэтому отражение находится в прямой связи с теми аспектами

    - 12

действительности, учет которых важен для выживания. Но наибо лее выгодное с прагматической точки зрения отражение не есть наиболее точное, хотя бы из-за бесконечной сложности отража емой реальности. О несоответствии реальности нашего "образа мира" уже на уровне перцептивных гештальтов лучше всего сви детельствуют данные современной физики, для которой материя - "всего лишь возбужденное состояние поля в данной точке", "пространственные и временные координаты - лишь элементы языка, которым пользуется наблюдатель, описывающий окружаю щую среду" (цит. по Ф. Капра). Гораздо ближе к концепциям сов ременной физики результаты медитативного "видения" в восточ ных культурах: "В древние времена и в средневековье китайцы воспринимали физический мир как протяженное целое. Согласно их представлениям, ци, конденсирующееся в виде осязаемого вещества, не имеет какой бы то ни было самостоятельной сущ ности в отдельности, напротив, - все отдельные предметы взаи модействуют друг с другом.... при помощи волн, или колеба ний.... следовательно, отдельные предметы обладают своими собственными ритмическими характеристиками, которые вплета ются в общий узор мировой гармонии"(цит. по Ф. Капра).

    Помимо элементов детерминации, возникающих с необходи

мостью, строение индивидуальной системы значений зависит и от опыта самого индивида. Он часто склонен делать синкрети ческие обобщения, возникает и ряд других феноменов, связанных с искаженным восприятием мира (установки, проецирование, когда процессы, происходящие в сознании, становятся столь сильны ми, что начинают переноситься на внешние объекты, и затем уже ошибочно воспринимаются как действительные раздражители). Еще

    - 13

одно такое явление - феномен "перцептуальной защиты", или вы борочности восприятий. Он выражается в том, что люди в боль шей степени готовы понимать и видеть то, что они хотели бы понимать и видеть, и стремятся не видеть того, что они пола гают нежелательным, а если все же нечто нежелательное уже вопринято, то сознание стремится разрушить такого рода восп риятия, преобразуя их во что-то такое, что отвечало бы жела ниям человека.

    Вышеперечисленных процессов вполне достаточно, чтобы

сделать понятной идею "самсары" для западного человека. С этой точки зрения резко возрастает ценность некоторых изме ненных состояний сознания, как попыток выхода из самсары, или хотя бы осознания нашего образа мира как одной из многих возможных интерпретаций реальности.

    ИЗМЕНЕННЫЕ СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ.
    Попытки научного осмысления необычных психических спо

собностей и состояний сознания предпренимались со времен Месмера. Однако до недавнего времени "экстравертированное сознание", состояние "нормального" бодрствования рассматри валось большинством ученых как единственное состояние, дос тойное изучения. Согласно классической концепции слабость активации приводит к дремоте и сну, а слишком сильная акти вация - к дезорганизации поведения, рассматриваемой уже как патологическое явление, если человек оказывается неспособным

    - 14
    восстановить равновесие.
    До сих пор большинством западных интеллектуалов молчали

во признается шкала ценностей, изображенная на рисунке 1 (по данным Ч. Тарта).

     ш1
    наиболее ценные состояния сознания Рис. 1
    ¦ ------------------¬
    ¦ полная
    ¦ ¦ рациональность ¦
    ¦
    ¦ ¦ ¦
    ¦
    ¦ ¦ обычная ¦
    ¦ рациональность
    ¦ ¦ (невротические ¦ ------------------------¬
    ¦ искажения) ¦ творческие состояния: ¦
    ¦ L------------------ ¦ обращение к внутрен- ¦
    ¦ ¦ ним импульсам личнос- ¦
    ¦ ------------------¬ ¦ ти ¦
    ¦ ¦ сон ¦ L-----------------------
    ¦ ¦ ¦ ------------------------¬
    ¦ L------------------ ¦ интоксикация марихуа- ¦
    ¦ ¦ ной ¦
    ¦ L-----------------------
    ¦
    ¦ ------------------¬ ------------------------¬
    ¦ ¦ психопатические ¦ ¦ состояния, вызываемые ¦
    ¦ ¦ состояния ¦ ¦ галлюцинативными нар- ¦
    ¦ ¦ ¦ ¦ котиками ¦
    ¦ L------------------ L-----------------------
    ¦ ------------------¬
    ¦ ¦ токсикогенный ¦
    ¦ ¦ психоз ¦
    ¦ L-----------------
    наименее ценные состояния сознания
     ш0
    Однако многих привлекает возможность выбирать те состо

яния, в которых они чувствуют себя "поднявшимися" на более высокий уровень бытия, или, просто, избавленными от диском форта, доставляемого повседневной реальностью.

    Этот подход нашел свое выражение в работах психологов

гуманистического направления. Вслед за Юнгом, придавшим ог ромное значение духовным измерениям психики, Р. Ассаджиоли

    - 15

интерпретировал многие из явлений, которые официальная меди цина считает психопатологическими, как сопутствующие духов ному раскрытию. А. Мэслоу на основе широких исследований мно гих мистических (или "пиковых", "вершинных" по его определе нию) переживаний опроверг традиционное психиарическое возз рение, приравнивавшее их к психозам, признал их ведущими к самоактуализации. Подобные "положительные" состояния стали называться "расширенными состояниями сознания" (РСС).

    Концепция сна как особого активного состояния сознания

(БДГ-сон), исследование шизофрении и маниакально-депрессив ного психоза подготовили почву для всевозможных иследований различных состояний сознания и способов перехода из одного состояния в другое.

    Ч. Тарт называет термином "дискретное состояние созна

ния" (ДСС) совокупность психических структур, активную сис тему, элементами которой являются психические подсистемы, которые могут отчасти варьировать в пределах одного и того же ДСС, но совокупность свойств системы в целом остается примерно одной и той же. Примерами ДСС могут служить обычное бодрствование, сон со сновидениями или без них, гипнотичес кое состояние, опьянение алкоголем, состояние депрессии, ин токсикация марихуаной и др. Существуют процессы, стабилизи рующие и разрушающие определенное ДСС. Например, некоторые ДСС могут разрушаться из-за перегруженности раааздражителями (один из методов наведения транса), или из-за их полного от сутствия (в условиях сенсорной изоляции), либо из-за како го-то аномального раздражителя, выходящего за рамки обычного восприятия. Можно предположить, что некоторые ДСС непосредс

    - 16

твенно не могут быть получены из каких-либо конкретных ДСС; тогда между ними должно быть некоторое промежуточное ДСС.

    Как психические подсистемы можно рассматривать устойчи

вые структуры значений, личностных смыслов, то, что Д. Лилли называет "программами человеческого биокомпьютера". Примера ми изменения таких подсистем могут служить изменения "Я-кон цепции" - уменьшение самотождественности при угасании телес ных ощущений в условиях сенсорной изоляции, вплоть до полно го растворения "Я" или отождествления себя с другим объек том.

    С. Гроф, исследуя РСС, возникающие при применении

ЛСД-25, объединил в четыре основных типа переживания, сход ные по смыслу, глубине, эмоциональной и сенсорной модальнос ти:

    1. Изменения в восприятии окружающих объектов, абстракт

ные и эстетические переживания и фантазии, характеризующиеся специфической стимуляцией сенсорных модальностей - кинесте тической, слуховой, зрительной.

    2. Биографические, включающие комплексы эмоционально

значимых воспоминаний и символические переживания, которые можно расшифровать в рамках теоретических схем Фрейда и Ад лера.

    3. Перинатальные - переживания, связанные с повторным

проживанием биологического рождения и конфронтацией со смертью. Этапы рождения и смерти связаны, по Грофу, в "сис темы конденсированного опыта" - динамические сочетания вос поминаний с сопутствующими им фантазиями из различных перио дов жизни человека, объединенные сильным эмоциональным заря

    - 17

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.